Использование групповой формы работы на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:17, доклад

Описание работы

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики возможно прежде всего благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Использование групповой формы работы на уроках английского языка»

 

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и  навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики возможно прежде всего благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. В развивающей образовательной системе реализуется технология диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих .(1)

В процессе обучения английскому  языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Общение является двусторонним явлением, по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе интеракции, т. е взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу . (2)  Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.

 Результаты научных  исследований показывают, что диалог  занимает центральное место на  уроке.  Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что  диалог в классе может способствовать  интеллектуальному развитию учеников  и их результативности в обучении. Интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.

Важнейшим моментом для этого является создание образовательной  среды на уроке,  а создать такую  среду так, чтобы она была бы еще и коллаборативной для детей , можно , используя групповую форму работы.

  Фронтальные, индивидуальные  или парные формы организации  учебной работы побуждают учеников  работать в едином темпе, но  не все ученики могут делать  это в силу разного уровня  работоспособности и сформированности умений и навыков. Слабые ученики  не успевают за остальными, а сильные теряют  интерес из-за слишком низкого уровня сложности заданий, а некоторые дети боятся высказываться и предпочитают только слушать ответы товарищей.

 

Групповая же форма работы помогает  вовлечь всех учащихся и создает на уроке “языковую  среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на английском языке  в естественной обстановке.

 Задача  учителя - научить  детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». (1) Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.

Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно  выполнить поставленную задачу. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника  информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Любое задание в контексте  группового обучения строится таким  образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение  определенного времени. Например, используя  работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Таким образом, одним из преимуществ данной формы работы является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

 Еще одним преимуществом  группового обучения является  возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что групповая форма работы вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Групповая  форма работы основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого.                                             Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды.                                                           Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы.                                                                                Принцип личной отчетности обращает внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

При формировании групп ученики должны знать, с  какой целью они будут работать в группах, каковы преимущества работы совместно с другими учениками для выполнения того или иного задания.; также ученикам необходимо разъяснить, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, но это не означает, что между членами группы не должно быть взаимоуважения и взаимопомощи. Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах. При организации групповой формы работы учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.                                                                                                          Существует множество разных типов групп. Выбор того или иного типа зависит от целей, которые преследует учитель при организации работы в группах.  Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков. В таких группах обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями; “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта; в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах. Однако при выборе только такого типа группы отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется при необходимости использовать однородные группы. необходимо периодически прибегать к так называемому произвольному способу формирования групп, Для того, чтобы внести элемент неожиданности и разнообразия в процесс обучения, необходимо периодически прибегать к так называемому произвольному способу формирования групп. Под произвольным формированием групп подразумевается деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет, времена года и т.п.). У такого способа есть свои преимущества: гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер; сам процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока; ученики получают разные социальные роли. Но есть и недостатки: возможны конфликты в результате наличия в группе двух или более учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом; вы можете получить группы, целиком состоящие из “слабых” или “сильных” учеников. (3)  

При оценивании работы учащихся в группах учитель  должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом. Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.

  Перед тем,  как начать работу в группах,  я объясняю ребятам, что представляет  собой такая работа  и для  чего она нам нужна, исходя  из этого, мы вырабатываем  правила работы в группе. Во  время деления класса на группы я стараюсь использовать тот лексический и грамматический материал, который бы повторял тему предыдущего урока или подводил к теме нового урока, служил средством для положительного психологического настроя.

  Я использую  групповую форму работы на  разных этапах урока: в вводной части, основной части и заключительной; для выполнения различных заданий: составление синквейна, чтение с пометками, выполнение кроссвордов, чтение по методу jigsaw и другие; для отработки лексических и грамматических структур, для формирования и развития устных и письменных речевых навыков учащихся. Для меня как учителя английского языка  самым главным достоинством групповой формы работы является практически вовлечение всех учащихся в языковое общение, что способствует обучению через общение. Вот несколько примеров выполнения заданий в группах.

Одно из заданий  для работы в группах было составить  синквейн со словом family и оценить его друг у друга сигнальными карточками I like it\ I don`t like it. Детям понравилось выполнять это задание именно в группе , так как при выполнении подобного домашнего задания многие испытывали трудности. Такая форма работы показала им, что, объединив свои усилия, идеи и фантазию, они смогли справиться с этим сложным, но интересным заданием. Однако при выполнении этой работы все же потребовалась моя помощь (подсказывала английский перевод), но я думаю, что дети осознали необходимость учить слова, чтобы самостоятельно выполнять подобные задания,

Объяснение  и закрепление  грамматических тем  я стараюсь проводить так, чтобы ученики самостоятельно могли прийти к правилу употребления той или иной структуры, Так каждой группе дается задание прочитать текст и подчеркнуть в нем предложения с is красным цветом, are- зеленым цветом, am- синим цветом. Затем на флипчарте каждая группа составляет схему употребления глагола –cвязки to be Present Simple. Такая форма работы помогает добиться успешности на уроке и создания атмосферы сотрудничества. У ребят появляется возможность проявить себя в новой ситуации. Большинство учащихся активно включаются в работу. Ученики справляются с данным заданием и затем совместно выполняют тестовые упражнения, применяя составленную ими схему. Во время заполнения пропусков заметны моменты взаимообучения, что для меня кажется особенно значимым.

Для развития устной речи и отработки и закрепления лексических и грамматических структур ребятам в группах предлагается составить описание человека по картинке (придумать ему имя, фамилию, страну, город, адрес, членов его семьи ) , что предполагает не только развитие критического мышления, но и обучение через диалог. Это была своего рода исследовательская беседа. Когда ребята получили это задание, то в одной из групп ученик выдвигал свои предложения, другие просили объяснить , почему он выбрал именно это имя или название улицы. Затем они предложили сначала решить , какая у человека национальность, а потом уже  назвать страну , город, название улицы, где может проживать человек с такой национальностью. В другой группе дети  исходили из возраста человека, чтобы назвать членов его семьи . Конечно же ребята иногда очень бурно решали на каком варианте остановиться , они еще не умеют достаточно хорошо слушать друг друга и считаться с другой точкой зрения  , но главное было то, что все ребята работали очень активно и никто не старался отсидеться молча.

Работая в младшем  и среднем звеньях, я  убедилась  в том, что групповая форма  работы очень эффективна при отработке  нового лексического материала, особенно с использованием инструментов игровой  технологии. Так, применение в группах игры “snowball” позволяет всем учащимся проговорить или употребить в предложении в три раза больше слов, если класс делится на три группы, чем при традиционной фронтальной форме работы.

Нельзя не отметить трудности при использовании  групповой формы работы, которые в основном встречаются на начальном этапе работы в группах: достаточно много времени уходит на организацию работы в группе, при произвольном делении группы могут быть два и более лидеров, шум во  время работы, ученики переходят на русский язык (не хватает запаса лексики). Но я считаю,  данные трудности связаны с тем, что и для учителя, и для учащихся это достаточно не традиционная форма работы, и  дальнейшее использование  поможет справиться с ними.

Информация о работе Использование групповой формы работы на уроках английского языка