Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 18:09, реферат
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Рассмотрим восемь принципов инклюзивного образования.
Введение
1.Термин и понятие « Инклюзивное образование»
2.Мировая практика инклюзивного образования
3.Ситуация с инклюзивным образованием в России
4.Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
5.Другие варианты обучения детей-инвалидов
6.Медицинская и социальная модели детей-инвалидов
7.Медицинский подход к инвалидности
8.Социальная модель инвалидности
9. Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования
Заключение
Источники
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
Имени Н. Г. Чернышевского
инклюзивное образование
и специального образования
Выполнила: Иванова Виктория
2 курс 261 группа
2012г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.Термин и понятие « Инклюзивное образование»
2.Мировая практика инклюзивного образования
3.Ситуация с инклюзивным образованием в России
4.Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
5.Другие варианты обучения детей-инвалидов
6.Медицинская и социальная модели детей-инвалидов
7.Медицинский подход к инвалидности
8.Социальная модель инвалидности
9. Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования
Заключение
Источники
Введение
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип
равных возможностей в области начального,
среднего и высшего образования для детей,
молодежи и взрослых, имеющих инвалидность,
в интегрированных структурах. Они обязаны
обеспечивать включение образования инвалидов
в качестве неотъемлемой части в систему
общего образования.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Введение в человеческое сообщество
детей с отклонениями - является основной
задачей всей системы коррекционной помощи.
Социальная интеграция понимается, как
конечная цель специального инклюзивного
обучения, направленного на включение
индивидуума в жизнь общества. Образовательная
же интеграция, являясь частью интеграции
социальной, рассматривается, как процесс
воспитания и обучения особых детей совместно
с обычными. Интеграция «проблемных» детей
в общеобразовательные учреждения — это
закономерный этап развития системы специального
инклюзивного образования в любой стране
мира, процесс, в который вовлечены все
высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Такой подход к образованию неординарных
детей вызван к жизни причинами различного
характера.Совокупно их можно обозначить
как социальный заказ достигших определенного
уровня экономического, культурного, правового
развития общества и государства. Этап
этот связан с переосмыслением обществом
и государством своего отношения к инвалидам,
с признанием не только равенства их прав,
но и осознанием обществом своей обязанности
обеспечить таким людям равные со всеми
другими возможности Разных областях
жизни, включая образование.
1. Термин и
понятие « Инклюзивное
Термин "инклюзия" в переводе с английского
языка означает "включенность". Инклюзивное
образование (фр. inclusif-включающий в себя,
лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития
общего образования, который подразумевает
доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех
детей, что обеспечивает доступ к образованию
для детей с особыми потребностями.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование
может осуществляться только
в контексте реальных
6. Все люди нуждаются
в поддержке и дружбе
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
2. Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется
разработка и внедрение пакета нормативных
актов, способствующих расширению образовательных
возможностей инвалидов. В современной
образовательной политике США и Европы
получили развитие несколько подходов,
в том числе: расширение доступа к образованию
(widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming),
интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение
(inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что
ученики-инвалиды общаются со сверстниками
на праздниках, в различных досуговых
программах. Интеграция означает приведение
потребностей детей с психическими и физическими
нарушениями в соответствие с системой
образования, остающейся в целом неизменной,
не приспособленной для них. Включение,
или инклюзия реформирование школ
и перепланировка учебных помещений так,
чтобы они отвечали нуждам и потребностям
всех детей без исключения.В 1990-х гг. в
США и странах Европы вышел ряд публикаций,
посвященных проблеме самоорганизации
родителей детей-инвалидов, общественной
активности взрослых инвалидов и защитников
их прав, способствовавшие популяризации
идей инклюзивного образования. Исследования
экономической эффективности инклюзивного
образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг.
и демонстрируют преимущества интегрированного
образования в терминах выгоды, пользы,
достижений.
3. Ситуация с
инклюзивным образованием в
Первые инклюзивные образовательные
учреждения появились в нашей стране на
рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по
инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественной
организации появилась школа инклюзивного
образования "Ковчег" (№1321).
4. Текущее российское
законодательство в области
На сегодняшний день инклюзивное образование
на территории РФ регулируется Конституцией
РФ, федеральным законом «Об образовании»,
федеральным законом «О социальной защите
инвалидов в РФ», а также Конвенцией о
правах ребенка и Протоколом №1 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод.
5. Другие варианты обучения детей-инвалидов
Помимо инклюзивного образования, в России
существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты - образовательные
учреждения с круглосуточным пребыванием
обучающихся, созданные в целях оказания
помощи семье в воспитании детей, формирования
у них навыков самостоятельной жизни,
социальной защиты и всестороннего раскрытия
творческих способностей детей. Также
на территории РФ существует система домов-интернатов
социальной защиты, в которых различные
образовательные программы осуществляются
силами социальных педагогов. Однако де-юре
такие дома-интернаты не являются образовательными
учреждениями и не могут выдавать документ
об образовании. В 2009 году для домов-интернатов
начал разрабатываться специальный образовательный
стандарт. Коррекционные классы
общеобразовательных школ - форма дифференциации
образования, позволяющая решать задачи
своевременной активной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья.
Положительным фактором в данном случае
является наличие у детей-инвалидов возможности
участвовать во многих школьных мероприятиях
наравне со своими сверстниками из других
классов, а также то, что дети учатся ближе
к дому и воспитываются в семье.