Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 17:35, реферат
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Я заметила, что в этом возрасте дети пытаются действовать как взрослые.
Использование игр в развитии речи детей раннего возраста.
Я работаю на ясельной группе около 10 лет, за это время я достаточно изучила этот возраст. Заниматься, общаться с малышами в этот возрастной период очень интересно. Но мне кажется, что дети раннего возраста усваивают новые знания в игре значительно успешнее, чем на успешных занятиях.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Я заметила, что в этом возрасте дети пытаются действовать как взрослые. Но в тоже время они нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Мне очень нравится наблюдать за детьми: они внимательно слушают объяснение и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами ( Что это? Как? Зачем? Где? ). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Они начинают активно общаться со сверстниками и взрослыми. Очень интересно слушать рассказы детей: они рассказывают о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Поэтому я всегда рекомендую родителям больше общаться со своими детьми. Подробно отвечать на их вопросы.
Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать самостоятельные выводы, но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки. Например, когда я показывала детям картинку с изображением черепахи Женя (2.5 года) – сказал мне, что «Это паркет». Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателями. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. Морковочка это»). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять просты словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но целые фразы, рифмовки. Хочу отметить, что речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений его ко взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу взрослый. Всегда советую родителям учить детей обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать.
Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать их различными действиями. Со временем у ребенка появляется потребность выражать свои чувства и знания с помощью слов. Развитие речи происходит постепенно, начиная с года и заканчивая школьным возрастом. Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас. Общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень. Если проследить развитие речи у малолетних детей, то можно наблюдать следующее:
Возраст 1-1,3 года.
Ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними различные слова. В этот период развитие речи приобретает черты осмысленности: например, ребенок может назвать игрушку машиной, или предмет из которого он пьет – кружкой.
Возраст 1,5 года.
Развитие речи в этот период предоставляет собой достаточно сформированный запас слов, состоящий уже не только из существительных, но и из некоторых глаголов. Ребенок может называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.
Возраст 2-2,5 лет.
В этом возрасте наблюдается разное расширение словарного запаса детей. При помощи слов он может выражать свои мысли, активно разговаривает с родителями, может задавать много вопросов. Раннее развитие детей в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и коротких простых предложений. Этот возраст малышей называют возрастом «почемучек».
Возраст 3 года.
Развитие речи в этот возрастной период представляет собой завершение формирование начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начинается новый этап в развитии ребенка. В этом возрасте многие дети с помощью слов может рассказать могут рассказать обо всем, сто происходит вокруг него. Ребенок интересуется всем что происходит, и задает много вопросов взрослым.
Так поэтапно развивается речь детей в возрасте от 1до 3 лет.
Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:
- занятие с малышами
должны быть основаны на
- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
- в совместной деятельности
ребенка и взрослого должны
одновременно присутствовать
- нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;
- длительность занятия должна составлять от 5-10 до 15-20 минут;
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Хочу привести пример некоторых игр, которые имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха и дыхания, пассивной и активной речи. Они могут «разговорить ребенка», учат активно пользоваться речью в разных ситуациях .«Что звучит?»
Ход игры.
Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малышей на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.
Когда дети научаться хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а вы постарайтесь определить на слух, какая погода на улице» или во время прогулки попросите ребенка : «Закрой глазки и постарайся угадать какие птички прилетели к нашей кормушке».
Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и др.
«Пошуршим, постучим»
Цель. Развивать слуховое восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).
Ход игры.
Игра проводится в помещении. Познакомьте детей с разными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.
Когда дети научатся внимательно слушать звуки предметов, предложите им закрыть глаза (можно производить звук за ширмой или за спиной у детей) и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Затем пусть дети назовут или покажут источник звука.
Сначала нужно договариваться с детьми какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, имеющиеся в комнате. Когда дети научатся играть в эту игру, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из них.
«Коробочки со звуками».
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Ход занятия.
Насыпьте в небольшие одинаковые коробочки разные крупы: горох, гречневую крупу, рисовую или манную. Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Сначала познакомьте детей с коробочками и со звуками, которые они издают. Обратите внимание малышей на то, что одни звуки похожи, а другие резко различаются. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к издаваемым звукам. Затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук.
В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару – ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику- деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному. В следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.
«Лети, бабочка».
Цель. Формировать длительный непрерывный ротовой выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Яркие бумажные бабочки(2,3 штуки).
Ход игры.
Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длинной 20-40 см. Нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица, стоящего ребенка.
Покажите детям бабочек и предложите поиграть с ними: «смотрите, какие красивые бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать».
Подуй на бабочек: «Смотрите, полетели! Как живые! Теперь попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше?»
Дети встают возле бабочек и дуют на них – можно дуть всем вместе или по очереди. Во время игры необходимо следить за тем, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи, дули на одном выдохе, недобирая воздух, не надували щеки, а губы слегка выдвигали вперед.
«Воздушный шар».
Цель. Формировать сильный плавный ротовой выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Воздушный шар на ниточке; шар, наполненный газом.
Ход игры. Повесьте воздушный шар так, чтобы он висел на уровне лица ребенка. Подуйте на шар. Затем предложите ребенку подуть на шарик – чем выше взлетит шарик, тем лучше.
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае ниточку шара нужно прочно прикрепить скотчем к полу так, чтобы он улетел вперед как можно дальше. Затем предложите детям выполнить это упражнение. Для того, чтобы малышам было интереснее, можно использовать шары, изображающие зверей или птиц.
«Веселая песенка».
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Материалы. Кукла или матрешка.
Ход игры. Предложите малышу спеть вместе с куклой веселую песенку: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «Ля-ля-ля!» Давайте споем вместе с Катей!»
И герои и песенки в этой игре могут разные: «Па-па-па, на-на-на, та-та-та».
Во время пения следите, чтобы дети на одном выдохе произносили подряд три слога. Постепенно можно научить малышей петь на одном выдохе более длинные песенки, состоящие из 6-9 слогов. Вовремя игры следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Собираемся на прогулку».
Цель. Развивать понимание речи.
Материалы. Предметы одежды и обуви.
Ход игры. Все необходимые вещи заранее разложены на стульчике.
Во время одевания комментируйте свои действия, называя предметы одежды и обуви: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая теплая кофточка. А что это на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. А где цветочек? Давай наденем кофточку…»
«Семейный альбом».
Цель. Обогащать пассивный словарь детей (слова – название членов семьи)
Материалы. Семейные фотографии с изображениями близких ребенка.
Ход игры. Вместе с ребенком рассмотрите семейные фотографии и попросите его найти, собственное изображение, показать маму, папу, бабушку, дедушку и др. родственников; дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы. Говорите простыми фразами: «Покажи, где на фотографии мама, найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом рвал на даче?».
«Самолеты».
Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого(повторение звука «у»).
Ход игры. Прочитайте детям стихотворение:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолет
Прямо вперед.
Предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели : «У-у-у!»».
Расставив прямые руки в стороны, передвигайтесь по комнате, произнося звук «у», побуждайте детей повторять движение. Следите за тем, чтобы малыши не сталкивались друг с другом.
«Петушок».
Цель. Развивать активную речь детей.
Материалы. Игрушечный петушок.
Информация о работе Использование игр в развитии речи детей раннего возраста