Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 18:03, лекция
О необходимости объединения предметов изобразительного искусства, музыки и литературы для создания полного образа предмета, явления.
Интеграция предметов
гуманитарного цикла в
Введение.
Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать
в своём воображение настроение. Поэзия слова
даёт мысль, и по ней нужно создать образ и
настроение, а музыка даёт настроение, и по нём
надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни.
Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Связь музыки и литературы очевидна. Особенно оперная и вокальная музыка непосредственно используют литературные сюжеты (оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», опера М. Мусоргского «Борис Годунов», опера Ж. Бизе «Кармен» и т.п.) и стихотворную лирику А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф.Тютчева и многих других.
Литература и музыка предполагают наиболее тесную связь между собой. В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое. Известно, что Аристотель дает свою классификацию, исходя из единства искусств. Оно строится на теории подражания искусства природе, "ритмом слова и гармонией или раздельно, или вместе". Это единство искусств проявлялось, прежде всего, при исполнении поэтических произведений - мелодекламации: звучащее слово сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, что способствовало более глубокому воздействию его на чувства, сознание слушателей. В этой связи Аристотель писал, что музыка более других искусств приближается "к действительности отображения гнева и кротости, мужества и воздержанности и всех противоположных им свойств".
В слове музыка находила
мыслительную оформленность; в
музыке слово обретало высшую
эмоциональность и
Со временем в своем социально-историческом развитии музыка и литература стали отделяться друг от друга. Каждое искусство обрело свой язык, свою знаковую систему для хранения и передачи своих текстов.
Отделяясь друг от друга, эти
два искусства постоянно
А.С. Пушкин, подчеркивая "музыкальность" стихотворной речи, определил ее как "союз волшебных звуков, чувств и дум".
Что же нам даёт подключение к этому союзу изобразительное искусство?
Художники создают наглядные образы. Могу не только услышать, прочитать, но и увидеть яркий образ и соотнести его с музыкальным и литературным.
Проследить связь музыки с живописью несколько сложнее, но она существует, и эти два вида искусства также тесно связаны между собой. Великие талантливые музыканты вдохновляли художников на создание портретной живописи: портрет М. Мусоргского написал И.Репин, Ф. Шаляпина – В. Серов, К. Коровин, С. Рахманинова – К.Сомов, Л. Пастернак, Б. Шаляпин.
С другой стороны живописные
полотна вдохновляли
Известный современный композитор В. Кикта написал свою замечательную концертную симфонию для арфы с оркестром, вдохновленный фресками собора Святой Софии Киевской и его печальной историей. Произведение так и называется «Фрески Святой Софии Киевской».
Примеры можно приводить бесконечно.
«В произведениях Бетховена, Шумана, Листа, Вагнера можно видеть, как язык музыки все более насыщался многообразными впечатлениями от природы и соревновался с пейзажной живописью («Пасторальная симфония» Бетховена), вбирая в себя эффекты звукоподражания и колористической окраски».
Беспредметность музыки и ее «временная продолженность» всегда вызывали «зависть» художников, чье искусство на протяжении многих веков было ограничено предметностью и одномоментностью.
Художники стремились раздвинуть границы своего искусства. И музыка как искусство, звучащая во времени стала для художников почти идеалом, так как по своей природе не была привязана к предметному изображению мира.
В 1898 году Кандинский услышал в Петербурге оперу «Лоэнгрин» Вагнера. Музыка захватила его. Слушая оперу, он чувствовал, что музыка «Лоэнгрина» - это «полное осуществление» его стремлений, что «его час» пришел: «Мысленно я видел все мои краски. Они стояли у меня перед глазами. Бешенные, почти безумные линии рисовались передо мной…. Мне стало совершенно ясно, что … живопись способна проявить такие же силы, как музыка».
В свою очередь и музыка не стояла на месте, ее сфера в течение IXX века все более расширялась и традиционная граница тональности была разрушена. И живопись и музыка стремились к воплощению нового миропонимания, которое пришло с эпохальными открытиями в естественных науках, высветивших существование, почти невидимого космоса за пределами видимого мира. И музыка и живопись устремились на завоевание бесконечного космического пространства. И многие композиторы, начиная с Шенберга, и художники, начиная с Кандинского, посвятили свое творчество новому миропониманию и мироощущению.
Но и предметность в живописи, и тональность в музыке были, есть и надеемся, будут желанными категориями в этих видах искусства, отнюдь не отвергая, а еще более подчеркивая достижения великих художников и музыкантов XX века.
Мы всегда будем грустить у полотен Левитана и, слушая соло валторны из 2-ой части V симфонии Чайковского, нас всегда будет волновать трепетная живопись Клода Моне и импрессионистический мир звуков К. Дебюсси и М. Равеля.
Замечательно, что все три вида искусства ведут нас по пути познания жизни, духовно обогащая внутренний мир человека.
Основная часть.
Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.
Школа - это главное звено в познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Современных педагогов на данном этапе волнует недостаточное внимание к духовно - нравственному воспитанию детей. Предметы гуманитарно-эстетического цикла должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества.
Интеграция данных предметов способствующих формированию условной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.
Взаимодействие зрения, слуха, обоняния, осязания и других чувств в процессе восприятия и анализа художественного произведения обозначается как синестезия - "соощущение", "пересечение чувств". Психолингвистический термин был усвоен искусствоведением, культурологией, методикой преподавания искусств.
В своей практике учитель, опираясь на теорию синестезии, использует различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках искусства позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.
Вместе с тем использование произведений искусств на уроках искусства может иметь и другой смысл - развитие чувств и эмоциональной сферы учащихся. В идеале ученик должен воспринимать и произведение искусства с включением всех механизмов синестезии. В этой связи В.В. Ванслов замечал, что можно "слышать" живопись и "видеть" музыку.
Талантливый человек слышит, видит, постигает в звуках, красках, картинах культурный универсум художественного произведения. Поэтому одним из основных психологических механизмов интеграции является возникновение в сознании обучаемого цепи ассоциаций, связанных между собой общими звеньями.
Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство и музыка. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы.
В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», и «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире.
«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган.
Отображая окружающий мир, композитор, художник, писатель и поэт мыслят образами. Рассматривая их во взаимосвязи, мы активируем фантазию, воображение, артистичность. При использовании на уроках изобразительного искусства музыки, литературных произведений более глубоко раскрывается смысл произведения, развивается ассоциативное мышление, создаётся реальный образ.
Здесь важно, чтобы педагоги были объединены общей идеей, сами создали коллектив единомышленников, могли выстроить урок так, что бы предметы ни конкурировали в уроке, а плавно дополняли друг друга.
На интегрированном уроке могут работать два учителя одновременно. Диалог на таком уроке ведут не только дети и учитель, но и учитель - учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества. Проживание, переживание и сопереживание - основные факторы такого урока.
Уровни (ступени) интеграции.
Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:
1.Тематическая интеграция
(два-три учебных предмета
2.Проблемная интеграция
(одну проблему решают
3.Концептуальная интеграция
(концепция рассматривается
Концепция «Здоровьесберегающая сила музыки». Исследовательская работа учителя и учеников по теме «Воздействие музыки на здоровье школьника»
4.Теоретическая интеграция
(философское
Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.
Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен знать, что такие уроки имеют особую структуру построения.
Рассмотрим примеры
Мы предлагаем свои схемы построения такого урока:
1 тип. Работают два учителя одновременно
2 тип. Два урока. 1 урок
— образ музыкальный. 2 урок —
продолжение — образ
3 тип. Самостоятельная
работа учеников в
Работа по первому типу. Диалог ведут не только дети и учитель, но и учитель — учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
Информация о работе Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе