Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:17, доклад
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики возможно прежде всего благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.
Тема: «Использование групповой формы работы на уроках английского языка»
В современном обществе меняются
приоритеты образования. Ученик должен
иметь не только знания, умения и
навыки, но и уметь организовывать
собственную учебную
В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Общение является двусторонним явлением, по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе интеракции, т. е взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу . (2) Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.
Результаты научных
исследований показывают, что диалог
занимает центральное место на
уроке. Мерсер и Литлтон (2007)
в своей работе показали, что
диалог в классе может
Важнейшим моментом для этого является создание образовательной среды на уроке, а создать такую среду так, чтобы она была бы еще и коллаборативной для детей , можно , используя групповую форму работы.
Фронтальные, индивидуальные
или парные формы организации
учебной работы побуждают
Групповая же форма работы помогает вовлечь всех учащихся и создает на уроке “языковую среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на английском языке в естественной обстановке.
Задача учителя - научить детей совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». (1) Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.
Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Таким образом, одним из преимуществ данной формы работы является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.
Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что групповая форма работы вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
Групповая форма работы
основывается на четырех основных принципах:
социальное взаимодействие, позитивная
взаимозависимость, личная отчетность
и равная доля участия каждого.
При формировании
групп ученики должны знать, с
какой целью они будут работать
в группах, каковы преимущества работы
совместно с другими учениками для выполнения
того или иного задания.; также ученикам
необходимо разъяснить, что они могут
оказаться в группе не со своими друзьями,
но это не означает, что между членами
группы не должно быть взаимоуважения
и взаимопомощи. Практика показывает,
что предпочтительно формировать группы
по четыре человека. Такое деление позволяет
организовать наиболее эффективную работу
в парах внутри одной группы: каждый из
участников группы может последовательно
работать в трех разных парах. При организации
групповой формы работы учителю приходится
выбирать наиболее подходящий для данного
вида работы тип группы.
При оценивании работы учащихся в группах учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом. Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.
Перед тем,
как начать работу в группах,
я объясняю ребятам, что
Я использую групповую форму работы на разных этапах урока: в вводной части, основной части и заключительной; для выполнения различных заданий: составление синквейна, чтение с пометками, выполнение кроссвордов, чтение по методу jigsaw и другие; для отработки лексических и грамматических структур, для формирования и развития устных и письменных речевых навыков учащихся. Для меня как учителя английского языка самым главным достоинством групповой формы работы является практически вовлечение всех учащихся в языковое общение, что способствует обучению через общение. Вот несколько примеров выполнения заданий в группах.
Одно из заданий для работы в группах было составить синквейн со словом family и оценить его друг у друга сигнальными карточками I like it\ I don`t like it. Детям понравилось выполнять это задание именно в группе , так как при выполнении подобного домашнего задания многие испытывали трудности. Такая форма работы показала им, что, объединив свои усилия, идеи и фантазию, они смогли справиться с этим сложным, но интересным заданием. Однако при выполнении этой работы все же потребовалась моя помощь (подсказывала английский перевод), но я думаю, что дети осознали необходимость учить слова, чтобы самостоятельно выполнять подобные задания,
Объяснение и закрепление грамматических тем я стараюсь проводить так, чтобы ученики самостоятельно могли прийти к правилу употребления той или иной структуры, Так каждой группе дается задание прочитать текст и подчеркнуть в нем предложения с is красным цветом, are- зеленым цветом, am- синим цветом. Затем на флипчарте каждая группа составляет схему употребления глагола –cвязки to be Present Simple. Такая форма работы помогает добиться успешности на уроке и создания атмосферы сотрудничества. У ребят появляется возможность проявить себя в новой ситуации. Большинство учащихся активно включаются в работу. Ученики справляются с данным заданием и затем совместно выполняют тестовые упражнения, применяя составленную ими схему. Во время заполнения пропусков заметны моменты взаимообучения, что для меня кажется особенно значимым.
Для развития устной речи и отработки и закрепления лексических и грамматических структур ребятам в группах предлагается составить описание человека по картинке (придумать ему имя, фамилию, страну, город, адрес, членов его семьи ) , что предполагает не только развитие критического мышления, но и обучение через диалог. Это была своего рода исследовательская беседа. Когда ребята получили это задание, то в одной из групп ученик выдвигал свои предложения, другие просили объяснить , почему он выбрал именно это имя или название улицы. Затем они предложили сначала решить , какая у человека национальность, а потом уже назвать страну , город, название улицы, где может проживать человек с такой национальностью. В другой группе дети исходили из возраста человека, чтобы назвать членов его семьи . Конечно же ребята иногда очень бурно решали на каком варианте остановиться , они еще не умеют достаточно хорошо слушать друг друга и считаться с другой точкой зрения , но главное было то, что все ребята работали очень активно и никто не старался отсидеться молча.
Работая в младшем и среднем звеньях, я убедилась в том, что групповая форма работы очень эффективна при отработке нового лексического материала, особенно с использованием инструментов игровой технологии. Так, применение в группах игры “snowball” позволяет всем учащимся проговорить или употребить в предложении в три раза больше слов, если класс делится на три группы, чем при традиционной фронтальной форме работы.
Нельзя не отметить трудности при использовании групповой формы работы, которые в основном встречаются на начальном этапе работы в группах: достаточно много времени уходит на организацию работы в группе, при произвольном делении группы могут быть два и более лидеров, шум во время работы, ученики переходят на русский язык (не хватает запаса лексики). Но я считаю, данные трудности связаны с тем, что и для учителя, и для учащихся это достаточно не традиционная форма работы, и дальнейшее использование поможет справиться с ними.
Информация о работе Использование групповой формы работы на уроках английского языка