Использование флеш-якорей в профилактической работе школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:30, творческая работа

Описание работы

Цель проекта: воспитание негативного отношения к вредным привычкам (алкоголизму, курению, наркомании) у подростков, развитие социально значимого поведения.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

«Использование

 флеш-якорей в профилактической работе школы»

Практико-ориентированный проект

 

«Если мне расскажут, я смогу запомнить, если мне покажут, я смогу повторить, если я сделаю сам, я пойму»

Китайская мудрость

 

 

 

 

 

Руководитель проектной группы педагог-психолог ГУО «Дитвянская средняя общеобразовательная школа» Сливкина Наталья Анатольевна

 

 

«Использование

флеш-якорей в профилактической работе школы»

(Практико-ориентированный проект)

Аннотация проекта.

Флеш-якорь (флеш – яркая вспышка, якорь – закрепление) - это своего рода импринтинг, оседающий в памяти надолго. Понятие «флеш-якорь» придумала педагог-психолог Сливкина Н. А. Она же разработала проект. Это коротенький (от 3 до 5 минут) видеоролик, вмещающий в себя информацию, полученную уч-ся на профилактических мероприятиях.

Виды флеш-якорей:

- Информационный. Цель - дать важную информацию. Такой видеоролик рассчитан на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и имеет профилактическую направленность. 

- Исследовательский. Цель – исследовать проблему и выработать определённое поведение. Видеоролик рассчитан на привитие подросткам законопослушного поведения.

- Творческий. Цель  – воздействие на чувства и  эмоции подростков. Видеоролик призван  с помощью эмоционально-чувственной  сферы ребёнка сформировать в его сознании негативное отношение к вредным привычкам.

Участие подростков в процессе создания позволяет задействовать их репрезентативные системы (визуальную, аудиальную, кинестетическую) и поставить в памяти якорь. Результат и сам процесс работы – это не просто видеоролик, а нечто большее, проходящее через самих учащихся, через их души и мысли.

Флеш-якоря можно создавать в простых компьютерных программах Power Point или Movie Maker.

 

Обоснование необходимости проекта.

Кто они, дети 21 века? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься общество, родителей, педагогов. Самое страшное, что подрастающее поколение не имеет цели в жизни и не имеют ценностей. Маленькие жители планеты перестали доверять взрослым и больше не признают их лидерство.

По психологическим опросам и тестам, которые я провожу уже не один год, можно выделить такие черты характера подростков как эгоизм, открытая агрессия, безнравственность, безграмотность, лень. А что же по этому поводу говорят сами дети? Оказывается, что за грубостью и непослушанием ребенок скрывает от взрослых свои внутренние страхи и незащищенность. Если ребенок хулиганит и открыто идет на конфликт, то это первый звоночек для взрослых. Такое поведение говорит о форме протеста со стороны ребенка. Дети прекрасные наблюдатели и отмечают, что взрослые требуют от них принципов, которые сами не соблюдают и нарушают.

Проблема вредных привычек очень остро стоит в последнее время, в связи с открытым доступом к табачным изделиям и спиртным напиткам. Борьба с вредными привычками и зависимостями - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя и табака доказан. Даже малые дозы могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт характера.

Ребенок с бутылкой пива на улице и с сигаретой в руках - зрелище, которое может стать обыденным, если вовремя не остановиться. Специалисты-наркологи утверждают: детский алкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпивать три раза в неделю по банке джин-тоника или пива. А никотиновая зависимость быстрее развивается именно в подростковом возрасте.

У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстро развиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаи происходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своего родного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает быть внимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним.

В нашей школе для планирования профилактической работы постоянно проводится диагностика на выявление учащихся, требующих особого педагогического внимания. Исследование жизненных ценностей детей в возрасте от 13 до 17 лет показало:

- 10% уч-ся впервые попробовали сигарету в 10-11 лет;

- 20% впервые попробовали  спиртное в 11 лет;

- больше 40% уч-ся 8-11 классов на момент обследования уже попробовали спиртное;

- 45% старшеклассников считают, что имеют вредную привычку  к курению.

Многие взрослые уже не знают, как правильно воспитывать своих детей, чем заинтересовать их. Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает.  Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности адекватного развития в обществе.

Особое значение в профилактике вредных привычек подростков принадлежит педагогам. Нынешнее состояние общества, алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости применения новых педагогических форм профилактической работы, обмена опытом, взаимодействия со всеми заинтересованными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи проекта.

 

Цель проекта: воспитание негативного отношения к вредным привычкам (алкоголизму, курению, наркомании) у подростков, развитие социально значимого поведения.

 

Задачи:

- Внедрить позитивную профилактику вредных привычек.

- Информировать подростков  о вреде алкоголя, сигарет и  наркотиков для здоровья.

- Привлечь к созданию флеш-якорей учащихся с вредными привычками, учащихся, состоящих на различных видах учёта, школьников, требующих особого педагогического внимания;

- Организовать команду по созданию флеш-якорей;

- Провести презентацию готового продукта (ролика);

- Использовать работу волонтёров по пропаганде здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

Основное содержание проекта.

Главным результатом проекта является воспитание негативного отношения к вредным привычкам у подростков, а продуктом деятельности участников проекта - флеш-якоря.

Создание видеоролика предусматривает организацию команды учащихся, нуждающихся в профилактике вредных привычек и зависимостей. Школьники заранее знакомятся с планом работы над флеш-якорем. На предварительном этапе (неделя профилактики) по сути уже идёт работа по сбору необходимой информации.  Мероприятия проводятся классными руководителями, специалистами службы СППС в рамках недель и декад профилактики вредных привычек и зависимостей.

Далее, в течение следующей недели, школьники создают флеш-якорь. Полученная информация сжимается до предела (даются по сути только опорные слова) и красочно, ярко оформляется. Основная работа в создании роликов ложится на самих детей. Они выбирают интересную на их взгляд информацию, подбирают на свой вкус картинки и делают оформление слайдов, учитывая свои интересы и особенности субкультуры. Подростки пропускают через себя большой объём профилактической информации, оставляя в памяти эпизоды, затронувшие их чувства и вызвавшие какие-то эмоции. Всё это они объединяют в один видеоролик, оставляя тем самым якорь в памяти.

В последний день (желательно в 6-ой школьный день) проходит презентация ролика с обсуждением для всех уч-ся, которым необходима профилактика вредных привычек.

Команда, создавшая флеш-якорь, в роли волонтёров в течение года проводит презентации флеш-якорей в разных классах с целью пропаганды здорового образа жизни.

 

Ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Проект предусматривает следующие ресурсы:

1. Человеческие.

- Команда уч-ся, которая непосредственно участвует в создании флеш-якоря.

-  Специалисты СППС координируют и направляют работу школьников.

-  Учитель информатики  оказывает техническую помощь  в оформлении роликов.

-  Классные руководители  предоставляют необходимую информацию  на классных часах, внеклассных  мероприятиях.

-  Библиотекарь предоставляет  дополнительную информацию.

2. Временные

Создание флеш-якоря на определённую тему (например «Мы против курения») идёт после проведения недели профилактики вредных привычек. Максимальный срок работы над роликом – неделя (каждый день по часу).

3. Материально-технические.

Наличие компьютера и выход в интернет.

4. Организационные (административные)

Внесение работы группы в расписание компьютерного кабинета.

5. Финансовые.

Оплата работы в интернете.

 

Целевая аудитория.

В команду по работе над флеш-якорем входят учащиеся 8-11 классов, отобранные по результатам диагностики,  склонные к девиантному поведению, несовершеннолетние, состоящие на ВШУ и в ИДН, школьники, имеющие вредную привычку к курению.

Количество участников от 5 до 10 человек. Отбор идёт на добровольной основе, без принуждения.

План реализации проекта.

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный координатор

1 четверть

Неделя профилатики вредных привычек (создание информационного флеш-якоря «Мы против курения», приложение 1)

Октябрь

Педагог социальный

2 четверть

Декада профилактики СПИД (создание творческого флеш-якоря «Я хочу жить», приложение 2)

Декабрь

Педагог-психолог

3 четверть

Неделя профилактики алкогольной зависимости (создание творческого и информационного  флеш-якорей «Не жизнь, а сказка» (приложение 3) и «Жизненные ценности», приложение 4)

Февраль

Педагог-психолог

4 четверть

Акция «Школа без преступлений» (создание исследовательского флеш-якоря «Как себя вести с драконом? », приложение 5)

Апрель

Педагог социальный


 

План создания флеш-якоря.

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный координатор

1 (предварительный)

Изучение теоретического материала

Неделя

Классные руководители, специалисты СППС

2

Отбор нужной информации

2 дня

Библиотекарь, специалисты СППС

3

Работа в интернете (подбор картинок для оформления)

1 день 

Учитель информатики, специалисты СППС

4

Компьютерная обработка видеоролика

2 дня

Учитель информатики

5

Презентация флеш-якоря на воспитательном мероприятии

1 день 

Специалисты СППС

6

Работа в группе волонтёров

На протяжении года

Специалисты СППС


Алгоритм создания флеш-якоря:

  1. Подробно изучить теоретический материал.
  2. Минимально сжать текст (выбрать основные опорные слова или предложения)
  3. Придумать структуру ролика (сколько будет слайдов, что на них будет написано и изображено)
  4. Подобрать эффекты анимации (как слайды будут появляться, исчезать, наложение звука (мелодия, песня или  текст). Эффекты подбираются в соответствии с изображением, темой и настроением слайда.
  5. Записать видеоролик в соответствующей программе (Power Point или Movie Maker).
  6. Конечный результат (показ флеш-якоря учащимся и обсуждение)

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

В ходе реализации проекта появятся

- результаты-продукты (материальные  объекты) - флеш-якоря (видеоролики) по  профилактике вредных зависимостей. Минимальное количество – 4.

- результаты-эффекты, т.е. социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут у школьников вследствие реализации проекта. Изменения покажет повторная психодиагностика учащихся и их поведение в школе и вне школы.

 

Критерии оценки эффективности проекта:

- Изменения в поведении школьников  в лучшую сторону (отказ от вредных привычек или постепенное отвыкание от привычного асоциального поведения);

Информация о работе Использование флеш-якорей в профилактической работе школы