Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:59, контрольная работа
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.
Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:
• Информационно- аналитическое;
• Мотивационно – целевое;
• Планово-прогностическое;
Использование активных форм и организации методической работы в ДОУ
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.
Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:
• Информационно- аналитическое;
• Мотивационно – целевое;
• Планово-прогностическое;
• Организационно – исполнительское;
• Контрольно – диагностическое;
• Регулятивно – коррекционное.
Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов, тем самым обогащают содержание педагогического процесса.
Информационно- аналитическое направление.
Для того чтобы решать различные
педагогические проблемы и творчески
организовать методическую работу, необходимо
владеть информацией о
Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.
Педагоги ДОУ систематически должны проходить переподготовку на курсах повышения квалификации. Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создаются и постоянно пополняются библиотеки специальной психолого – педагогической литературы.
Ежегодно должна оформляться подписка на периодические издания:
• «Дошкольное воспитание»,
• «Дошкольная педагогика»,
• «Обруч»,
• «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и многие другие).
Знакомство с интересной и новой информацией должно проходить также через Интернет. Изучение новой литературы проводятся в форме педагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.
В ДОУ существуют не только банки данных педагогов, но и банки сведений о семьях воспитанников детских садов – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:
• имя,
• отчество родителей,
• возраст,
• национальность,
• социальный статус,
• место работы,
• условия проживания и т. д.
В детских садах существуют системы взаимодействия с организациями:
• детские библиотеки,
• городская центральная библиотека,
• краеведческий музей,
• МОУ ТСОШ,
• школа искусств.
В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора о взаимодействии.
Мотивационно-целевое направление.
Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса каждого коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.
В начале учебного года совместно с заведующими ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детских садах.
В начале учебного года на педсовете утверждаются проекты планов работы педколлектива на следующий учебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельности узких специалистов, сетка занятий, которая разрабатывается в соответствии с законом ПМР «Об образовании».
Анализируя результаты проведённой
работы, определяются основные направления
и годовые задачи педагогической
деятельности и воспитательно-
Каждый педагог в течение одного учебного года или нескольких лет (по необходимости) занимается подробной разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и накоплением материала о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам. В конце учебного года проводится «Фестиваль педагогических идей», на котором происходит обмен опытом, наработанным за учебный год, и определяются перспективы его внедрения на будущий год в ДОУ.
Наиболее интересные разработки
педагогов оформляются в
Планово-прогностическое направление.
Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.
При определении годовых задач на текущий учебный год, анализируя состояние педагогической работы, в целях повышения её эффективности, возникает необходимость разработки целевых программ. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В соответствии с годовым
планом создаются текущие планы:
месячные, недельные, которые конкретизируют,
в отдельных случаях
Все педагоги ДОУ должны работать по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение месяца на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности.
При составлении годового плана всеми специалистами ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий на текущий учебный год, включающий праздники, развлечения, викторины, в организации и проведении которых участвуют все педагоги и сотрудники ДОУ (воспитатели учат игры и стихи с детьми, специалисты разучивают роли, кастелянша продумывает новые костюмы, художник рисует оформление, повара готовят вкусное угощение).
В начале учебного года утверждается также план интегрированных занятий, которые проводят узкие специалисты вместе с воспитателями групп. Эта форма работы хорошо воспринимается родителями на открытых мероприятиях и очень нравится детям.
Регулярно должны проводится заседания с медицинскими работниками, где обсуждают вопросы лечебно-оздоровительной работы. В конце учебного года медработниками и педколлективом разрабатывается план летней оздоровительной работы, где находят свое отражение:
• Общие физкультурные праздники на улице для всего ДОУ;
• Музыкальные праздники и развлечения;
• Занятия и беседы с детьми по социально-бытовой ориентировке и охране безопасности жизнедеятельности в летний период;
• План оздоровительных мероприятий для детей и консультации для воспитателей и родителей.
Организационно – исполнительское направление.
Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.
Методическая работа в ДОУ строится с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Должны проводится не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний в деловых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.
Ежегодно осенью в детских садах проводятся День открытых дверей. В этот день проводятся экскурсии по детскому саду, во время которой родители воспитанников знакомятся с условиями, созданными для воспитания и обучения детей, проводятся открытые занятия, праздники (День рождение группы, Новоселье группы), где педагоги показывают эффективные методы взаимодействия с детьми.
В связи с требованиями современного общества возникла необходимость систематизации работы по охране безопасности жизнедеятельности детей. В связи с этим, педагогами разрабатывается цикл занятий по данной теме, основные положения конкурсов рисунков и поделок, оформляются фотогазеты и разрабатывается содержание праздников по безопасности дорожного движения с участием сотрудников ГИБДД.
Здоровье детей зависит
не только от их физических особенностей,
но и от условий жизни в семье.
В ДОУ проводится большая работа
с семьями по оказанию психолого-медико-
Контрольно – диагностическое направление.
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление контроля в ДОУ.
В ДОУ существуют следующие виды контроля:
• оперативный,
• тематический,
• итоговый,
• предупредительный,
• сравнительный.
Например, тематический контроль
по созданию условий для воспитательно-
Изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводятся анализы результатов работы ДОУ.
Примерное содержание по итогам учебного года может быть следующим:
• Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год.
• Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.
• Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы.
• Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.
Информация о работе Использование активных форм и организации методической работы в ДОУ