Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:02, реферат
При инновационном обучении в организации учебно – познавательной деятельности на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым репродуктивных задач.
Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости и культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, выдвижению новых целей, смене смысловых установок; расширяют зону ближайшего, перспективного развития для всех учеников.
При инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно с учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.
При инновационном обучении в организации учебно – познавательной деятельности на первый план мною выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым репродуктивных задач.
Задания следуют в
логике возрастающих
При инновационном
обучении цели и задачи
В педагогике сотрудничества,
на мой взгляд, одним из приоритетов
является комплекс
Из опыта работы могу сказать что, интегрированное обучение дает возможность за сравнительно короткое время узнать интересы учащегося и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки личности.
При планировании и организации таких занятий я учитываю следующие условия.
Предметом анализа в интегрируемом содержании выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, поэтому я нахожу возможность их объединения. То есть в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого я пересматриваю учебный материал и планирую его таким образом, чтобы то или иное новое понятие или явление воспринималось учащимися полностью, комплексно.
В интегрированном уроке объединяются знания из различных предметов. Поэтому считаю важным - правильно определить главную цель интегрированного блока. Если общая цель определена, то из содержания предметов беру только те, которые необходимы для ее реализации.
При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на занятии.
Хотелось бы поделиться опытом проведения интегрированных уроков.
Интегрированные уроки: русский язык и литература / предметы естестенно – научного цикла.
Интегрированный урок в 11классе - литература: «Проблема нравственного выбора в современной прозе (любовь, семья, материнство) по роману Л.Улицкой «Казус Кукоцкого»; биология: «Размножение и развитие. Обобщающее повторение». Учащиеся не только повторили темы по биологии, связанные с размножением и развитием человека, но и корректно попытались решить нравственные проблемы современного общества - проблема рождения ЧЕЛОВЕКА (развитие речи - создание аргументированных ответов по проблеме). Одной из важных задач урока была задача воспитания у старшеклассников активной жизненной позиции, воспитания ответственных будущих пап и мам; формирования представления о гуманистической сущности науки, о моральной ответственности ученых за последствия применения научных открытий. Обобщающее повторение проводилось с использованием SMART доски, учащиеся показали умение грамотно отвечать на проблемные темы, показали хорошие навыки использования информационных технологий.
Интегрированное внеклассное мероприятие (брейн – ринг) в 9 классах – география /фольклор народов России «Россия – многонациональная страна». При подготовке к этому мероприятию ученики выполнили комплексные исследовательские работы, затем публично их представили. В проектных работах ученики продемонстрировали национальное многообразие нашей страны. Но особенно увлекательным получился конкурс по народным сказкам разных национальностей нашей необъятной Родины. Ученики попытались перевести сказки и стихи с языков народов России на русский язык. Это внеклассное мероприятие было значимым событием в системе воспитания толерантности в нашей школе.
Интегрированный урок в 8 классе – русский язык. Урок развитие речи; география (экология) - Урок чистой воды. Этот урок показал, как можно использовать ранее полученный, успешный опыт в проектной деятельности (результат участия в Международных экологических проектах, проводимых «ГУП Водоканал Санкт -Петербурга» - победа в конкурсе комиксов и анимационных роликов «Вода, которая нас объединяет») на уроках русского языка при написании сочинения - рассуждения на экологическую тему. При подготовке материала для этого урока учащиеся отбирали материал по экологии воды в Интернете, знакомились с жизнью сверстников на разных континентах. Поиск материала показал, насколько актуальна проблема экологии воды в глобальном масштабе. Итог урока - сочинения – рассуждения на тему: «Влияет ли ситуация с водой на жизнь сверстников в разных уголках планеты».
Интеграция - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:
Можно сказать: межпредметные связи – условие повышения качества учебно – воспитательного процесса современной школы, условие интеграции науки и практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать межпредметные связи – показатель педагогического мастерства учителя.
Для современного общества умение
учащихся самостоятельно добывать знания
и совершенствовать их гораздо важнее
прочности приобретаемых знаний. Поэтому
я использую технологии, отвечающие требованиям
настоящего времени. К таким технологиям
я отношу проектную технологию (метод
проектов) как один из наиболее эффективных,
гибких и универсальных методов обучения
и информационно-коммуникационные технологии.
Данные технологии активизируют процесс
обучения, делают его более продуктивным,
а также формируют и далее развивают мотивацию
обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский
метод и ИКТ можно с успехом применяться
как на уроках технологии, так и во внеклассной
работе с учащимися и их родителями.
В основу “технологии проектов” положена
идея о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат,
который получается при решении той или
иной практической или теоретической
значимой проблемы.
Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской
деятельности играют информационно-коммуникационные
технологии.
Организация проектно-исследовательской
деятельности достаточно сложный процесс,
основная проблема заключается в том,
что количество обучающихся, желающих
заниматься таким видом деятельности
не велик, и среди них очень мало ребят,
способных вести длительную кропотливую
работу. Этим объясняю свои первые неудачи,
когда интересные темы бросались детьми
через месяц – полтора работы. Но, сделав
из этого выводы, изменила принцип подбора
учащихся для работы данного вида и добилась
определенных результатов. В районной
конференции «Шаг в бедующее» в 2010-2011 учебном
году ученица 10 класса Слобожанина Марина
выступила, с исследовательской работай
«Пирсинг, как одно из направлений молодёжной
моды» и заняла 1 место.
Для развития работы в данном направлении
ставлю себе следующую задачу - снизить
возрастной порог учащихся, привлекаемых
к проектно- исследовательской работе.
В этом учебном году попробовала начать
работать с учащимися 5 классов.
Перед учащимися ставится проблемы, как
правило, близкие пониманию и волнующие
девочек в личном плане. Получаемый результат
должен быть социально и практически значим.
При подготовке дополнительного материала,
как вариант домашнего задания, обучающие
часто используют готовые проекты из сети
Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно
данную технологию использовать на уроке
как краткосрочный проект.
Например, «Какие напитки можно приготовить
из дикорастущих ягод и трав», «Какие существуют
куклы для кукольного театра в школе»,
«Какая одежда относиться к романтическому
стилю», «история возникновения спецодежды»,
«Женская юбка с XI века до наших дней».
Для старших девочек темы и вопросы исследовательских
работ подбираются в соответствии личностными
предпочтениями и находятся в области
их самоопределения.
Работа над многими темами проектов начинается
с проведения учащимися некоторого социологического
опроса, 5 классики осуществляют эту работу
в письменной форме. А вот со старшеклассниками,
имеющими хорошие навыки владения компьютером,
мы анализируем результаты и представляем
их в форме диаграмм, работая в программе
MSExcel. Учащиеся приобретают навыки работы
в данной программе, что пригодится им
в дальнейшем при изучении различных дисциплин.
В этом году попытаемся с девочками создавать
опросы, используя программу Анкетёр (www.anketer.ru).
Это позволит не только сделать процедуру
опроса увлекательной и интересной, но
и быстро и просто проанализировать полученные
результаты.
На следующем этапе ученики проводят огромную
научно-исследовательскую работу, используя
большое количество источников информации.
Неоценимую помощь в этом оказывает сеть
Интернет.
Завершающий этап заключается в создании
компьютерной презентации, оформлении
работы и подготовке к её защите. При создании
учащимися компьютерной презентации формируются
умения систематизировать и обобщать
материал, выделять главное в информационном
сообщении, грамотно представлять имеющуюся
информацию. Работа над презентацией,
её публичное представление и защита положительно
влияют на развитие у детей навыков общения
и публичного выступления. Красиво и в
соответствии со всеми требованиям оформить
работу позволяет текстовый редактор
Microsoft Word. Учащиеся приобретают навыки
установки параметров страницы, изменение
и размер текста, вставки в текст различных
объектов, и т.д. Большой интерес у школьников
вызывает работа по созданию буклетов
в программе Microsoft Office Publisher и презентаций
Microsoft Power Point.
Защита проектов в 5 - 11 классах проводится
на уроке, а также в дни науки и творчества,
в предметных неделях которые традиционно
проходят в нашей школе. При защите таких
проектов ученики в отведённое время должны
аргументировать выбор темы, рассказать
об этапах работы над проектом, владеть
необходимой терминологией. Оцениваем
чёткость формулировок, результативность
работы, культуру речи, умение аргументировано
отвечать на вопросы слушателей. Каждый
докладчик сопровождает свою работу компьютерной
презентацией.
Таким образом, проектно-исследовательская
деятельность учащихся и использование
ИКТ помогают развитию важнейших компетенций
для современной жизни: способность делать
выбор, брать на себя ответственность,
участвовать в совместном принятии решения,
владеть навыками взаимодействия с окружающими
людьми, владеть устным и письменным обобщением,
а также информационными технологиями.
Используя метод проектно-исследовательской
работы и ИКТ в течение нескольких лет,
я увидела, как меняется отношение ребят
к технологии как к предмету школьной
программы.
Одним из важнейших для себя направлений
деятельности определила развитие собственных
личностных качеств. Считаю, что современный
учитель должен быть не только предметником
и методистом, а в первую очередь, Личностью,
интересной себе и окружающим, способной
эффективно решать любые задачи, которые
перед ним поставила сама жизнь. Я постоянно
повышаю свой уровень знаний через чтение
книг, методической литературы, ресурсов
глобальной сети. Думаю, что учащимся более
интересен учитель, который не ограничивается
рамками содержания параграфа учебника.
Опыт показывает, что применение проектных
технологий с использованием ИКТ на уроках
технологии и во внеклассной деятельности,
расширяет возможности творчества, как
учителя, так и учеников, стимулирует освоение
учениками новейших достижений в области
компьютерных технологий, делает урок
познавательным, разнообразным, а самое
главное – современным.
Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии, Преподавание технологии
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
I. Организационный момент.
“Сегодня у нас с вами необычный урок: совместный урок по технологии и биологии.
Урок будем вести мы, ваши учителя: учитель биологии и учитель технологии.
Разговор наш будет о том, зачем человеку нужна одежда; какой она должна быть; из чего она должна быть сшита или связана, чтобы человеку в ней было комфортно; как одежда влияет на здоровье человека.
Для решения поставленных задач нам с вами помогут знания по предметам технология и биология.
II. Проверка знаний предыдущих уроков – понятие ткани в технологии и биологии.
“Вспомните, что такое ткань в биологии?” (Это группа одинаковых по строению и функциям клеток, из которых состоит растение).
“В технологии ткань – это материя, изготовленная из волокон (нитей) растений, животных или искусственным путем и предназначенная для пошива одежды”.
Вопрос: какая связь между двумя этими формулировками?
Ответ: берем материю растений или частички животных материй и из них изготавливаем ткань.
III. Подготовка к активной упд.
История производства тканей (мини-рефераты детей). Виды тканей.
“Человек во все времена носит одежду и притом разную в зависимости от времени года. Летом мы стараемся носить легкую одежду, так как хотим, чтобы наше тело дышало и загорало. Зимой наоборот одеваемся теплее, так как в это время года холодно.
Какие же существуют ткани, из чего они вырабатываются?” (На фоне слов учителя показывается первый слайд презентации – одежда).
История производства тканей: хлопка, шерсти, шелка, химических тканей (мини-рефераты детей).
История-притча о шерсти.
Жил-был барашек. Все лето он провел на зеленых лугах. К осени его шубка так отросла, что чуть не до земли стала. Неопрятно! Решили пастухи, у которых жил наш барашек, вызывать стриголя – овечьего парикмахера. Раз, два и готово! Шерсть от барашка уже лежит на столе горой. Шерсть хорошенько помыли, расчесали, упаковали в тюки и отвезли на ткацкую фабрику. На этой фабрике напряли из шерсти нити, а из нитей наткали ткани, покрасили в разные цвета и набили различные красивые рисунки. Затем ткани отвезли на другую фабрику, швейную, где сшили красивые и теплые костюмы и платья.
О нашем барашке есть всем известная загадка: “По горам и долам ходит шуба да кафтан”.
История появления хлопка.
Люди три с половиной тысяч лет назад начали выращивать растение хлопчатник в Индии, а затем оно было завезено и в другие страны. А вот в Америку его не пришлось завозить. Местные жители давно уже были знакомы с этим растением. Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Весной кусты покрываются крупными цветами розового цвета. Далее цветы твердеют. В этих отвердевших цветах (коробочках) созревают ватные комочки. На эту вату и обратили внимание древние жители Индии. Из этой ваты стали прясть сначала волокна, а из волокон – нити. А из самих нитей уже ткали всевозможные ткани.
Вопрос: почему говорят, что вата, которую человек использует в медицине, растет в поле?
История возникновения химических тканей.
Население земного шара с каждым годом становится все больше и больше. И уже в 19 веке появилась проблема – нехватка натурального сырья для производства тканей. Вот здесь на помощь пришла развивающаяся наука – химия. С помощью химической промышленности была получена целлюлоза из древесины ели, а из нее сделали искусственные волокна. Из искусственных волокон получили первую искусственную ткань – искусственный шелк. Позднее получили синтетические волокна из газа после переработки угля и нефти. Так наука химия решила проблемы человечества.
История получения натурального шелка.
Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Потом куколка превращается в бабочку. Бабочка на выходе из кокона кладет яички, из которых появляются опять гусеницы. Родиной шелка является Китай, где производством шелка начали заниматься еще с 3 века до нашей эры.
(На фоне текста мини-
III. Установка познавательной
Вопрос: какие свойства тканей, сохраняющие здоровье человека, вы знаете?
Ответ:
Воздухопроницаемость – способность
ткани пропускать воздух (чтобы тело дышало).
Гигроскопичность – способность впитывать
влагу тела человека и отдавать в окружающий
воздух (впитала и высохла).
Теплозащитность – способность сохранять
тепло тела человека.
Информация о работе Инновационное обучение в организации учебно–познавательной деятельности