Индивидуальный подход в воспитании детей разных типов темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Меланхолический – от melan (черная желчь). Меланхолику присущи
высокая эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость. Слабость
процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности
(преобладает торможение). Всякое сильное воздействие затормаживает
деятельность меланхолика (запредельное торможение). Слабое раздражение
переживается как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен
отдаваться переживанию по незначительному поводу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ…………………………………..5

1.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА…....6

2. ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ…………………………………….9
2.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ФЛЕГМАТИКА…….10
3. САНГВИНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ…………………………………....11
3.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИК……....13
4. ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ……………………………………….14
4.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…18

Файлы: 1 файл

Индивидуальный подход к детям разного типа темперамента.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Учите ребёнка рационально  распределить время.

 

2. Не давите на него, т. к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

 

3. Не называйте ребёнка «копуша», особенно при других людях.

 

4. Помните о том, что дети-флегматики  очень нуждаются в одобрении. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

 

5. У медлительных флегматиков  необходимо стараться постепенно  вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

 

6. Пытайтесь развивать любознательность  ребёнка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

 

7. Стимулируйте малыша к проявлению  инициативы. Учите ребёнка полнее  выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.

 

8. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

 

9. Прививайте у ребёнка навыки  общения.

 

 

3. САНГВИНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

(сильный, уравновешенный, подвижный).

 

Характерологические черты

 

Положительные                                                    Отрицательные

высокая подвижность                                           несобранность

высокая адаптивность (легко                               ненадёжность (всегда обещает, но не всегда

приспосабливается к новым условиям)              выполняет свои обещания)

увлечённость                                                          непостоянство, легкомыслие,

      разбросанность

общительность                                                      поверхностность восприятия

жизнерадостность, оптимизм                              недостаточная способность к

                                                                               сосредоточению, отсутствие

                                                                             усидчивости

доброжелательность                                           недостаточная настойчивость

не обидчивость                                                    тяготится однообразием

выразительность мимики и пантомимики        деятелен при условии   

      интересного дела

Сангвиник — это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает

неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас. На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. «Жизнь без ссор» — таков его жизненный девиз. Но оборотная сторона «солнечной» натуры, о которой не должны забывать взрослые, такова: сангвинику

комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

3.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИКА

 

1. Основным подходом в воспитании  ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.

 

2. Контролировать поступки и действия

 

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим  темпераментом, следует формировать  у него устойчивые привязанности, интересы. Приучать доводить начатое дело до конца.

 

4. Обращать особое внимание на  качество деятельности, не допускать  поверхностного и небрежного выполнения заданий.

 

5. Хвалить заслуженно, т. к. имеет  место склонность к зазнайству.

 

6. Принимайте в общении с сангвиником  дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.

 

7. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

 

 

 

 

 

4. ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

(сильный, неуравновешенный, подвижный).

 

Характерологические черты

 

Положительные                                                      Отрицательные

высокая активность                                                 невыдержанность

энергичность                                                            вспыльчивость

быстро уясняет обстановку                                    агрессивность

общительность                                                         неустойчивость в поведении

решительность                                                         резкость в отношениях,

                                                                         конфликтность

 

возбуждённая убедительная речь                          цикличность в работе, в

                                                                        переживаниях,

                                                                                  настроениях

 

Этот темперамент — один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» - могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети.

Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив; он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности.

Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идёт на риск. Настроение неустойчивое, меняется, казалось бы, по незначительным причинам. Засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня. Если родители пытаются наказать малыша за неумение себя сдерживать, у него вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите.

 

 

4.1. КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА

 

1. Основным подходом в воспитании  ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела

 

2. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему  ребёнка

 

3. Контролируйте бурные проявления  холериков, в этом помогают спокойные  игры, выбор интересного хобби

 

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка

 

5. Кропотливо приучайте ребенка  доводить до конца начатое  дело

 

6. В связи с повышенной чувствительностью  обращаться с холериками нужно  мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями

 

7. Не используйте физическую  силу при воздействии на ребёнка, замечания делайте строго, но спокойно

 

8. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

 

9. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности

 

10. Вашему ребёнку важно знать, что к его словам прислушиваются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделяя характерные особенности детей, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Невозможно найти двух совершенно одинаковых ребёнка. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании воспитателя

Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличаются быстротой реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на другое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что детям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы с ними. Необходимо строить воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей психики каждого ребёнка и всего коллектива в целом.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

В заключение хочу напомнить, что нужно не подавлять темперамент ребенка, а научиться управлять им. Будьте наблюдательны и внимательны по отношению к малышу. Старайтесь как можно больше понять ребенка, и вы всегда сможете прийти к взаимопониманию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гамаюнов И. Н. Сотворение характера. М.. «Знание», 1972.
  2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
  3. Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М., «Просвещение»,. 1970.
  4. . Левитов Н. Д. Психология характера. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1969.
  5. Шаграева О.А. «Общая психология в понятиях и определениях» 2007г
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.

 

 

 

 


 



Информация о работе Индивидуальный подход в воспитании детей разных типов темперамента