Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи:
1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в ДОУ и семье.
4 Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
5. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
Введение ……………………………………………………………………….………………...3
I.Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям...……. .6
2. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…..……………...14
3. Учет индивидуальных особенностей…..………………………………………..19
4. Единство осуществления индивидуального подхода в ДОУ и семье ………. .21
5. Специфика организации индивидуального подхода…………………………….25
- в процессе игровой деятельности.
- в процессе трудового воспитания;
II.Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования……………….........................30
2.Рекомендации..…...…….……………………………………..…………………….33
III.Заключение…………….……………………………………….………………….35
IV. Список литературы.…...………………………………….………………………37
V.Приложения…...………………………………….…………………………………39
.
Содержание :
Введение
……………………………………………………………………….……
I.Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном
подходе к детям...……. .6
2. Возрастные и индивидуальные особенности
дошкольников…..……………...14
3. Учет индивидуальных особенностей…..………………………………………
4. Единство осуществления индивидуального
подхода в ДОУ и семье ………. .21
5. Специфика организации индивидуального
подхода…………………………….25
- в процессе игровой
- в процессе трудового
II.Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования………………............
2.Рекомендации..…...…….…………………
III.Заключение…………….…………………………
IV. Список литературы.…...………………………………….…
V.Приложения…...………………………………….
Введение
Начало 21 века характеризуется тем, что общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточённости людей, разрушает внутренний мир личности. Однако, наше общество достигло высокого уровня цивилизованности и культуры. И какие бы кардинальные перемены ни происходили в его истории, оно должно сохранять и продолжать то лучшее и ценное, что у него есть. К разряду непреходящих ценностей относятся нравственные ценности, современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время обществу требуется морально устойчивый, любознательный, активный, коммуникативный человек, уважающий права других людей.
Дошкольный возраст – это период фактического формирования личности, и время, когда ребёнок проходит основной этап социализации к окружающему его миру, поэтому становлению и развитию личностных качеств дошкольника надо придавать особое значение.
Я считаю, что приоритетными задачами воспитателя в этом контексте являются: развитие в детях любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости; приобщение к элементарным общепринятым правилам поведения и нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование коммуникативных умений и навыков.
Если не заложить в детях нравственность и не развить познавательной активности в дошкольном возрасте, то это будет опозданием навсегда. Кроме того, в работе с детьми должен быть принцип «Ученым можешь ты не стать, а человеком быть обязан», поэтому я считаю, что в первую очередь необходимо заложить у ребёнка нравственную основу личности, а потом развивать её физически и наполнить разносторонними знаниями и умениями.
Замена ценностей в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов на поиск и формирование дидактических моделей, программ и технологий, направленных на развитие интегративных – личностных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям современного общества. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.
Развить личность ребенка, которое идёт особенно интенсивно в дошкольном возрасте –вот центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложнее поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание. Конечно, проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время.
ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.
Сущность воспитания выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не есть единичное мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и следовательно это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной степени,он направлен прежде всего в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков и требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. При грамотном подходе и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Важные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
знание и понимание детей, любовь к детям, основательный теоретический баланс, способность воспитателя размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок
– это субъект собственного развития,
он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать
поддержку педагога.
Объект :
Целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста.
Предмет :
Методы и приемы индивидуального подхода к детям в процессе воспитания в условии ДОУ и семьи.
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи:
1. Изучить опыт науки
и практики по формированию
социально-личностных качеств
2. Разработать и адаптировать
комплекс мероприятий для
3. Привлечь внимание родителей
к проблеме формирования
4 Выявить индивидуально-психологические
особенности ребенка. Создать необходимую
предметно – пространственную среду для
удовлетворения потребностей каждого
ребёнка в деятельности, познании, общении.
5. Выработать рекомендации
для воспитателей по
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка, совершенствование его личных качеств.
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, он требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен.Проблема индивидуального подхода в воспитании детей волновала многих представителей прогрессивной педагогики, как зарубежной, так и русской. В педагогической системе Я.А.Коменского – знаменитого чешского воспитателя – ясно выделены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Так же Ушинский считал,что обязательно надо педагогу усвоить не только принципы и законы воспитательной работы, но и знать особенности человеческой природы, т.е учитывать темперамент, характер детей в процессе воспитания.
Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли огромное внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста ,внедрению их в практику. Так, например Елизавета Николаевна Водововозова последовательно проводила принцип народности, сформулированный К. Д.Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была насыщенной и интересной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему . Также Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его действия. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считала его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
Надежда Константиновна Крупская в своей
педагогической системе рассматривала
развитие индивидуальных качеств каждого
ребенка как обязательное и необходимое
условие его всестороннего воспитания.
«Советское воспитание ,- писала она, -
направлено на то, чтобы в каждом ребенке
развивать все его способности, поднять
его активность, его сознательность, всесторонне
развить его личность, его индивидуальность
» (№8.с.5). Крупская развивала принципиально
новый вопрос об индивидуальном подходе
к детям, обращая внимание на то, что только
при условии воспитания ребенка в коллективе
может полностью обнажиться его индивидуальность,
его творческие способности: «Мы считаем,
что лишь в коллективе личность ребенка
может наиболее полно и всесторонне развиться.
Коллектив не поглощает личность ребенка,
но влияет на качество воспитания, на его
содержание» (№8.с.6).
Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков , лепки, построек из строительного материала .
Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей,-писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » (№8.с.6). При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом , в дошкольном возрасте.
В трудах Надежда Константиновна раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он сделал вывод, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «штрихи» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и личное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим свойством А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Поэтому, в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Следовательно, у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой почве укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Информация о работе Индивидуальный подход педагога в воспитании дошкольников