Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 06:44, статья
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.
Переход к рыночным отношениям и трансформация всей экономической системы России заставляют искать новые инновационные пути развития рынка образовательных услуг. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно – хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ
Сфера образования в России переживает момент реформирования. Трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики, повлияли и на сферу образования, привнеся в нее рыночные отношения. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов [16, 19]. Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведенияхсфере образовательных услуг.
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.
Переход к рыночным отношениям и трансформация всей экономической системы России заставляют искать новые инновационные пути развития рынка образовательных услуг. Соответственно новые требования предъявляются к качеству подготовки специалиста в области экономической, производственно – хозяйственной деятельности, к его способности обеспечить конкурентоспособность предприятия, фирмы.
Перед системой образования ставятся задачи воспитания позитивного отношения к современному процессу преобразований как важному элементу культуры, преодоления противоречия между теорией и реальной жизнью. В этой связи ещё более актуальной становится задача усиления практической направленности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста [11].
Образовательная услуга - объективно необходимое и адресное явление, существующее в историческом контексте. Она служит интересам общественного и индивидуального развития и потому обладает индивидуальной и общественной полезностью. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
В условиях социально ориентированной рыночной экономики образовательная услуга по своей социально-экономической сущности может выступать одновременно как в форме общественного, так и в форме частного блага, приносить пользу и обществу, и индивиду. К сожалению, большинство ученых, рассматривающих образовательную услугу как смешанное право, не учитывают фактор, специфичный для рыночной экономики, - поведение потребителя при выборе вектора получения образования.
Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта - процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере.
Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг - обеспечивать наращивание человеческого капитала. В этом контексте целесообразно разделять образование на традиционное и инновационное.
Услуги первого вида образования, так называемые традиционные, оказываются в массовом секторе образования, обеспечивая его простое воспроизводство (без накопления инновационных элементов).
Услуги инновационного образования (инновационные образовательные услуги), создаются и реализуются в секторе экспериментальной образовательной деятельности, обеспечивая наращивание эвристического, творческого, инновационного потенциала личности, ее новых знаний, умений, навыков. Они являются основой формирования расширенного воспроизводства [22].
Инновационная деятельность высшего учебного заведения, основанная на знаниях, должна рассматриваться как главный механизм обеспечения качества подготовки специалистов. Новый, быстро меняющийся, рынок интеллектуального труда, обусловливает необходимость изменения системы образования, требует разработки нового содержание образования, новых технологий и методик обучения [6].
Интенсификация инновационных процессов в образовании связана не только с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, но и со значительными изменениями в сфере сознания общества в целом.
Задачи по совершенствованию содержания и технологий образования, а также ресурсного обеспечения и развития системы обеспечения качества образовательных услуг в полной мере соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации в той части, которая связана с реформированием отечественного образования [4].
Проблема традиций и инноваций чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гуманитарных знаний, в том числе и образовательных.
Реализация образовательной политики России в период реформ характеризуется целым рядом направлений, к которым можно отнести интеграционные процессы в мировое образовательное сообщество и создание новых типов высших учебных заведений [2].
В зависимости от вида оказываемых инновационных образовательных услуг различают традиционные, развивающие и комплексные экспериментальные площадки.
Особенностью проведения эксперимента в сфере образовательных услуг является то, что он не выступает как один из этапов инновационного процесса, что характерно для экспериментальной деятельности в материальной сфере производства, а охватывает все его этапы, начиная от рождения идеи и до апробации инновации, получения одобрения на тиражирование [22].
В условиях трансформируемой экономики внедряемые инновационные процессы, меняют цели подготовки, содержание обучения, формы и методы получения образования.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему.
Наибольшее распространение имеют инновации связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования.
Инновационные механизмы развития образования включают: создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой
атмосферы в различных
- создание социокультурных
и материальных (экономических) условий
для принятия и действия
- инициирование поисковых
образовательных систем и
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновации возникают во-первых в результате создания мировым сообществом новых технологий и их внедрения в культуру, oсобенно активно используются всевозможные средства для передачи, хранения и обработки информации; второй подход — устранение недостатков существующих образовательных систем; в-третьих, меняется само человечество и это требует изменения образовательных подходов [25].
Типология инновационных подходов к обучению может быть ориентировочно такой: подходы делятся на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса [9].
Формирование инновационной
направленности предполагает использование
определенных критериев, позволяющих
судить об эффективности того или иного
нововведения. Принимая во внимание имеющийся
опыт исследований по педагогике, можно
определить следующую совокупность критериев
педагогических новшеств: новизны, оптимальности,
высокой результативности, возможности
творческого применения инновации в массовом
опыте.
Основным критерием инновации
выступает новизна.
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения [23].
Сущность управления инновационным развитием вуза выражается в следующих положениях:
1) инновации можно предвидеть, ожидать и вызывать;
2) инновации в определенной мере можно ускорять, предварять;
3) к инновациям следует готовиться; инновационные кризисы можно сдерживать и сглаживать;
4) инновационные процессы могут быть до определенного предела управляемыми [3].
Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
Инновации-трансформации,
преобразующие учебный процесс,
Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения.
В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами. Поисковый подход преобразует традиционное обучение как инициируемого освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов [20].
Современные университеты должны стать мощными научно-образовательными и инновационными комплексами, центрами определяющего влияния на социально-экономическое, технологическое, образовательное и культурное развитие регионов [17].
Следовательно, модернизация в сфере образования должна быть ориентирована и на глубокое научное исследование самой этой сферы, и на достижение единства научного, учебного и воспитательного процесса [18].
В материалах XVI
Международной научно-
Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания [21].
Инновации, создание уникальных знаний повышает конкурентоспособность высших учебных учреждений. Специфика ВУЗа определяет введение тех или иных новшеств в систему учебного процесса [1, 7, 8, 14].
На сегодняшний день только малая часть университетов работает в инновационном режиме, их отличие состоит, прежде всего, в иной корпоративной культуре [13]. Pазличают инновации-продукты и инновации-процессы.
В сфере образования инновация-продукт - это новый образовательный продукт, вышедший на рынок и включенный в процесс оказания услуги, то есть речь идет о реализованном в виде услуги продукте. Образовательный продукт, разработка которого завершена, но который еще не используется потребителем не может считаться инновацией. Инновацию-процесс можно рассматривать как усовершенствование, уменьшающее стоимость образовательной услуги.