Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 12:28, реферат
1. Современная система образования становится все более "наукоемкой" областью социальной практики, а ее эффективность все более зависимой и определяемой не только стихийно складывающимися опытом и традициями, но и мерой вовлеченности в разработку научных основ проектирования образования всего комплекса наук о человеке и обществе.Вместе с тем масштабы реформирования практики образования, его гуманизации, вызванные глобальными изменениями типа культурного и экономического развития всего общества середины-конца XX столетия, не оставляют сомнений в том, что и для самих социальных наук, в том числе психологии образования, требуется смена парадигм
Представляется, что человечество, имея перед собой в перспективе новый тип общества - информационное, должно переосмыслить философию высшего образования. В этих условиях приоритетной становится широкая общетеоретическая подготовка. При повсеместной доступности банка данных нужна будет широкая эрудиция специалиста, которая обеспечивается соответствующей подготовкой. Поэтому, разрабатывая стратегию высшего образования XXI века, следует опираться на наработки и практический опыт первого варианта в подходах к высшему образованию.
Динамизм жизни современного общества хорошо сочетается с многоуровневой системой образования, которая позволяет, с одной стороны, белее гибко учитывать потребности общества в подготовке специалистов, с другой - более полно раскрывать содержание учебных дисциплин. Многоуровневое образование в педагогическом вузе предполагает дифференцированное обучение студентов по нескольким направлениям: I-II курсы - обучение студентов по общей программе, на старших курсах - обучение, сориентированное на конкретную профессиональную деятельность с учетом различных типов школ.
Осуществление инновационной
деятельности в области высшего
педагогического образования
Повышенный интерес студентов к ранее недоступным философским источникам нередко сопровождается некритическим отношением к их содержанию. В частности, некоторые студенты идеалом свободы и жизнедеятельности для себя выбирают субъективно-волюнтаристские идеи Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра и др. В этих условиях возникает необходимость проведения индивидуальных занятий, собеседований со студентами, глубокой разъяснительной и воспитательной работы, направленной на привитие истинных общечеловеческих ценностей. Деятельность преподавателя философских дисциплин в связи с этим выходит за рамки узкопрофессиональной, приобретает глубокий социальный аспект.
На фоне общеобразовательных
философских курсов, которые изучаются,
студентами на младших курсах, в
условиях многоуровневого
Для педагогического вуза важной представляется возможность прослушать такие спецкурсы по философии, которые готовят будущего учителя к преподаванию конкретных школьных дисциплин. Так, например, кафедра философии ОГПУ разработала спецкурс, подготавливающий будущих специалистов к преподаванию школьной дисциплины "Человек и общество". В преподавании данного спецкурса органически сочетаются. теоретическая подготовка студентов по проблемам, изучаемым в школьном курсе "Человек и общество", и формирование практических навыков работы с учащимися по сложным философским проблемам этого курса. Семинары проводятся в форме профессиональных деловых игр, где каждый студент выступает в роли учителя, давая фрагмент урока по определенной проблеме, а учебная студенческая группа выполняет роль учеников.
Сегодня отчетливо проявляется необходимость новых подходов к изучению целого ряда проблем курса самой философии. Так, извечная философская проблема свободы по-иному звучит и осмысливается в условиях, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, к реальной возможности уничтожения собственной планеты с помощью арсеналов накопленного оружия. Свобода, будучи неотъемлемой характеристикой гуманистического идеала, должна трактоваться как установление равноправно-партнерских отношений с природой, другими людьми, ценностями иной культуры. Аналогично, с новых современных позиций рассматриваются сегодня и проблемы сознания прогресса и пр.
Новые подходы к преподаванию
философии обусловлены и тем,
что она выступает своеобразной
мировоззренческой и
Подготовка
Таким образом, новые подходы к преподаванию философских дисциплин органически связаны как с инновационными изменениями в системе высшего педагогического образования, так и с ломкой потерявших свою актуальность традиций преподавания и переходом к формированию новых форм воплощения учебных и воспитательных задач.
Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как открытость, конвенциональность и полисемантичность, которые обеспечивают его познавательную и коммуникативную функции, с необходимостью переносится на естественнонаучные языки, где также обеспечивают эти функции. Полисемантичность реализуется через метафорические выражения, а конвенциональность в научном мире - через семантические конвенции. Конвенциональность языка является необходимым условием для построения формальных языков и теорий. Более того, конвенция является клеточной для формализации, так как с помощью нее можно установить жесткую одно - однозначную связь знака и значения, придать целостность и дискретность языковым образованием. Конвенциональность языка, как семиотической системы не означает логической банальности, которая выражает нашу свободу выбора референтов для слова "...", - свободу, которую мы можем использовать в отношении любого лингвистического символа, который еще не оформился семантически. Очевидно, что значение, которое человек - придает тому или иному символу языка, во многом определяется принятой конвенцией.
Однако, в терминах естественного
языка конвенциональный их характер
несколько скрыт
Существуют ли какие-либо логические или объективные ограничения на семантические конвенции по отношению к терминам языка? Автор считает, что если мы оперируем изолированными терминами, то в этом случае никаких ограничений нет. Под любым термином мы можем понимать все, что угодно. Ограничения появляются тогда, когда место изолированных терминов занимают предложения, относительно которых можно говорить об истинности или ложности. Эта истинность или ложность будет уже зависеть и от значения терминов, и от объективного положения дел.
Спор в словах, "номинальные дефиниции", "терминологические конвенции" сами по себе не выражают гносеологические проблематики. Создание и интерпретация теоретических конструктов, моделей, аксиом, абстракций и идеализации, гносеологическая природа понятий - вот круг вопросов, которые определяют гносеологический статус проблемы условных соглашений в науке, в том числе и семантических конвенций.
По сравнению с прошлым
веком в современных научных
текстах наблюдается
По мнению автора, специфичность
метафоры, метафорического словоупотребле
Как показано, без метафор
и метафорического
На 1-м уровне научного языка происходит выдвижение и становление гипотезы; на втором - доказательство гипотезы; на 3-м - истолкование, интерпретация, объяснение результатов научной деятельности, распространение теории в широком кругу ученых. На втором уровне, т.е. в языке доказательств теории, в принципе, метафор быть не должно. Здесь должны работать лишь семантические конвенции. Пример - формальные теории. В языке неформальных теорий, даже на уровне их доказательства, присутствует метафорический элемент, а на 1-м и 3-м уровнях роль метафоры гораздо выше.
Как было выяснено в науке конвенциональной и метафорической характер используемых там терминов часто скрыт. С очевидностью он проявляется:
I. В процессе общения
и понимания учеными друг
2. В процессе обучения и профессиональной подготовки молодых ученых, когда заложенные в метафорических выражениях аналогии и ассоциации со смыслом естественного языка помогают освоиться с существенно новым и непривычным видом реальности, когда четкое выявление семантических конвенций помогает понять специфику новых теоретических объектов, семантическую нагруженность новой терминологии;
3. В процессе работы
над новыми оригинальными
4. Когда научные теории
обнаруживают скрытые дотоле
противоречия. Они не в последнюю
очередь обусловлены
Итак, именно конвенциональное и метафорическое использование слов создает возможности для сохранения непрерывности семантической системы.
Метафора как элемент наглядности, с одной стороны, и конвенция, ведущая к нахождению и формулировке в явном виде релятивных моментов познания, с другой стороны, являются формой и средством связи чувственного и рационального в научном познании.
В связи с тем, что современная вузовская педагогика все больше акцентирует внимание студентов на инновационном обучении, а в ходе педагогической практики они изучают, как правило, массовый и передовой педагогический опыт, возникает необходимость в новых подходах к разработке циклов традиционных и новых психолого-педагогических дисциплин.
Информация о работе Инновации в образовании: теория и практика