Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:30, творческая работа
Цель проекта: воспитание негативного отношения к вредным привычкам (алкоголизму, курению, наркомании) у подростков, развитие социально значимого поведения.
«Использование
флеш-якорей в профилактической работе школы»
Практико-ориентированный проект
«Если мне расскажут, я смогу запомнить, если мне покажут, я смогу повторить, если я сделаю сам, я пойму»
Китайская мудрость
Руководитель проектной группы педагог-психолог ГУО «Дитвянская средняя общеобразовательная школа» Сливкина Наталья Анатольевна
«Использование
флеш-якорей в профилактической работе школы»
(Практико-ориентированный проект)
Аннотация проекта.
Флеш-якорь (флеш – яркая вспышка, якорь – закрепление) - это своего рода импринтинг, оседающий в памяти надолго. Понятие «флеш-якорь» придумала педагог-психолог Сливкина Н. А. Она же разработала проект. Это коротенький (от 3 до 5 минут) видеоролик, вмещающий в себя информацию, полученную уч-ся на профилактических мероприятиях.
Виды флеш-якорей:
- Информационный. Цель - дать важную информацию. Такой видеоролик рассчитан на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и имеет профилактическую направленность.
- Исследовательский. Цель – исследовать проблему и выработать определённое поведение. Видеоролик рассчитан на привитие подросткам законопослушного поведения.
- Творческий. Цель
– воздействие на чувства и
эмоции подростков. Видеоролик призван
с помощью эмоционально-
Участие подростков в процессе создания позволяет задействовать их репрезентативные системы (визуальную, аудиальную, кинестетическую) и поставить в памяти якорь. Результат и сам процесс работы – это не просто видеоролик, а нечто большее, проходящее через самих учащихся, через их души и мысли.
Флеш-якоря можно создавать в простых компьютерных программах Power Point или Movie Maker.
Обоснование необходимости проекта.
Кто они, дети 21 века? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься общество, родителей, педагогов. Самое страшное, что подрастающее поколение не имеет цели в жизни и не имеют ценностей. Маленькие жители планеты перестали доверять взрослым и больше не признают их лидерство.
По психологическим опросам и тестам, которые я провожу уже не один год, можно выделить такие черты характера подростков как эгоизм, открытая агрессия, безнравственность, безграмотность, лень. А что же по этому поводу говорят сами дети? Оказывается, что за грубостью и непослушанием ребенок скрывает от взрослых свои внутренние страхи и незащищенность. Если ребенок хулиганит и открыто идет на конфликт, то это первый звоночек для взрослых. Такое поведение говорит о форме протеста со стороны ребенка. Дети прекрасные наблюдатели и отмечают, что взрослые требуют от них принципов, которые сами не соблюдают и нарушают.
Проблема вредных привычек очень остро стоит в последнее время, в связи с открытым доступом к табачным изделиям и спиртным напиткам. Борьба с вредными привычками и зависимостями - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя и табака доказан. Даже малые дозы могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт характера.
Ребенок с бутылкой пива на улице и с сигаретой в руках - зрелище, которое может стать обыденным, если вовремя не остановиться. Специалисты-наркологи утверждают: детский алкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпивать три раза в неделю по банке джин-тоника или пива. А никотиновая зависимость быстрее развивается именно в подростковом возрасте.
У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстро развиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаи происходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своего родного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает быть внимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним.
В нашей школе для планирования профилактической работы постоянно проводится диагностика на выявление учащихся, требующих особого педагогического внимания. Исследование жизненных ценностей детей в возрасте от 13 до 17 лет показало:
- 10% уч-ся впервые попробовали сигарету в 10-11 лет;
- 20% впервые попробовали спиртное в 11 лет;
- больше 40% уч-ся 8-11 классов на момент обследования уже попробовали спиртное;
- 45% старшеклассников считают, что имеют вредную привычку к курению.
Многие взрослые уже не знают, как правильно воспитывать своих детей, чем заинтересовать их. Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает. Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности адекватного развития в обществе.
Особое значение в профилактике вредных привычек подростков принадлежит педагогам. Нынешнее состояние общества, алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости применения новых педагогических форм профилактической работы, обмена опытом, взаимодействия со всеми заинтересованными лицами.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: воспитание негативного отношения к вредным привычкам (алкоголизму, курению, наркомании) у подростков, развитие социально значимого поведения.
Задачи:
- Внедрить позитивную профилактику вредных привычек.
- Информировать подростков о вреде алкоголя, сигарет и наркотиков для здоровья.
- Привлечь к созданию флеш-якорей учащихся с вредными привычками, учащихся, состоящих на различных видах учёта, школьников, требующих особого педагогического внимания;
- Организовать команду по созданию флеш-якорей;
- Провести презентацию готового продукта (ролика);
- Использовать работу волонтёров по пропаганде здорового образа жизни.
Основное содержание проекта.
Главным результатом проекта является воспитание негативного отношения к вредным привычкам у подростков, а продуктом деятельности участников проекта - флеш-якоря.
Создание видеоролика предусматривает организацию команды учащихся, нуждающихся в профилактике вредных привычек и зависимостей. Школьники заранее знакомятся с планом работы над флеш-якорем. На предварительном этапе (неделя профилактики) по сути уже идёт работа по сбору необходимой информации. Мероприятия проводятся классными руководителями, специалистами службы СППС в рамках недель и декад профилактики вредных привычек и зависимостей.
Далее, в течение следующей недели, школьники создают флеш-якорь. Полученная информация сжимается до предела (даются по сути только опорные слова) и красочно, ярко оформляется. Основная работа в создании роликов ложится на самих детей. Они выбирают интересную на их взгляд информацию, подбирают на свой вкус картинки и делают оформление слайдов, учитывая свои интересы и особенности субкультуры. Подростки пропускают через себя большой объём профилактической информации, оставляя в памяти эпизоды, затронувшие их чувства и вызвавшие какие-то эмоции. Всё это они объединяют в один видеоролик, оставляя тем самым якорь в памяти.
В последний день (желательно в 6-ой школьный день) проходит презентация ролика с обсуждением для всех уч-ся, которым необходима профилактика вредных привычек.
Команда, создавшая флеш-якорь, в роли волонтёров в течение года проводит презентации флеш-якорей в разных классах с целью пропаганды здорового образа жизни.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Проект предусматривает следующие ресурсы:
1. Человеческие.
- Команда уч-ся, которая непосредственно участвует в создании флеш-якоря.
- Специалисты СППС координируют и направляют работу школьников.
- Учитель информатики оказывает техническую помощь в оформлении роликов.
- Классные руководители
предоставляют необходимую
- Библиотекарь предоставляет дополнительную информацию.
2. Временные
Создание флеш-якоря на определённую тему (например «Мы против курения») идёт после проведения недели профилактики вредных привычек. Максимальный срок работы над роликом – неделя (каждый день по часу).
3. Материально-технические.
Наличие компьютера и выход в интернет.
4. Организационные (административные)
Внесение работы группы в расписание компьютерного кабинета.
5. Финансовые.
Оплата работы в интернете.
Целевая аудитория.
В команду по работе над флеш-якорем входят учащиеся 8-11 классов, отобранные по результатам диагностики, склонные к девиантному поведению, несовершеннолетние, состоящие на ВШУ и в ИДН, школьники, имеющие вредную привычку к курению.
Количество участников от 5 до 10 человек. Отбор идёт на добровольной основе, без принуждения.
План реализации проекта.
Этапы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный координатор |
1 четверть |
Неделя профилатики вредных привычек (создание информационного флеш-якоря «Мы против курения», приложение 1) |
Октябрь |
Педагог социальный |
2 четверть |
Декада профилактики СПИД (создание творческого флеш-якоря «Я хочу жить», приложение 2) |
Декабрь |
Педагог-психолог |
3 четверть |
Неделя профилактики алкогольной зависимости (создание творческого и информационного флеш-якорей «Не жизнь, а сказка» (приложение 3) и «Жизненные ценности», приложение 4) |
Февраль |
Педагог-психолог |
4 четверть |
Акция «Школа без преступлений» (создание исследовательского флеш-якоря «Как себя вести с драконом? », приложение 5) |
Апрель |
Педагог социальный |
План создания флеш-якоря.
Этапы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный координатор |
1 (предварительный) |
Изучение теоретического материала |
Неделя |
Классные руководители, специалисты СППС |
2 |
Отбор нужной информации |
2 дня |
Библиотекарь, специалисты СППС |
3 |
Работа в интернете (подбор картинок для оформления) |
1 день |
Учитель информатики, специалисты СППС |
4 |
Компьютерная обработка видеоролика |
2 дня |
Учитель информатики |
5 |
Презентация флеш-якоря на воспитательном мероприятии |
1 день |
Специалисты СППС |
6 |
Работа в группе волонтёров |
На протяжении года |
Специалисты СППС |
Алгоритм создания флеш-якоря:
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В ходе реализации проекта появятся
- результаты-продукты (материальные
объекты) - флеш-якоря (видеоролики) по
профилактике вредных
- результаты-эффекты, т.е. социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут у школьников вследствие реализации проекта. Изменения покажет повторная психодиагностика учащихся и их поведение в школе и вне школы.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Изменения в поведении
Информация о работе Использование флеш-якорей в профилактической работе школы