Формирование у учащихся базовых
компетентностей в учебном процессе
называется компетентностным подходом.
Его специфика состоит в том, что усваиваются
не «готовые знания», кем-то предложенные
к усвоению, а «прослеживаются условия
происхождения данного знания» Ученик
сам формирует понятия, необходимые для
решения задач. При таком подходе учебная
деятельность, периодически приобретая
исследовательский или практико-преобразовательный
характер, сама становится предметом усвоения.
В свете принятия нового образовательного
стандарта новые требования предъявляются
и к профессиональной деятельности
педагога.
Заключение
Проблема эффективности обучения школьников
на сегодняшний день актуальна. В последнее
время все чаще мы слышим об обновлении
системы школьного образования, о применении
новых педагогических технологий. Сегодня
перед учителями стоят более сложные,
чем прежде, задачи, диктующие необходимость
пересмотра всего арсенала педагогических
средств развития личности ребенка, с
целью его быстрейшего введения в богатый
мир речи во всех ее видах – чтении, говорении,
аудировании, письма. Методисты и учителя
на практике отметили, что одним из средств
организации речевой деятельности учащихся
на уроках являются инновационные
педагогические технологии.
Считается, что овладение базовыми
компетенциями учащимися школы возможно
при соблюдении целого ряда требований
к уроку:
1. Дидактические требования:
- Чёткое формирование образовательных задач
- Определение оптимального содержания урока
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
- Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
- Особенности самоорганизации учителя
- Организация познавательной деятельности
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
- Организованность учащихся
- Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике
проведения урока:
- Урок должен быть эмоциональный
- Темы и ритм урока должен быть оптимальным
- Полный контакт учителя и учащихся.
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности
- Обеспечение активного учения каждого ученика.
Но не следует
забывать, что каждый урок несет
в себе как обучающую, так и
развивающую цель. Любой учитель-практик
в своей работе сам выбирает, какие
же современные технологии являются эффективными на данном
этапе обучения.
Библиография
- Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
- Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-
- Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
- Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.
- Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно- ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель.- 2010.-№5.-С.51-54
- Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76
- Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб., 2002
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения.-Ростов н/Д:Изд – во Феникс, 2005. С. 262.
- Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно – деятельностный подход. Учебное пособие для студентов – филологов. - М., 2003.
- Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть 4. – Ростов н/Д., 2007.
- Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. - Киров, 1997.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М., 2007. С. 59.
- Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2006. С. 252.
- Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
- Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
Анкета
участника конкурса.
- Афонькина Ирина Леонидовна
- Работаю в МОУ «Гимназия№3» г. Ивантеевки Московской области учителем русского языка и литературы.
- 6 лет педагогического стажа.
- Адрес «Гимназии№3» г. Ивантеевка Московской обл., ул. Коминтерна дом 2 а. Телефон/факс: 496-585-19-29
- Тел. 89296467894, адрес эл.почты ILAFONKINA@mail.ru
1 Кукушин В. С. Теория и методика обучения.-Ростов
н/Д:Изд – во Феникс, 2005. С. 262.
2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского
языка. – М., 2006. С. 252.
3 Морева Н.А. Современная технология
учебного занятия. - М., 2007. С. 59.
4 Кукушин В.С. Теория и методика обучения.
Ростов-на-Дону, 2005. С. 271.