Индивидуальный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
2.Изучение особенностей ребенка – первый этап индивидуального подхода.
3.Единство в осуществлении индивидуального подхода в ДОУ и семье.

Файлы: 1 файл

1.вопрос.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

3.Семья обладает объективными  возможностями для включения  ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети – это зеркало  семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким , любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии, овладеет формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная наука  подчеркивает приоритет семьи в  воспитании ребенка, проявляющийся  многообразии форм воздействия, в диапазоне  ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи  реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины  разные: одни семьи не хотят воспитывать  ребенка, другие – не умеют это  делать, третьи не понимают, зачем это  нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная  помощь педагога. Да, работа воспитателей с родителями труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального  подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. 

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и всех членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, - это  посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1.    Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знаний особенностей быта и воспитания детей в семье.

2.Фактический материал по изучению  воспитания детей в семье дает  возможность не только узнать  условия жизни, но и установить  причины формирования индивидуальных  качеств детей, выявить связь  между условиями воспитания, формированием  особенностей поведения и спецификой  их проявления.                                                         

3.Положтельные результаты в  работе с семьей могут быть  достигнуты в том случае, если  между родителями и воспитателями  достигнуто единство требований  в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.

4.Необходимо давать родителям  конкретные сведения по вопросу  о возрастных и индивидуальных  особенностях детей, учить их  видеть в своих детях хорошее  и плохое, анализировать их поступки.

5.Наряду с общей и индивидуальной  формами работы с семьей можно  проводить и работу с несколькими  семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

6.Изучение особенностей семейного  воспитания, так же как и изучение  особенностей физического развития  ребенка, является необходимым  условием начала планомерной  работы по осуществлению индивидуального  подхода к детям в воспитании  и обучении их, в различных  видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД:  

           Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным  материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Практическая часть была выполнена  с детьми 2 ясельной группы. Состав группы: 16 человек, 7 девочек, 9 мальчиков.

Исследование проводилось с  подгруппой детей:

1.Арина Ш. 2,11

2.Миша Л. 3,4

3.Игнат Т.3,4

4.Дима А.2.8

5.Устинья С.2,8

Арина хорошо развита для своего возраста. Чётко отвечает на поставленный вопрос, знает все цвета, много стихов. На занятиях всё выполняет быстро и правильно. Очень активный ребёнок, в играх участвует с удовольствием.

Миша мальчик очень развит для своего возраста, знает цвета, всегда отвечает на поставленный вопрос. Но он очень неусидчивый, что и мешает ему в занятиях и других видах деятельности. В играх и упражнениях ребенок активный, но тоже отвлекается.

Игнат мальчик спокойный, уравновешенный. На занятиях занимается, но иногда не охотно. Путает цвета. В игры играет только в те, которые ему нравятся. Может играть даже сам с собой.

Дима мальчик сильно подвижный, гиперактивный. В играх со всеми не участвует, чаще играет и «бродит» по группе сам по себе. Не усидчивый, повторяет заданный ему вопрос, не понимает. Но на занятиях участвует с удовольствием. Любит лепить, рисовать карандашами и красками.

Устинья девочка развита, спокойная. Всегда выполняет поручения. Любит книги, подвижные игры. Девочка ответственная, цвета ещё путает. На занятиях всё выполняет быстро и охотно.

В целом дети развиты как в  психическом, так и в физическом плане. Хорошо развито слуховое, зрительное, осязательное восприятие. У детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы как на занятиях, так и в повседневной жизни. Дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны, очень любят наблюдать за природными явлениями, общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

Изучив волевые проявления детей  можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать  целеполагание – умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети, способны удерживать её и достигать какого – либо результата. Самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Арина Ш., Миша Л., Игнат Т., Устинья С.. Дима А.самостоятельно ставит цель плохо, а если поставит, то не может ею руководствоваться в деятельности, т.к. под влиянием яркого эмоционального побуждения Дима А. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Арина Ш., Устинья С., Игнат Т., т.к. для этих детей характерны сдержанность, уравновешенность. Миша Л., Дима А. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для детей характерны быстрота, и живость движений, высокая чувствительность эмоций.

Исходя, из проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом, можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебной - воспитательной работы.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие  ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных  и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

На основе проделанной работы, исходя, из полученных результатов рекомендуется провести следующую работу:

1.Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально – психологических особенностей ребенка (№17.с.235)

2.Органзовать консультации по  темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «Развитие волевого поведения у дошкольников».

3.В организации занятий следует  учитывать склонности детей.

4.Рекомендовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно  – волевых качеств личности ребенка.

5.Рекомендовать книги для прочтения: 1.Восптателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989 г. 2.Люблинская А.А. Воспитателю  о развитии ребенка. М., 1972 г. 3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества  или развивающие игры». М., 1990 г.

Рекомендации для родителей:

1.Необходимо уделять большое  внимание самообразованию.

2.Выполнять все требования предъявленные  педагогом.

3.Предложить книги для прочтения:

  • Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.
  • Диалоги о воспитании: Книга для родителей. / Под ред. В.Н.Столетова М., 1982 г.
  • Островская Л.Ф. «Педагогические знания – родителям». М., 1983 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.

2. .Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989 г.

3.Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход к воспитанию ребенка.  М., Просвещение, 1985 г.


Информация о работе Индивидуальный подход