Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 12:28, реферат
1. Современная система образования становится все более "наукоемкой" областью социальной практики, а ее эффективность все более зависимой и определяемой не только стихийно складывающимися опытом и традициями, но и мерой вовлеченности в разработку научных основ проектирования образования всего комплекса наук о человеке и обществе.Вместе с тем масштабы реформирования практики образования, его гуманизации, вызванные глобальными изменениями типа культурного и экономического развития всего общества середины-конца XX столетия, не оставляют сомнений в том, что и для самих социальных наук, в том числе психологии образования, требуется смена парадигм
8. Задача метадеятельностной
9. В качестве источника
10. Энергетика мышления
связывается и кристаллизуется
в знаковых формах знаний. Следовательно,
образовательная мистерия
Происходящие в обществе
радикальные изменения
В российском образовании происходят многообразные педагогические инициативы и инновационные процессы, создаются новые типы школ, разрабатываются вариативные учебные планы и образовательные программы, перестраиваются содержание и технологии обучения и воспитания, издается новое поколение учебников и учебных пособий, регистрируются новые педагогические журналы и газеты. Российская школа переживает период отказа от самоценности предметных знаний в пользу ценности развития самостоятельной и ответственной личности, воспитания творческой индивидуальности, формирования субъекта учебно-познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности. Родители и учащиеся отдают приоритет гуманитарному образованию, педагоги осваивают технологию и техники личностно-ориентированного обучения.
Сопряженные с изменениями в общеобразовательной школе инновационные процессы осуществляются в системе высшего педагогического образования. Появляются педагогические колледжи и университеты, а внутри них новые специальности. Педвузы осуществляют переход на многоуровневую систему. Эти нововведения позволяют педагогическим учебным заведениям оперативно и гибко отвечать на запросы практики, адресно готовить высококлассных специалистов, создают основу непрерывного педагогического образования.
Фундаментальным основанием происходящих в высшей педагогической школе изменений, на наш взгляд, является изменение позиции педагога в современном обществе: уходит в прошлое главная функция педагога - быть источником новой информации и транслятором предметных знаний. В настоящее время обществу нужен педагог, способный к проектированию и реализации социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических условий развития и становления человека на основных этапах его онтогенеза, выполняющий миссию трансляции культурных образцов и эталонов новому поколению, функцию воспроизводства способов и форм жизнедеятельности людей, владеющий приемами и техниками детовождения, т.е. педагог-профессионал.
Переживает кризис сложившаяся в 30-е годы система педагогического образования, направленная на подготовку специалистов-предметников. Явно обозначился новый этап в развитии педагогического образования. В психолого-педагогической науке осознана необходимость критического осмысления сложившейся системы подготовки педагогических кадров, разработки концепции педагогического образования, выстраивания новой практики подготовки педагогов-профессионалов.
Оригинальная концепция
подготовки современных педагогов
разработана в лаборатории
В основу концепции положен мировоззренческий проект: учение философской и педагогической антропологии о человеке и его образовании. Философская антропология через осмысление и синтез конкретно-научного знания строит целостный образ человека, который может выступить как идеал образовательной системы. Педагогическая антропология представляет собой гуманистическое направление теории и практики становления человека в сфере образования. Современная педагогическая антропология подтверждает и обосновывает положение К.Д.Ушинского о том, что подготовка педагога должна предполагать "изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания".
Согласно концепции, в
основу подготовки педагогов должны быть положены модель педагога
как обобщенный образ профессиональных
и личностных качеств педагога и образовательно-
Совместная продуктивная
деятельность педагогов и студентов по освоению выработанных и
разработке оригинальных антропологических,
культурантропологических способов работы
с детьми мыслится в концепции как основной
метод профессионально-
профессиональные позиции, сознание, способности, культурантропологические знания, антропо-психотехники.
Для подготовки педагога-профессионала необходимы принципиально новые психология и педагогика: психологическая антропология как учение о культуро- и природосообразных нормах и законах развития человеческой психологии и педагогическая антропология как теория и практика образования родовых способностей человека на ступенях онтогенеза. Психолого-педагогическое образование должно быть соотнесено с педагогической практикой. Педагогическая практика в концепции полагается в форме участия студентов в полидисциплинарных программах по проектированию и реализации новых содержаний и технологий образования на экспериментальных площадках. 9 такого рода совместной работе преподавателей и студентов происходит передача-освоение ценностей и норм профессиональной деятельности, т.е. подлинно профессионально-педагогическое образование.
Нормативной основой построения педагогического процесса в образовательном заведении является учебный план. Существующие учебные планы педвузов недостаточно обоснованы и осмыслены. Набор учебных курсов и практик, их структура и взаимосвязь, отводимое на них время по ступеням и годам, система контрольных мероприятий определены, исходя из традиций и здравого смысла. При этом в профессионально-педагогическом образовании основное время занимают предметы специального цикла.
Мы полагаем, что обоснование
учебных планов педвузов представляет
собой очень важную и сложную
задачу. Профессия педагога во многом
уникальна и отличается от других
профессий. В частности, к педагогической
профессии неприменимы
Недостаточно осмыслено в педагогическом образовании различение профессии и специальности. Трудно согласиться с зафиксированным в учебном плане педвузов отождествлением специальности с изучаемой предметной областью - математикой, филологией, историей и т.д. Более продуктивна идея о специальности как о внутрипрофессиональном разделении труда, в соответствии с которым в профессии выделяют собственно преподавательские, диагностические, технологические, проектировочные и конструкторские, управленческие и исследовательские позиции. Тогда единая педагогическая профессия разделяется на специальности педагога-учителя, педагога-диагноста, педагога-технолога, педагога-проектировщика, педагога-исследователя, педагога-управленца. В соответствии с таким подходом по-особому должен конструироваться учебный план педвуза - план подготовки педагога-профессионала.
Отправным теоретико-методологическим
положением разработки проекта учебного
плана педвуза, на наш взгляд, может
выступить сформулированная В.С. Ледневым закономерность: "набор дисциплин
для любого из циклов определяется двумя
основными факторами - структурой деятельности
и структурой совокупного объекта изучения".
Для профессионального образования в
качестве конституирующей структуру деятельности
выступает одна из частных ее структур,
в качестве объекта изучения - область
человеческой практики, соответствующая
осваиваемой профессии. Каждая из этих
составляющих для профессионально-
Другим исходным положением разработки нового педагогического образования для нас выступило различение в профессиональной педагогике понятий технологического и трудового процессов. Технологический процесс представляет собой совокупность естественных воздействий и превращений в сочетании с непосредственными или опосредованными воздействиями человека, направленных на получение определенного продукта. Трудовой процесс - это воздействия человека, т.е. деятельность человека, связанная с технологическим процессом. В педагогической реальности это различение проявляется в форме различения педагогического процесса и педагогической деятельности.
В существующих учебных планах педвузов курсы, изучающие субъекта педагогической деятельности и обучающие педагогической деятельности, по сути, не представлены. В новом педагогическом образовании они должны занять подобающее место.
Третьим исходным положением конструирования учебного плана педвуза выступило для нас методологическое различение "практико-методических", "конструктивно-технических" и собственно научных знаний в области педагогики. Такое различение имеет значение в первую очередь при разработке структуры, содержания и технологии психолого-педагогической подготовки педагогов-профессионалов. Вместе с тем это различение имеет методологическое значение и при определении набора дисциплин специализации в педагогической профессии.
Реальная потребность современного общества в людях творческих, которым присуще нестандартное мышление, умение анализировать ситуацию, находить пути решения возможных жизненных проблем обусловливает новые требования и подходы к подготовке специалиста высшей квалификации, прежде всего учителя, и к самой философии высшего образования.
Существуют две тенденции в философских подходах к высшему образованию. Первая из них делает акцент на широкую общетеоретическую подготовку специалиста на младших курсах и специализацию на старших. Вторая тенденция ориентирована на освоение специальности узкого профиля прямо с первых курсов. В каждой из этих тенденций есть свои сильные и слабые стороны. Так, в случае ранней узкой специализации достигается глубокое знание профиля своей специальности уже в вузе, что позволяет использование этого специалиста, так сказать, прямо со школьной скамьи. Но эта подготовка не обеспечивает самостоятельной возможности освоить смежную профессию без дополнительного обучения. Общество должно тратить средства на переподготовку специалиста, что снижает в конечном итоге ценность полученной специальности и уровень социальной защищенности специалиста.
Первая стратегия обучения
при поверхностном взгляде
Информация о работе Инновации в образовании: теория и практика