Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:30, контрольная работа
1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
2.Изучение особенностей ребенка – первый этап индивидуального подхода.
3.Единство в осуществлении индивидуального подхода в ДОУ и семье.
1.Теоретические
основы вопроса об
Проблеме индивидуального
Замечательный русский педагог
К. Д.Ушинский разработал обширную методику
приёмов индивидуального
Е.Н. Водовозова отводила большую роль
труду , считала его самым действенным
, самым лучшим воспитательным средством
. Вместе с тем она так же предупреждала
, что невозможно выработать единые правила
подхода ко всем детям, без исключения,
так как дети по своим индивидуальным
особенностям очень разные.
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности , педагог должен вносить в неё «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. А.С.Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка – это главная точка опоры в системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка прежде всего нужно выявить положительные качества характера и поступков , и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Передавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие – то специальные методы. Один и тот же метод можно использовать по - разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.
Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положения о том ,что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания. Индивидуальный подход к детям осуществляется ими в плане проектирования и исправления недостатков.
Проблема индивидуального
Путь изучения индивидуальных особенностей
ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным
начинать с его семьи, одновременно
подчеркивая необходимость
Проблема индивидуального
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека : темперамент сказывается на активности, работоспособности ,легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания обучения, в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка, как в детском саду и школе, так и в семье.
Проблеме воспитания навыков организованного
, произвольного поведения уделяли большое
психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.
В. Суворовцева , С.Л.Рубинштейн и другие.
Особое внимание они обращали на индивидуальный
подход в воспитании у детей нравственных
качеств личности , поискам адекватных
приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления
человека , его активного отношения к окружающей
действительности .В деятельности обязательно
должна быть поставлена определенная
цель , что придает действиям направленность
и осознанность. Основными видами деятельности
ребенка является игра , а также посильный
труд , как физический , так и умственный
, учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы , формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода , поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления
индивидуального подхода
Индивидуальный подход требует
огромного терпения у педагога, умения
разобраться в сложных
В основе индивидуального подхода
лежит выявление особенностей ребенка.
Великий русский педагог К.Д.
2.Изучение особенностей
ребенка – первый этап
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо – физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отметить также связи физического воспитания с эстетическим воспитанием. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствия правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания ,которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий. Особенности организма дошкольников требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет, прорезываются все молочные зубы, и происходит первое « округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение первых лет жизни быстро растут, и развивается опорно – двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течение 2 – 3 –го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с умственным развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно – гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений ,воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует
систему представлений об окружающем
мире, интеллектуальные умения и навыки,
развивает интерес и
Трудовое воспитание знакомит детей
с трудом взрослых, с профессиями.
Детей обучают доступным
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе, людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.
К концу дошкольного периода
ребенок владеет необходимыми качествами
и свойствами личности для того,
чтобы приступить к систематическому
овладению общественно –
3.Единство в осуществлении индивидуального подхода в ДОУ и семье.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.
В исследовании Т.А.Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:
1.Воспитание в семье
2.Воспитание в семье