Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 18:03, лекция
О необходимости объединения предметов изобразительного искусства, музыки и литературы для создания полного образа предмета, явления.
Учителя раскрывают тему дополняя
друг друга, каждый придерживаясь точки
зрения своего предмета. Задача детей
на каждом этапе представить образ,
найти главные черты и
Второй тип
1 этап. Экскурсия в природу,
в музей, наблюдение за
(В течение года наблюдение
за изменениями в природе.
2 этап. 1 урок — урок
музыки. Дети совместно с учителем
рассматривают музыкальный
2 урок — урок изобразительного
искусства — продолжение.
Третий тип. 1 этап. Перед детьми ставится проблема.
2 этап. Они самостоятельно исследуют проблему, используя научную, художественную литературу, консультации педагогов.
3 этап. Собранный материал
оформляется в сообщение,
4 этап. Защита проекта на уроке. (Возможны дискуссии, споры с оппонентами). Роль учителя координировать действия детей.
5. этап. Вывод. Формирование
понятия. Самые удачные работы
могут быть оформлены в
Задача учителя, планирующего такие уроки - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.
Благодаря интеграции легче
объяснить детям сложные
«Красивый человек», какой смысл мы вкладываем в это понятие. А может ли красивый человек быть злым? Конечно, дети скажут, что не всегда совпадает добро и красота. Прошу привести пример из сказки. Дети приводят пример – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мачеха красивая внешне женщина, но очень злая. Дети говорят, что душа у неё тёмная. Баба Яга совсем другое дело – её внешний вид отражает её характер. Духовная красота – чистая, добрая, отзывчивая душа, готовая встать на защиту, спасти, помочь в любой ситуации.
Русские богатыри – символ физической красоты. Они сильны телом и духом, они защитники Руси, народа. Знакомимся с произведением В. Васнецова «Богатыри». Включаем в урок произведение А.П. Бородина «Богатырская» и древне – русской литературы – былины о богатырях. Могут помочь и современные мультфильмы, которые создают доступный и яркий образ русского богатыря.
Современные дети сравнивают богатыря с героями боевиков, актёрами зарубежного и российского кино. Именно такие уроки помогают детям разобраться, что сильный человек не всегда бывает добрым.
Ещё одно понятие «красота природы». Вот здесь для творчества благотворная почва. Больше всего уроков именно на эту тему «Портрет дерева – березы», «Осень в творчестве художников, композиторов, поэтов», «Времена года», «Образ родной земли». Обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, народному творчеству и приходим к выводу: «Красоту нужно уметь видеть». Два волшебных дерева за окном школы нам в этом помогут. Наблюдать за клёном и берёзкой большое удовольствие. На клёне весной рождаются, а по осени падают звёзды – листья. Берёзка – русская красавица. Липкие нежные листочки, словно маленькие капельки, серёжки дрожат от ветра, но чем ни русская девушка.
Мы рисуем портрет этих деревьев в течение года. Создали альбом из работ учащихся. А ёще мы фотографируем школьный двор в разные времена года. Альбом получился замечательный.
В старшей школе интеграцию предметов музыки и изобразительного искусства проводим в теме «Великие темы в искусстве» («Образ матери – великая тема жизни»), «Батальный жанр» («Образ заступника, защитника земли русской»).
В шестом классе проводим урок-введение
в искусство «Цвет может
Литература, изобразительное искусство, музыка образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.
Внедрение интеграции на уроках продолжается во внеклассной деятельности, что помогает найти новые формы её реализации. В нашей школе такой формой стал клуб «Содружество муз», который работает по секциям- кружкам и объединяет детей с различными способностями. Каждая секция-кружок работает по общей теме, но по разным направлениям: музыкальному, поэтическому и изобразительному. Результатом работы являются открытое заседание клуба, посещение музеев, выставки работ учащихся, концерты, участие в различных конкурсах. Гостями клуба были известные в районе художники, фотографы, музыканты, детские творчески коллективы, исполнители, поэты и писатели.
Темы интегрированных занятий клуба дополняют и углубляют знания, полученные на уроках.
Мы говорим о красоте русской и кубанской природы, о братьях наших меньших, о знаменитых людях России и Кубани, о традиционных кубанских праздниках.
Когда с взрослыми детьми мы начинаем писать сценарий праздника, перечитываем большое количество литературы: энциклопедической, критической и художественной. Спорим, доказываем своё мнение, сами сочиняем.
Наши дети-участники и победители конкурсов муниципального и краевого уровня. Участие в работе клуба помогает детям определиться в выборе профессии и жизненного пути.
Интегрированный урок, занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Такой урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.
Опыт нашей работы обобщен. Разработана программа работы интегрированного курса с методическими разработками праздников. Данная программа прошла рецензию в Краснодарском ККИДППО.
Интегрированный урок – праздник «Лермонтов! Наш Лермонтов!..» опубликован в российском методическом журнале «Музыка в школе», урок – праздник «Этой ярмарки краски» опубликован в «Кубанском педвестнике».
Работаем над созданием сборника интегрированных уроков.
Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.
Список литературы
1. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»
2. С. А. Казанцева – «
3. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»
Информация о работе Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе