Информационные технологии дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 17:56, реферат

Описание работы

Дистанционное обучение - это обучение по переписке. Оно рассчитано на тех, кто в силу различных причин, как, например, нехватки времени, отдаленности места жительства, финансовые затруднения, не имеет возможности учиться непосредственно в учебном заведении под контролем преподавателя, но стремиться получить те же знания самостоятельно. При этом можно учиться в удобное время без отрыва от работы, учебы или отдыха. Психологи давно установили, что самые глубокие знания человек получает именно при самостоятельной работе с учебниками, методическими пособиями, справочниками, задачниками

Содержание работы

Введение
1 Информационные технологии дистанционного обучения
2 Формы организации учебного процесса
2.1 Технологии проведения учебных занятий
2.2 Лекции
2.3 Практические занятия
2.4 Семинарские занятия
2.5 Консультации
2.6 Контроль качества знаний
2.7 Самостоятельная работа студентов
2.8 Научно-исследовательская работа студентов
3 Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат Информационные технологии дистанционного обучения.rtf

— 2.61 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Информационные технологии дистанционного обучения

 

 

 

Исполнитель

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК  2014

 

 

Содержание

 

Введение

1 Информационные технологии дистанционного обучения

2 Формы организации учебного процесса

2.1 Технологии проведения учебных занятий

2.2 Лекции

2.3 Практические занятия

2.4 Семинарские занятия

2.5 Консультации

2.6 Контроль качества знаний

2.7 Самостоятельная работа студентов

2.8 Научно-исследовательская работа студентов

3 Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Образование всегда должно соответствовать требованиям времени. Сегодняшние требования это новая учебная среда с использованием инновационных технологий обучения, с инновационными техническими средствами. Благодаря которым теперь можно получать знания, учиться в любой точке мира - в любом учебном заведении с любой точки Земного шара. Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы сдать экзамен и получить сертификат, признаваемый во всем мире? Хотите ли Вы иметь признаваемую квалификацию для работы или учебы? Планируете ли Вы работать или учиться на другом континенте? Знаете ли Вы, какие существуют экзамены или может быть Вам трудно разобраться во всем разнообразии их названий? Выбрать учебное заведение и получить образование поможет дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - результат информационной революции в обучении; это заочное обучение с помощью компьютерной сети Интернет.

Дистанционное обучение - это обучение по переписке. Оно рассчитано на тех, кто в силу различных причин, как, например, нехватки времени, отдаленности места жительства, финансовые затруднения, не имеет возможности учиться непосредственно в учебном заведении под контролем преподавателя, но стремиться получить те же знания самостоятельно. При этом можно учиться в удобное время без отрыва от работы, учебы или отдыха. Психологи давно установили, что самые глубокие знания человек получает именно при самостоятельной работе с учебниками, методическими пособиями, справочниками, задачниками. Дистанционное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, учит мыслить системно, оценивать ситуацию, делать выводы и прогнозы. Оно позволяет ознакомиться новейшей информацией и помогает легко ориентироваться в дисциплине. Именно эти качества показывают высокую квалификацию специалиста.

1 Информационные технологии дистанционного обучения

 

Технология дистанционного обучения - это интерактивная технология обучения: инструктор и студент. Инструктор учитывает индивидуальные способности студента. Студент получает информацию о курсе. Знакомиться с ней. Это дает возможность студенту глубже и быстрее освоить материал. Повышает у студента стремление к знаниям, к совершенству. Повышаются педагогические навыки преподавателя, так как интерактивное обучение требует постоянного совершенствования знаний предмета преподавателем. Естественно это отражается на качестве обучения.

Структура дистанционного обучения (рисунок 1):

  • Преподаватель;
  • Инструктор;
  • Студент;
  • Коммуникация.

Рисунок 1 - Структура дистанционного образования

 

Дистанционное обучение состоит из следующих элементов:

  • Инструктор;
  • Студент;
  • Коммуникация;
  • Учебные материалы;
  • Оборудование.

Инструктор - это преподаватель, который ведет курс и владеет курсом в совершенстве. Потому что аудитория обычно имеет некоторый опыт, а также надо учесть специализацию каждого студента. Инструктор должен учесть индивидуальные особенности как студента так и его сферы деятельности. То есть, практичность знаний. Инструктор готовит курс, ведет переписку, дает консультации, отвечает на вопросы, дает задания, проверяет выполнение заданий, в случае необходимости дает дополнительные материалы для освоения материала. То есть, преподаватель создает активную среду обучения. Эта среда требует от тренера также постоянного совершенствования знаний и навыков.

Студент - это человек который нуждается в повышении своих знаний или получении определенных знаний. Интерактивность и индивидуальность позволяют ему изучать предмет глубоко учитывая свои потребности. Дистанционность обучения делает обучение более доступным и удобным. Студент имеет возможность работать самостоятельно с учебным материалами, выполнять задания, консультироваться как с преподавателем так и со студентами, участвовать в электронном форуме. Обычно в группе учатся 12-15 студентов.

Учебные материалы - это материал необходимый для освоения материала: курс, учебники, электронные библиотеки.

Коммуникация - это связь, диалог между инструктором и студентом, а также студента со студентом. Эта связь создает процесс обучения. Формы коммуникации: лекция, консультация, электронные форумы, видеоконференции (рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2 - Формы коммуникации преподавателя и студента

 

Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:

  1. технологии представления образовательной информации;
  2. технологии передачи образовательной информации;
  3. технологии хранения и обработки образовательной информации.

В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:

  1. образовательная информация;
  2. образовательные технологии;
  3. информационные технологии.

Рассмотрим каждое из этих понятий.

Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.

В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.

Прежде всего, это относится к вновь создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.

Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.

Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик - компьютер - преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний.

К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

  • видео-лекции;
  • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  • электронные мультимедийные учебники;
  • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  • видеоконференции.

Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.

В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Технологии дистанционного обучения

 

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

Информация о работе Информационные технологии дистанционного обучения