Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся.

Файлы: 1 файл

afonkina_innovatssionnye_tehnologii.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Всероссийский Конкурс рефератов «Инновационная школа 2012»

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых  компетенций.

 

 

                                                        Подготовила:

                                                              Афонькина И.Л.

                                                                           учитель русского языка

                                                          и  литературы

                                                                                  «Гимназии №3» г. Ивантеевка

                                                                                       Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Тема данного  реферата «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций». В этой работе мы попытались в жатой форме изложить основные положения по теме. Выяснили, что  с ведением новых образовательных стандартов меняется и подход  к обучению и воспитанию учащихся.

В данной работе мы попытались систематизировать передовой опыт многих учителей-методистов, ученых. Выделили, что же такое «технология», «педагогическая технология», «компетенция». Четко определили, что относится к  базовым компетентностям современного человека.

Считаем, что данная работа может являться хорошим помощником для учителей общеобразовательных  школ, а также методическим пособием при подготовке к семинарам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее  время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания,  умения ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества.

Так как сейчас много говорят и пишут о модернизации российской системы образования, то мы отмечаем это как сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике.

Методисты и учителя всегда выступали за организацию системы развития речи, за понимание этой работы как части общей воспитательной программы.

В своё время  М. Рыбникова утверждала, что пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка.

О необходимости  системы в работе над речью, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специально организованной, последовательной и целенаправленной организации речевой деятельности учащихся говорят и крупнейшие психологи — С. Рубинштейн, Л. Выготский, Н. Жинкин. 

На современном  этапе для совершенствования  и обогащения речи обучающихся необходимо внедрять новые педагогические технологии.

Нельзя не заметить, что  в последнее время в школе  имеет место тенденция снижения уровня развития речи учащихся, умения грамотно и чётко формулировать мысль, обобщать, делать умозаключения. Тем самым появляются противоречия между программными требованиями, т.е. умениями показать духовную культуру личности, богатство словарного запаса и современным состоянием уровня методической работы учителя по развитию речи учащихся. В связи с этим возникла проблема: какие же современные педагогические технологии являются наиболее эффективными в развитии речи школьников?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Развитие –  неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс  применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств  такого развития являются инновационные  технологии, т.е. это принципиально  новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных  технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых  ученых и педагогов. Среди них  В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

 

Современные педагогические технологии как объективная потребность.

Плохой учитель преподносит  истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

В последнее  время все громче заявляет о себе новая область знания — педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Современная российская система образования ставит перед педагогом и перед учащимися довольно сложные задачи. Они должны иметь развитые умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих производственных и учебно-познавательных задач. Поэтому и педагогу и учащимся важно найти оптимальную технологию, при которой можно будет решить поставленные задачи.

Что такое педагогическая технология, зачем  она нужна педагогу и  его ученикам, как ее создать и  заставить эффективно работать? Эти вопросы задает любой современный педагог.

Понятие «технология  обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.1 Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

    • цели обучения;
    • содержание обучения;
    • средства педагогического взаимодействия;
    • организация учебного процесса;
    • ученик, учитель;
    • результат деятельности.    

Существует  множество интересных определений  сущности педагогических технологий –  термина, ставшего довольно популярным в последнее время.

Технология – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства2.

      Педагогическая технология – это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.3

Б.Т. Лихачёв отмечает, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.4

В педагогической и психологической литературе часто  встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология.

Таким образом, понятие «педагогическая  технология» может быть представлено в трех проектах: научном, процессуально – описательном, процессуально – действенном.

Понятие «педагогическая технология» в  нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики — перевода школы функциональной в школу развивающуюся.

Следует отметить, что в педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. Н. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.

В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии:

    • традиционная педагогическая технология;
    • игровые технологии; 
    • технология личностно – ориентированного обучения;
    • технология развивающего обучения;
    • технология коллективного взаимообучения;
    • проблемное обучение;
    • обучение на интегрированной основе;
    • витагенные технологии;
    • этнокультурные технологии;
    • технология «Диалог культур»;
    • компьютерные (информационные) технологии;
    • технологии программированного обучения;
    • технологии модульного обучения;
    • инновационные технологии.

 К  инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о – модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

- базовые компетенции;

- опыт ребёнка;

- умение решать  жизненные ситуации;

- психолого-педагогические  ситуации и другие.

Напомним определения  понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".

Основой современных  образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых  компетентностей современного человека:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Информация о работе Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций