Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:39, реферат
На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.
Для профилактики и коррекции неуспеваемости учеников используются разнообразные формы работы :
· лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
· дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
· исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
· психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
· диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения детей у учителей-предметников.
3. Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия для обнаружения и корректировки пробелов знаний.
4. Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.
5. Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
6. Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.
7. Изучение семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям семьи ; для понимания истоков и причин сценария развития успешности в обучении, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН).
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
9. Использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
В целях профилактики невыполнения без уважительных причин учеником своих учебных обязанностей, а также за нарушение школьных правил поведения, с учетом действующего международного и федерального законодательства, используются следующие формы:
1) изучение родителями
Устава школы и «Закона об
образовании» с целью
2) правовые лектории;
3) вручение родителям памяток - напоминаний «Как правильно выполнить домашнее задание», «Как выучить стихотворение» и т.д.;
4) совместное выполнение домашних заданий учитель – родитель – ученик;
5) индивидуальные консультации учитель – родитель по ликвидации пробелов знаний;
6) рейды родительского актива.
Памятка для родителей
1. Прислушивайтесь
к своему ребёнку, старайтесь
услышать и понять его.
2. Принимайте
решение совместно с ребёнком,
а также дайте ему право
принимать самостоятельные
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Предоставляйте
ребёнку возможность отдохнуть,
5. Требуя что-то
от ребёнка, давайте ему
6. Не требуйте
от ребенка сразу многого,
7. Не предъявляйте
ребёнку непосильных
8. Не действуйте
сгоряча. Остановитесь и
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что предложенные нами формы работы с родителями помогут Вам в объединении усилий педколлектива и родителей в развитии ребенка, как личности и будут способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Чтобы связи
школы с родителями были дружескими
и взаимно уважительными, учителям
следует соблюдать такие
1. Никогда не
жаловаться родителям на их
детей, требуя принятия «
2. Родительские
собрания нужно проводить как
встречи соратников. Учителя должны
рассказать, что было сделано
в классе за прошедший месяц,
что пройдено по каждому
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3. Учителя должны
знать условия жизни ребенка,
характер взаимоотношений в
4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Информация о работе Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей