Использование активных форм и организации методической работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.
Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:
• Информационно- аналитическое;
• Мотивационно – целевое;
• Планово-прогностическое;

Файлы: 1 файл

1.docx

— 29.39 Кб (Скачать файл)

Использование активных форм и организации методической работы в ДОУ

Успех работы дошкольного  учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе  управления дошкольным учреждением, так  как, прежде всего, способствует активизации  личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.

Методическая работа в  детском саду проводится по следующим  направлениям:

• Информационно- аналитическое;

• Мотивационно – целевое;

• Планово-прогностическое;

• Организационно – исполнительское;

• Контрольно – диагностическое;

• Регулятивно – коррекционное.

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и  позволяют повышать теоретический  уровень и мастерство педагогов,  тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно- аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные  педагогические проблемы и творчески  организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии  работы ДОУ, новых направлениях в  педагогике и психологии дошкольного  воспитания и образования, о новых  программах и технологиях, а также  об уровне профессиональной компетенции  педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном  уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами –  организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный  план на следующий учебный год, в  котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Педагоги ДОУ систематически должны проходить переподготовку на курсах повышения квалификации.  Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создаются и постоянно пополняются библиотеки специальной психолого – педагогической литературы.

Ежегодно должна оформляться подписка на периодические издания:

• «Дошкольное воспитание»,

• «Дошкольная педагогика»,

• «Обруч»,

• «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и многие другие).

Знакомство с интересной и новой информацией должно проходить также через Интернет.  Изучение новой литературы проводятся в форме  педагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существуют не только банки данных педагогов, но и банки сведений о семьях  воспитанников детских садов – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

• имя,

• отчество родителей,

• возраст,

• национальность,

• социальный статус,

• место работы,

• условия проживания и т. д.

В детских садах существуют системы взаимодействия с организациями:

• детские библиотеки,

• городская центральная библиотека,

• краеведческий музей,

• МОУ ТСОШ,

• школа искусств.

В начале учебного года совместно  с администрацией этих учреждений подписываются  договора о взаимодействии.

Мотивационно-целевое  направление.

Качественное сопровождение  педагогического процесса в ДОУ  невозможно без высокой эффективности  организации методической работы. Ведущим  критерием благотворности педагогического  процесса каждого коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

В начале учебного года совместно  с заведующими ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детских садах.

В начале учебного года на педсовете утверждаются проекты планов работы педколлектива на следующий   учебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельности  узких специалистов, сетка занятий, которая разрабатывается в соответствии с законом ПМР «Об образовании».

Анализируя результаты проведённой  работы, определяются основные направления  и годовые задачи педагогической деятельности и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В начале учебного года Творческим советом педагогов продумывается план методических мероприятий. Работая над проектом годового плана, проводится анкетирование педагогов и родителей, где они указывают интересующие их вопросы воспитания и обучения детей.

Каждый педагог в течение  одного учебного года или нескольких лет (по необходимости) занимается подробной  разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного  возраста и накоплением материала  о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования  педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам. В конце учебного года проводится «Фестиваль педагогических идей», на котором  происходит обмен опытом, наработанным за учебный год, и определяются перспективы  его внедрения на будущий год  в ДОУ.

Наиболее интересные разработки педагогов оформляются в передовой  педагогический опыт. Это является стимулом в работе педагогов.

Планово-прогностическое  направление.

Для повышения эффективности  деятельности учреждения в целом  необходимо определить скоординированную  систему задач и мероприятий  по их решению на предстоящий год.

При определении годовых  задач на текущий учебный год, анализируя состояние педагогической работы, в целях повышения её эффективности, возникает необходимость разработки целевых программ. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В соответствии с годовым  планом создаются текущие планы: месячные, недельные, которые конкретизируют, в отдельных случаях корректируют, дополняют мероприятия, намеченные на год, приводят их в соответствие с условиями, сложившимися на тот  или иной период времени.

Все педагоги ДОУ должны работать по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение месяца на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности. 

При составлении годового плана всеми специалистами ДОУ  разрабатывается план совместных мероприятий  на текущий учебный год, включающий праздники, развлечения, викторины, в  организации и проведении которых  участвуют все педагоги и сотрудники ДОУ (воспитатели учат игры и стихи  с детьми, специалисты разучивают роли, кастелянша продумывает новые  костюмы, художник рисует оформление, повара готовят вкусное угощение).

В начале учебного года утверждается также план интегрированных занятий, которые проводят узкие специалисты  вместе с воспитателями групп. Эта  форма работы хорошо воспринимается родителями на открытых мероприятиях и очень нравится детям.

Регулярно должны проводится заседания с медицинскими работниками, где обсуждают вопросы лечебно-оздоровительной работы. В конце учебного года медработниками и педколлективом разрабатывается план летней оздоровительной работы, где находят свое отражение:

• Общие физкультурные праздники на улице для всего ДОУ;

• Музыкальные праздники и развлечения;

• Занятия и беседы с детьми по социально-бытовой ориентировке и охране безопасности жизнедеятельности в летний период;

• План оздоровительных мероприятий для детей и консультации для воспитателей и родителей.   

Организационно  – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и  позволяют повышать теоретический  уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в  ДОУ строится с учётом затруднений  педагогов в работе через разнообразные  формы с использованием новых  достижений педагогической науки и  практики. Должны проводится не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний в  деловых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Ежегодно осенью в детских садах проводятся День открытых дверей. В этот день  проводятся экскурсии по детскому саду, во время которой родители воспитанников знакомятся с условиями, созданными для воспитания и обучения детей, проводятся открытые занятия, праздники (День рождение группы, Новоселье группы), где педагоги показывают эффективные методы взаимодействия с детьми.

В связи с требованиями современного общества возникла необходимость  систематизации работы по охране безопасности жизнедеятельности детей. В связи  с этим, педагогами разрабатывается цикл занятий по данной теме, основные положения конкурсов рисунков и поделок, оформляются фотогазеты и разрабатывается  содержание праздников по безопасности дорожного движения с участием сотрудников ГИБДД.

Здоровье детей зависит  не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. В ДОУ проводится большая работа с семьями по оказанию психолого-медико-педагогической помощи. Создаются консультативные пункты для родителей по вопросам воспитания детей, организуются брифинги в вопросно-ответной форме с участием психолога, медиков, дефектологов и  других специалистов детского сада.

Контрольно  – диагностическое направление.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование  воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление контроля в ДОУ.

В ДОУ существуют следующие виды контроля:

• оперативный,

• тематический,

• итоговый,

• предупредительный,

• сравнительный.

Например, тематический контроль по созданию условий для воспитательно-образовательной работы с детьми проводится специалистами ДОУ, компетентными по данному вопросу. Так, учитель-логопед проверяет «Создание условий в группах для развития речи детей»; физинструктор «Создание условий для развития двигательной активности дошкольников» и т.д. Специалистами разрабатываются основные положения проверки (соответствие современным требованиям, наличие дидактического и методического материала, соответствие возрасту и программным требованиям, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.).

Изучение педагогического  процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень  воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводятся анализы результатов работы ДОУ.

Примерное содержание по итогам учебного года может быть следующим:

• Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год.

• Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

• Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы.

• Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.

Информация о работе Использование активных форм и организации методической работы в ДОУ