Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования :
Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка.
Задачи:
1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в ДОУ и семье.
4 Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
5. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
Введение ……………………………………………………………………….………………...3
I.Теоретическая часть:
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям...……. .6
2. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…..……………...14
3. Учет индивидуальных особенностей…..………………………………………..19
4. Единство осуществления индивидуального подхода в ДОУ и семье ………. .21
5. Специфика организации индивидуального подхода…………………………….25
- в процессе игровой деятельности.
- в процессе трудового воспитания;
II.Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования……………….........................30
2.Рекомендации..…...…….……………………………………..…………………….33
III.Заключение…………….……………………………………….………………….35
IV. Список литературы.…...………………………………….………………………37
V.Приложения…...………………………………….…………………………………39
Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Воспитатель всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не отдельно от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Методологическое обоснование и теоретические
положения в трудах
Н.К.Крупской и А.С.Макаренко, являются
базовыми для дальнейшего развития в
педагогике проблемы индивидуального
подхода к детям.Вскрыв сущность индивидуального
подхода в воспитании, установив его связь
с жизнью, они обосновали положение о том,
что методы и подходы индивидуального
подхода в процессе воспитания и обучения
зависят от общих целей и задач воспитания,
учета возрастных и индивидуальных особенностей
и характера деятельности ребенка.
Индивидуальный подход к детям осуществлялся
ими в плане проектирования лучших качеств
личности, а не только как процесс перевоспитания
и исправления недостатков.
Проблема индивидуального подхода к
детям получила всестороннее развитие
в практическом опыте и в педагогическом
учении
В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность
развития индивидуального своеобразия
личности ребенка.
Путь изучения индивидуальных особенностей
ребенка
В.А.Сухомлинский считал нужным начинать
с его семьи, одновременно подчеркивая
необходимость педагогического просвещения
родителей: «По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой для всех…»
(№8.с.9). При этом он отмечал, что общие
формы работы с родителями необходимо
сочетать с индивидуальными, так как в
каждой семье свой уклад жизни, традиции
и сложные взаимоотношения между ее членами.
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода. Пристальное внимание они обращали на индивидуальный подход, в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Проблема формирования личности включает учение о характере.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать,он формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.
Конечно надо отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в ДОУ так и в семье.
Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).
Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностно-интеллектуальных. Рассмотрим каждое из этих качеств.
Личностно-интеллектуальные
качества. Личностно развитого ребенка
на пороге поступления в школу можно охарактеризовать
как активного, инициативного, любознательного,
стремящегося получить новые знания, эмоционально
отзывчивого, уважающего старших, владеющего
основными культурными привычками и навыками
самообслуживания, адекватными возрасту.
Именно эти личностные качества позволят
будущему первокласснику стать активным
учеником, заинтересованным в успешном
обучении. Мотивационная сфера: игровая
мотивация, познавательный интерес, учебные
мотивы (развивается и проявляется во
всех видах детской деятельности: игре,
познавательно-
Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.
Очень важно, осуществлять воспитательную
работу, ориентируясь на основные возрастные
закономерности психического развития
дошкольника. Дошкольное детство — период
познания мира человеческих отношений.
Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой
игре, которая становится для него ведущей
деятельностью. Играя, он учится общаться
со сверстниками.
Дошкольное детство — период творчества.
Ребенок осваивает речь, у него появляется
творческое воображение. У дошкольника
своя, особая логика мышления, подчиняющаяся
динамике образных представлений.
Это период первоначального становления
личности. Возникновение эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения,
самооценки, усложнение и осознание переживаний,
обогащение новыми чувствами и мотивами
эмоционально-потребностной сферы — вот
неполный перечень особенностей, характерных
для личностного развития дошкольника.
Центральными новообразованиями этого
возраста можно считать соподчинение
мотивов и самосознание .Осуществляя индивидуальный
подход к детям, педагог должен помнить,
что его задача не только развивать те
положительные качества, которые уже есть
у ребенка, но и формировать качества личности.Ведь
в основе индивидуального подхода и лежит
выявление особенностей ребенка. Великий
русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде
«Человек как предмет воспитания» писал
: «Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях»
(№8.с.13).
Возрастные и индивидуальные( физические) особенности дошкольников.
Личностное развитие ребёнканесет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же все возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возраста.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский,Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно : врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка (образно говоря) не просто переставляют со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Воспитание направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Индивидуальный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.
Принцип индивидуального подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень тяжело и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании (Ш.А. Амонишвили).
Педагогическая поддержка - это технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка, естественный акт содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи.
Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.
Информация о работе Индивидуальный подход педагога в воспитании дошкольников