Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Файлы: 1 файл

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

   Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

   Основной   формой   работы  педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорируется.

   На  самом же деле необходимость организовать  взаимодействие  педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое  взаимодействие  педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.   

   От  совместной  работы  родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

   Семья  вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

   Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные  формы   работы  с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

   Стержнем  активных  работ  с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

   Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

   Слово «интерактив» пришло к нам из английского  языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

   Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

   Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и  взаимодействия  полностью вовлекает в процесс воспитания.

   Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего,  интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет учитель.  Интерактивные  методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

   Интерактивные  методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

   Их  применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

   Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

   Применение   интерактивных  методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

   Самые активные  формы   работы  - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

   На  родительском собрании можно применять  различные  интерактивные  методы:  работа  в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

   Подготовка  к применению интерактивных  методов 

   на  родительском собрании

   Для того, чтобы применение активных методов  на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые  условия.

  1. Обеспечить безопасность участников. Психолог или педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.
  2. Заинтересовать родителей. Нужно объяснить родителям, что  интерактивные  методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.
  3. Организовать пространство. Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.
  4. Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые  формы   взаимодействия , можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).
  5. Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия . Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой  работе , то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

   Следующая  форма   работы  – индивидуальные консультации.

   Индивидуальные  консультации особенно необходимы, когда  учитель набирает класс. Готовясь к  консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые  помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

   •особенности  здоровья ребёнка;

   •его  увлечения, интересы;

   •предпочтения в общении в  семье ;

   •поведенческие  реакции;

   •особенности характера;

   •мотивация  учения;

   •моральные  ценности семьи.

   В ходе индивидуальной консультации можно  использовать анкету «Мой ребёнок», которая  заполняется педагогом, совместно  с родителями.

   Анкета  «Мой ребёнок»

   1.Когда  он родился, то ………

   2.Самым  интересным в первые годы жизни в нём было …..

   3.О  здоровье можно сказать следующее  …….

   4.Когда  встал вопрос о подготовке  к школе, то мы ……..

   5.Его  отношение к школе было …….

   6.Трудности  воспитания связаны с …….

   7.Хотелось  бы, чтобы педагоги обратили внимание  на ….

   Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

   Нетрадиционные   формы   работы  с родителями

   •тематические консультации

   •родительские чтения

   •родительские вечера

   Тематические  консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В  каждом классе есть учащиеся и  семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

   Примерные темы:

   1.Ребёнок  не хочет учиться.

   2.Как  развить плохую память ребёнка.

   3.Единственный  ребёнок в семье.

   4.К  чему может привести тревожность  детей.

   5.Талантливый  ребёнок в семье.

   Родительские  чтения дают возможность родителям  не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

   Этапы проведения родительских чтений следующие:

   •на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

   •учитель  собирает и анализирует информацию;

   •определяется список литературы по данному вопросу;

   •изучение литературы родителями;

   •изложение  собственного понимания вопроса  родителями на чтениях.

   Родительские  вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

   Примерная тематика:

   1.Первый  год ребёнка, каким он был.

   2.Каким  я вижу будущее своего ребёнка.

   3.Друзья  моего ребёнка.

   4.Праздники  нашей  семьи .

   Работа  с родителями является одним из важнейших аспектов  работы  школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

   Для реализации целей психолого-педагогического  сопровождения выделяют   следующие направления работы:

   1. Анкетирование родителей с целью  оценки степени успешности прохождения  адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии.

   2. Консультирование  семей  учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

   3. Информационно-просветительская и  развивающая  работа  через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная  форма   взаимодействия  с родительской общественностью позволяет использовать  интерактивные  методы психологического воздействия.

Информация о работе Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей