Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:07, реферат
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Введение
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях
в образовательной системе
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.
Инновационные технологии воспитания:
-национально-образовательные;
- создание развернутой системы
дополнительного образования
-телевизионные (ток-шоу,
-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
-нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон);
-различные варианты школы полного дня;
-создание гувернерской службы
внутри школы, создание детско-
-социальное проектирование.
Инновационная культура - это знания,
умения и опыт целенаправленной подготовки,
комплексного внедрения и всестороннего
освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности
при сохранении в инновационной системе
динамического единства старого, современного и нового; иными словами,
это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Человек как субъект
культуры преобразует (обновляет) окружающие его
природный, вещный, духовный миры и самого
себя таким образом, что эти миры и сам
человек все более полно пронизываются
собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются
Само понятие
«инновация» впервые появилось
в научных исследованиях
В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства, народных промыслов и ремесел, необратимое, направленное, закономерное изменение, модернизацию тех или иных видов социально-культурной деятельности.
При этом главным условием зарождения и развития инновационных технологий в социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей
В силу этого
любая из общепринятых социально-культурных
технологий, если она обладает несомненными
новыми элементами и по своей направленности
и характеру дополняют или
изменяют в лучшую сторону традиционные
подходы какой-либо своей стороной:
целями, содержанием, формами и методами,
отношениями и позициями
Известные в педагогике, психологии, этике культурологические авторские школы на протяжении десятилетий рождались и сегодня рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Так, например, вальдорфская педагогика и составляющие ее развивающие технологии исходят из философии Р. Штайнера. Широко известны и такие культурологические авторские школы, как «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова, «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, программа «Развитие» А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, «Школа диалога культур» В.С. Библера.
Для всех этих
и других авторских школ характерно
преодоление существовавшего
Хотя с
социальными инновациями
Потребность
в инновационной деятельности всегда
появляется в связи с необходимостью
внесения изменений в сложившуюся
социально-культурную систему. Инновация
– это всегда или почти всегда
нововведение, это целенаправленное
изменение, которое вносит в социально-культурную
среду внедрение новых
Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.
Инновационные
технологии способствуют повышению
эффективности социально-
Нововведения
охватывают различные стороны социально-
1) воспроизводства того или
2) использования потенциальных возможностей этого новшества.
Инновационные технологии в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных технологий в области культуры, искусства, образования, спорта следует различать:
1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные);
2) завершенные и незавершенные;
3) простые по структуре и расширенные.
Кроме
того, в каждой инновационной
технологии велико значение и
сопутствующих факторов. К ним
относятся общественный и
Для углубленного понимания сути инновационных технологий в социально-культурной деятельности воспользуемся структурой предложенного специалистами понятия «цикл развития нововведения».
Примерная схема
кодировки механизма
Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозначение её названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде.
На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложениями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.
Любая инновация,
как и инновационная
Для педагогов,
режиссеров, менеджеров, технологов, занятых
в социально-культурной сфере, характерно
также выполнение так называемой
ролевой функции, которая условно
может быть обозначена как функция
новатора, или реформатора. Инициаторами
и носителями данной функции являются
представители множества
Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т. д. Всякий раз их целевая установка в социально-культурной сфере ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых творческих, образовательных, управленческих решений и задач.
Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложений и не мешало рождению неожиданных замыслов.
Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных социально-культурных технологий и авторских школ.
Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре участвует несколько групп: «генераторы» – создатели идей; эксперты-«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных), либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.