Инновационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Файлы: 1 файл

инновационные технологии.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Введение  

Словарь С.И.Ожегова  даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или  сделанный, появившийся или возникший  недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“  в переводе с латинского языка  означает “обновление, новшество или  изменение“. Это понятие впервые  появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область  знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это  время в педагогике проблема инноваций  и, соответственно, её понятийное обеспечение  стали предметом специальных  исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические  инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены  в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая  инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

 

 

Понятия «инновация»

Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

 Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Инновационные технологии воспитания:

-национально-образовательные;

- создание развернутой системы  дополнительного образования внутри  школы:

-телевизионные (ток-шоу, круглые  столы, творческие портреты, видеопанорамы);

-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);

-нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон);

-различные варианты школы  полного дня;

-создание гувернерской службы  внутри школы, создание детско-родительских  объединений внутри школы;

-социальное проектирование.                                                              

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.    

Само понятие  «инновация» впервые появилось  в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в  середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений).  Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика.Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств .

 

 

 

 

 

 

Сущность  и виды инновационных технологий

В реальных социально-культурных явлениях и процессах  альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства, народных промыслов  и ремесел, необратимое, направленное, закономерное изменение, модернизацию тех или иных видов социально-культурной деятельности.

При этом главным  условием зарождения и развития инновационных  технологий в социально-культурной среде всегда была и остается выработка  максимально большого количества творческих идей

В силу этого  любая из общепринятых социально-культурных технологий, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняют или  изменяют в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной  технологии.

Известные в  педагогике, психологии, этике культурологические авторские школы на протяжении десятилетий  рождались и сегодня рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих  концепций с инновационными технологиями. Так, например, вальдорфская педагогика и составляющие ее развивающие технологии исходят из философии Р. Штайнера. Широко известны и такие культурологические авторские школы, как «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова, «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, программа «Развитие» А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, «Школа диалога культур» В.С. Библера.

Для всех этих и других авторских школ характерно преодоление существовавшего долгие годы научно-практического параллелизма: теория – отдельно, технология –  отдельно.

Хотя с  социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь школы, клуба, телевизионного канала или театра никогда не является легким и для всех долгожданным.  

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся  социально-культурную систему. Инновация  – это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в социально-культурную среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы  известного и общепризнанного в  общественной практике досуга, образования, искусства 

Применительно к социально-культурной сфере понятия  «инновация», «нововведение» носят  множественный характер. Сам процесс  разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационные технологии способствуют повышению  эффективности социально-культурной деятельности. Их основу неизменно  составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической  проблемы, проблемной ситуации, что  служит необходимой предпосылкой для  использования нестандартного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют кристаллизации, самоорганизации и  тесному взаимодействию заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения. 

Нововведения  охватывают различные стороны социально-культурной отрасли и поэтому подразделяются на экономические и материально-технические, правовые и управленческие, педагогические и организационно-методические. Тем не менее, технологически структура любого из инновационных процессов в учреждениях культуры, образования, искусства, досуга обязательно складывается из двух составляющих:

1) воспроизводства того или иного  новшества, способа, метода

2) использования потенциальных  возможностей этого новшества. 

Инновационные технологии в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную  взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных технологий в области культуры, искусства, образования, спорта следует различать:

1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные);

2) завершенные  и незавершенные; 

3) простые по структуре и расширенные.

 Кроме  того, в каждой инновационной  технологии велико значение и  сопутствующих факторов. К ним  относятся общественный и административный  контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм  осуществления инновации

Для углубленного понимания сути инновационных технологий в социально-культурной деятельности воспользуемся структурой предложенного  специалистами понятия «цикл  развития нововведения». 

Примерная схема  кодировки механизма осуществления  инновационной технологии включает в себя следующую последовательность действий:

Появление инновационной  идеи, её формализация, предполагающая обозначение её названия, краткой  сути и указание возможной области  ее распространения и реализации в социально-культурной среде.

На этом этапе  осуществляется связь с другими  инновационными предложениями, расширяется  фронт проникновения во внешнюю  среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и  реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия  и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние каждой страны».

Для педагогов, режиссеров, менеджеров, технологов, занятых  в социально-культурной сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно  может быть обозначена как функция  новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаторы самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее  правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т. д. Всякий раз их целевая установка в социально-культурной сфере ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, образовательных, управленческих решений и задач.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования  новых идей, стремятся свести к  минимуму или исключить вообще вмешательство  критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых  предложений и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в  этом смысле служат методы, лежащие  в основе поисковых инновационных  социально-культурных технологий и  авторских школ.

Метод мозгового  штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре участвует несколько групп: «генераторы» – создатели идей; эксперты-«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных), либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

Информация о работе Инновационные технологии