Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:54, курсовая работа
Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего возраста от использования игрушки на речевых занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы.
2. Выявить особенности развития словаря детей раннего возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить методику использования игрушек для развития словаря детей раннего возраста.
Введение
Глава I. Теоретические основы словаря детей раннего возраста
§ 1. Лингвистические основы проблемы
§ 2. Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
§3. Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Глава II. Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
§ 1. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни
§ 2. Содержание и методика опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек
Заключение
Список литературы
Приложение
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы словаря детей раннего возраста
§ 1. Лингвистические основы проблемы
§ 2. Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
§3. Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Глава II. Содержание и методика
использования игрушки для
§ 1. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни
§ 2. Содержание и методика опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи детей - одно из важнейших разделов педагогики раннего детства. Именно ранний период является сенситивным для развития речи детей
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка.
Педагоги отмечают, что в 1 год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года - 300 - 400 слов, а к 3 годам - в его активном словаре уже более 1500 слов.
Но необходимо отметить, что словарь ребенка не развивается спонтанно, само собой. Для этого необходимо влияние и руководство взрослого. Всегда ли воспитатели могут выбирать наиболее эффективные методы и приемы речевого развития? Ведь речевое развитие детей раннего возраста требует специальных знаний, методов и подходов. Этих то знаний очень часто не хватает воспитателям.
Бывает, что воспитатель и знает методику развития речи детей раннего возраста, но не всегда может ее умело применить для развития речи конкретного ребенка.
Далеко не всегда воспитатель может использовать имеющийся наглядный материал для речевого развития.
Изложенные выше факты
и противоречия определили тему исследования:
«Использование игрушки для развития
словаря детей раннего
Проблема исследования: является
ли использование игрушки
Объект исследования: развитие словаря детей.
Предмет исследования: роль игрушки в развитии словаря.
Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего возраста от использования игрушки на речевых занятиях.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: развитие
словаря детей раннего возраста
будет более эффективным при
условии регулярного
Методологической основой
исследования являются труды о методике
использования игрушки для
Методы исследования:
Мы считаем, что наше исследование имеет практическую направленность, так как ранний возраст является очень важным в речевом развитии детей и необходимо максимально использовать игрушку для развития речи детей.
Глава I. Теоретические основы развития словаря детей раннего возраста
§ 1. Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств.
Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства.
Основной задачей речевого развития в раннем возрасте является развитие словаря.
В.И. Логинова отмечает, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [8].
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Лингвисты выделяют также
обязательные свойства слова, как фонетическая
выраженность, грамматическое оформление,
семантическая валентность, то есть
наличие значения и способность
слова сочетаться с другими словами.
Отсюда вытекает важный методический
вывод о необходимости
Следует различать значение
и смысл слова. Смысл - это содержание
слова в речи, в определенном контексте.
Слово в речи может приобретать
различные смысловые и
Ребенок только тогда может
освоить значение слова, когда оно
будет употребляться в
Поэтому, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связанной речи детей.
Для выяснения сущности словарной работы в детском саду В.А. Звегинцев подчеркнул, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:
Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами [2].
А.Н. Леонтьев отмечает, что овладение словарем является важным условием умственного развития ребенка [10].
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
М.Р. Львов отмечает, что
у ребенка начинающего
В развитии словаря можно выделить количественную и качественную стороны.
Количественная сторона - процесс накопления слов.
Качественная характеристика - постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результатам познания
По словам Л.С. Выготского: «Качественное развитие - развитие значений слов, представляющее «грандиозную сложность»1.
Наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал Л.А. Потебни, который считал, что значение первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет [1].
По данным М.М. Кольцовой: «Слово сначала выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано»".
М.М. Кольцова выделила ряд ступеней, через которые проходит слово, прежде чем стать интегрирующим сигналом:
§ 2. Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
Л.С. Выготский отмечает, что познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения [5].
СИ. Ожегов дал следующее толкование восприятия: «Восприятие -непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира» .
В.С. Мухина отмечает, что
развитие восприятия рисунка в дошкольном
возрасте происходит по трем направлениям:
во-первых, изменяется отношение к
рисунку как к отражению
Хотя уже дети раннего возраста хорошо узнают изображения знакомых предметов, людей, ситуаций, они относятся к игрушке не так как взрослые. Для младшего дошкольника игрушка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Например, пытаются откусить нарисованное яблоко.
С.Л. Новоселова обращает внимание на то, что прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например, мяч - «бом - бом», ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с игрушками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами [16].
Г.А. Урунтаева отмечает, что восприятие предметов на 2 - 3 году еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на игрушке [26].
По сравнению с образами восприятия представления являются более обобщенными. Это значит: чтобы ребенок узнал предмет на игрушке, у него вначале должен возникнуть образ восприятия предмета, а затем и представление о нем. Только после этого возможно узнавание предмета на игрушке.
И.П. Павлов указывает на то, что изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи, поистине уникально, так как является, если можно так выразиться, двойной знаковой системой: с точки зрения зрительного восприятия, изображение - знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение - «сигнал сигналов».
Игрушка является уменьшенной
копией реального предмета, поэтому
предоставляется возможность
Л.С. Выготский отмечает, что ребенок еще в самом младенчестве способен «рассматривать», например, рисунок на обоях, но по настоящему он начинает осваивать изображение с начала второго года жизни, вначале, воспринимая его как обыкновенный предмет, обладающий комплексом физических свойств: цветом, формой, величиной, положением в пространстве. Не случайно маленькие дети рвут и обои на стенах, и иллюстрации, причем тем с большим удовольствием, чем красочнее и привлекательнее для глаза изображения [5].
Исследования показали: для ребенка в самом раннем возрасте значимой является семантическая сторона зрительной информации. Это значит, что ребенок 1 года выделяет изображение из цветового фона, который не несет ни какой информации.
На протяжении раннего
детства у ребенка развивается
способность к зрительному
В самом раннем возрасте,
по мнению Л.Н. Павловой, ребенок не
умеет рассматривать
Л.Н. Павлова считает важным отметить то, что при первом восприятия новой игрушки эмоциональное состояние ребенка таково, что у него может возникнуть так называемое доминантное торможение, то есть ребенок будет целиком погружен в созерцание и спрашивает его о чем - либо не имеет смысла: он «не слышит» взрослого. Ему необходимо дать возможность эмоционально «пережить» впечатление, которое эмоционально выражено тем сильнее, чем красочнее игрушка и чем больше она затрагивает его чувства [18].
Если занятия не информированы, скучны, «заезжены», в них отсутствует принцип усложнений, они не нравятся детям. И, наоборот, эта деятельность исключительно интересна, если взрослые, воспитатели и родители владеют методикой ее организации.
Таким образом, рассмотрим мнение разных авторов на методику использования игрушек для развития речи детей.
§ 3. Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал отводится особая роль в педагогике раннего детства, Л.Н. Павлова отмечает, что уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для меленького ребенка [1].
Информация о работе Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста