6. Медицинская
и социальная модели детей-инвалидов
До настоящего момента мы фокусировали
внимание на особых образовательных потребностях
детей с ограниченными возможностями,
а также на законодательно закрепленных
обязательствах школ и других образовательных
учреждений. Однако главная задача состоит
в том, чтобы сделать все школы и учреждения
более дружелюбными по отношению к детям
с ограниченными возможностями. Одно из
главных направлений деятельности на
этом пути - устранение всевозможных барьеров
в образовании, основывается на социальном
подходе к инвалидности. На сегодняшний
день существует две модели инвалидности,
часто применяемые на практике. Медицинская
модель определяет инвалидность через
наличие нарушений здоровья, имеющихся
у ребенка. Основное направление деятельности
в рамках медицинской модели - минимизация
нарушений через медицинское вмешательство
и терапию. В рамках социальной модели
люди с инвалидностью - это тоже люди с
нарушениями, однако они являются инвалидами
из-за существующих в обществе физических,
организационных или отношенческих барьеров,
предрассудков и стереотипов. Социальная
модель пропагандирует равноправие всех
детей и предоставление всем равных возможностей
при получении образования, следовательно,
для устранения барьеров должны меняться
школы и образовательные учреждения, обеспечивая
равные права и возможности для всех. Ранее
существовала и еще одна модель инвалидности,
иногда характеризуемая как традиционный
подход. В рамках такого подхода наличие
инвалидности рассматривалось как некое
«проклятье» или «наказание» инвалидов
или их родителей, согрешивших или делающих
что-то «не так, как нужно». Инвалидность
рассматривалась как форма колдовства,
магии или божественного проведения. Подобные
идеи сегодня отражаются во многих стереотипах
относительно людей с инвалидностью, которые
проявляются в литературе, искусстве и
средствах массовой информации.
7. Медицинский подход
к инвалидности.
В рамках медицинского подхода ребенок
с инвалидностью - это проблема. В прошлом
дети с ограниченными возможностями рассматривались
исключительно через призму их нарушения,
подвергались обязательному «лечению»,
институциализации и изоляции от остального
общества. Иногда у таких детей даже отнималось
их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные
решения, лекарства и методы терапии носят
куда более конструктивный характер, к
примеру, слуховые аппараты для людей
с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках модели
ожидается приспособление к существующей
среде и обществу. Зачастую забывается
о том, что у детей-инвалидов также есть
их права человека, в частности права быть
принятыми такими, какие они есть и право
на получение дошкольного и школьного
образования. Зачастую их пытаются интегрировать
в существующую среду (не путать интеграцию
и инклюзию). При такой «интеграции» проблема
все еще рассматривается внутри ребенка,
а не в школе или детском саду, который
этот ребенок посещает.
Если ребенок не может выполнять некое
функциональное действие из-за своего
нарушения, проблема вновь ищется не в
том, как организованно это действие и
как его лучше организовать, а в самом
ребенке, который не может это действие
произвести.
Ребенок фактически вбрасывается в школу
или учреждение, где тратится много сил
и времени на адаптацию к существующей
среде и обществу, чтобы позволить ему
наравне с другими участвовать в жизни
школы.
В рамках инклюзивного подхода каждая
школа или учреждение еще на этапе планирования
своей деятельности, образовательных
программ и т.д. учитывает ожидаемые возможные
потребности всех учеников с их индивидуальными
потребностями. Именно такого подхода
требует от школ закон о дискриминации
инвалидов и другие действующие законы.
При применении медицинского подхода
родители часто получают искаженную информацию
от медицинских работников, докторов,
социальных работников и психологов о
реальных возможностях своего ребенка
и о наиболее подходящем для него способе
получения образования. Причем наиболее
вероятная рекомендация состоит в обучении
ребенка в специализированной школе, детском
саду или обучении его на дому, и родители
часто принимают такие рекомендации.
Основой данного подхода является сложившаяся
практика в медицине, в которой существует
некое «нормальное» состояние, и любые
отклонения рассматриваются как девиации
или патологии. Это слабо соответствует
реальности, когда некоторые нарушения
фактически являются нормой. Тем не менее,
из-за существующих общепринятых принципов
каждый старается соответствовать «норме»
и при возможности тщательно скрывать
свои нарушения.
Нарушения могут сокращать жизнь людей,
которые их имеют, и могут ограничивать
круг того, что эти люди могут делать. Нарушения
могут причинять значительную боль и неудобство,
но они не должны определять жизнь ребенка
с инвалидностью. Мы застряли и зациклились
на медицинской модели, если нарушения
определяют дальнейшую жизнь ребенка.
8. Социальная модель
инвалидности.
Социальная модель инвалидности рассматривает
барьеры, существующие в обществе и не
позволяющие ребенку наравне участвовать
в его жизни, как основную причину, делающую
ребенка инвалидом. Социальная модель
основывается на абсолютно разных определениях
нарушения и инвалидности.
«Нарушение - это потеря или повреждение
физической, ментальной или интеллектуальной
функции на долгое время или навсегда»
«Инвалидность - это потеря или ограничение
возможностей нормальной жизни в обществе
на равных с остальными его членами из-за
физических или отношенческих барьеров»
(DPI, 1981)
Нарушения и серьезные заболевания существовали
и будут существовать всегда, зачастую
они доставляют массу неприятностей и
затрудняют нормальную жизнедеятельность.
Общественное движение за права инвалидов,
организованное самими инвалидами и всеми,
кто их поддерживает, основывалось на
том, что инвалиды подавляются остальным
обществом независимо от наличия того
или иного нарушения. Они считают, что
позиция по отношению к инвалидности и
направленная на них дискриминация является
заслугой общества. Это не имеет никакого
отношения к наличию нарушений здоровья.
Зачастую каждый человек с инвалидностью
чувствует, как будто это его вина, что
он выглядит не так, как все или чем-либо
от всех отличается. Все отличия заключаются
в том, что некоторые части тела или ум
несколько ограничены в способностях.
Это является нарушением. Однако ЭТО НЕ
ДЕЛАЕТ ИЗ ИНВАЛИДОВ НЕЛЮДЕЙ. К сожалению,
большинство людей не могут принять инвалидов
такими, какие они есть. Это страх, невежество,
незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры
и дискриминация одних делает других инвалидами.
Понимание и принятие социального подхода
к инвалидности позволяет повышать самооценку
людей с инвалидностью и дает им второе
дыхание в их борьбе за равные права и
возможности. Этот процесс повышение
самооценки и активности инвалидов должен
начинаться с ранних лет. Родители, учителя,
доктора и все остальные, кто общается
с ребенком в раннем возрасте, должны понять
и принять эту модель.
Родители и учителя зачастую чувствуют
себя неловко рядом с ребенком с ограниченными
возможностями. Они, безусловно, получат
много пользы от тренингов по пониманию
инвалидности. Такие тренинга позволяют
людям лучше понять проблемы инвалидности,
чувствовать себя комфортно рядом с людьми
с инвалидностью и проводятся также людьми
с инвалидностью.
Непомерное желание и концентрация на
поиске способов излечить человека от
его нарушений заставляет нас забывать
и меньше ценить многообразие и непохожесть
людей. Такой подход имеет огромное значение
для системы образования, в особенности
для начальных и средних школ. Предрассудки
по отношению к людям с инвалидностью
и, точно так же, к многим другим меньшинствам,
не передаются по наследству. Они обретаются
людьми после столкновения с безразличием,
и предрассудками других людей. Следовательно,
чтобы избавится от дискриминации, мы
должны начать с нашей системы образования.
Борьба за инклюзию абсолютно всех детей,
включая детей с «глубокими» нарушениями
в одну, единую для всех и одинаково доступную
и приветливую систему образования невозможна
до того, как все мы поймем различия в двух
подходах к пониманию инвалидности - медицинском
и социальном.
9. Деятельность
ДОУ в аспекте инклюзивного образования
Один из практических аспектов деятельности
ДОУ, который требует особого внимания,
заключается в оценке результата. При
специальном воспитании и обучении обсуждение
и оценка результата фокусируется на прогрессе
отдельных воспитанников, в то время как
достижения общего образования обычно
выражаются количеством детей, достигших
поставленной цели. Несмотря на то, что
стандартная система оценок позволяет
достаточно легко измерить уровень развития
и степень усвоения материала, она оставляет
без внимания эмоциональные и межкультурные
навыки ребенка, которые важны при социальной
адаптации. Многие педагоги и психологи
пришли к выводу о необходимости разработки
стандарта описания и оценки той пользы,
которую получают все дети, и увлекательными
способами. Эта модель может быть особенно
полезна потому, что она посещающие дошкольные
учреждения в аспектах причастности к
обществу, развития межличностных отношений
и уровня знаний и умений. Знакомясь
с материалами Национальной Недели инклюзивного
образования США, мы обратили внимание
на опыт ведущих специалистов Службы раннего
образования для детей с особыми образовательными
потребностями Департамента образования,
которые в течение пяти лет исследовали
влияние инклюзивного образования на
развитие детей с различными формами инвалидности.
Главной целью проекта было найти способ
описания значимых итогов для всех детей
в условиях инклюзивного обучения. Многие
часы наблюдений за детьми во время занятий,
разговоров с педагогами и родителями,
бесед с типично развивающимися детьми
привели к появлению схемы, которая оказалась
полезной при описании результатов влияния
инклюзивного образования. Схема состоит
из трех взаимосвязанных областей: Причастность.Отношения.Знания/навыки.
Обучение происходит в рамках определенной
системы занятий, в которой упор делается
на активном участии ребенка в процессе
обучения разумными, культурно допустимыми
отражает итоги, важные для педагогов
и родителей, не будучи ограниченной рамками
стандартной оценочной системы. Особое
свойство этой модели заключается в том,
что составляющие ее понятия одинаково
применимы к детям с инвалидностью и без,
и она может использоваться педагогами,
как общего, так и особого образования.
Для понимания схемы нужно уяснить, что
подразумевается под терминами "причастность",
"отношения" и "знания/навыки".
Читая различные определения инклюзии,
мы видим, что в каждом из них упор делается
на приобщение к какой-либо группе и участии
в совместных действиях с другими, то есть
на причастность к жизни этой группы. Понятие
причастности фокусируется на том, насколько
ребенок принят и активен в группе, а также
на его включенности в социальную структуру
группы. Ребенок может приобщаться к жизни
группы как через организованную (специальные
занятия), так и через свободную (игры на
детской площадке) деятельность. Косвенно
причастность может быть оценена по шагам,
сделанным для того, чтобы ребенок мог
активно участвовать во всех мероприятиях
(например, изменение правил игры, чтобы
ребенок с инвалидностью имел дополнительную
попытку). Обычные дети могут легко помочь
своим сверстникам с инвалидностью стать
нужными участниками жизни группы, часто
без помощи взрослых. Уроки, которые получают
типично развивающиеся дети, помогая ребятам
с инвалидностью полноценно участвовать
в образовательной и общественной деятельности,
могут быть важнейшим положительным итогом
существования инклюзивных образовательных
учреждений. Среди них можно выделили
следующие возможные результаты: уменьшение
боязни различий между детьми и одновременно
большее спокойствие и понимание действительности;рост
социальной сознательности; динамика
развития самосознания и самооценки; проявление
искренней заботы и дружбы.
В то время, как понятие причастности
охватывает взаимодействие ребенка с
группой сверстников, в области отношений
внимание уделяется связям с отдельными
детьми. Цель изучения сферы отношений
- в оценке более сложной системы взаимодействия.
Понятие отношений охватывает широкий
ряд моделей поведения и сложных межличностных
взаимодействий. Ребенок может завязывать
отношения в любом окружении, в котором
он проводит время.
Отношения можно систематизировать:
игровые/приятельские (например, дети,
играющие вместе в свободное время);
оказание помощи (ребенок, оказывающий
поддержку сверстнику);
принятие помощи (ребенок, получающий
поддержку от товарища);
групповые (двое детей, которые общаются,
шагая рядом на прогулку, но, возможно,
которые не стали бы контактировать в
ситуации свободного выбора);
конфликтные (спор детей о правилах игры
или в попытке договориться об использовании
одной вещи).
Можно предположить, что дети, развитые
в области отношений, могут взаимодействовать
со многими ровесниками, и можно выделить
множество положительных результатов
для типично развивающихся детей в области
отношений, в том числе: участие в различных
социальных связях; большая терпимость
и принятие как инвалидов, так и людей
без инвалидности; большее желание помочь
другим и принять помощь, когда это необходимо.
Знания/навыки - самый традиционный из
трех параметров оценки значения инклюзивного
образования и наиболее знакомый психологам
и педагогам. При этом его легче всего
измерить. Поэтому данное понятие не требует
объяснений, в отличие от двух предыдущих.
Важно заметить, что для того, чтобы быть
успешными в обществе, дети должны приобретать
определенные умения, однако, одни навыки
и знания не могут составить надежную
основу для получения желаемого результата.
При планировании и оценке общеобразовательной
программы воспитания и обучения для всех
детей необходимо учитывать все три сферы
- причастности, отношений и знаний/умений.
В совокупности они дают цельную и важную
для общества картину значимых результатов,
достигаемых детьми в инклюзивных образовательных
учреждениях, а оценка детей по этим трем
параметрам поможет ДОУ доказать эффективность
своей работы. Существование образовательных
учреждений ":с установкой на инклюзию
- самый эффективный способ борьбы с дискриминацией,
формирования добрых отношений в :сообществах,
построения общества, приемлемого для
всех и обеспечения возможности всеобщего
образования". Инклюзивные образовательные
учреждения создают идеальные условия
для того, чтобы члены сообщества не только
лучше понимали эти вопросы, но и приобщались
к новой системе ценностей и взглядов
для лучшего взаимодействия с окружающими,
независимо от того, отличаются они или
похожи.
Заключение
Обоснование необходимости инклюзивного
образования:обязательства по правам
человека и правам детей должны рассматриваться
в равной степени; анализ того, что отвечает
истинным интересам каждого ребенка, определяет,
что именно является для него благом. Факты
говорят, что институционная (например,
в интернатах, школах-интернатах) опека
далеко не всегда отвечает интересам опекаемых
людей; анализ данных говорит о том, что
социальные услуги улучшаются в результате
того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;в
тех случаях, где ресурсы ограничены, результат
может быть достигнут без дополнительных
ресурсов, если отношение и поведение
участников поддерживают методологию
инклюзии.
Важно знать некоторые ключевые принципы
инклюзивного образования именно для
того чтобы не "импортировать" систему
в другую культуру и сообщество, а реализовывать
свои собственные идеи на основе общих
принципов: дети ходят в местный (находящийся
рядом с домом) детский сад и школу; программы
раннего вмешательства осуществляются
на основе принципа инклюзии и готовят
к интегративному (в российской практике
"комбинированному") детскому саду.
Все дети со специальными нуждами в обучении
должны иметь право на место в детском
саду; методология разработана для поддержки
в обучении детей с различными способностями
(таким образом, улучшается качество обучения
не только детей с особыми потребностями,
но и показатели всех детей); все дети участвуют
во всех мероприятиях, где класс и школьная
среда (спортивные мероприятия, представления,
конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
индивидуальное детское обучение поддерживается
совместной работой учителей, родителей
и всеми теми, кто может оказать такую
поддержку; инклюзивное образование, если
оно основано на правильных принципах,
помогает предотвратить дискриминацию
в отношении детей и поддерживает детей
с особыми потребностями в их праве быть
равноправными членами своих сообществ
и общества в целом.
Все усилия по инклюзивному образованию
основаны на правовой идеологии - если
мы делаем это из жалости или благотворительности,
мы не сможем получить нужные результаты;
все дети могут учиться - мы должны создать
подходящие условия для их обучения; есть
много учреждений, которые работают в
интересах детей со специальными нуждами,
и они делают свою работу хорошо. Если
методы инклюзивного образования разработаны
относительно всей системы учреждений,
тогда каждый ребенок найдет место для
образования, и это место будет наилучшим
местом для них, и в этом случае, образование
в школе сочетается с проживанием в семье;
Принципы очень важны, потому что они помогают
людям, работающим в этом направлении,
проводить оценку своей работы.