Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего возраста от использования игрушки на речевых занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы.
2. Выявить особенности развития словаря детей раннего возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить методику использования игрушек для развития словаря детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы словаря детей раннего возраста
§ 1. Лингвистические основы проблемы
§ 2. Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
§3. Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
Глава II. Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста
§ 1. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни
§ 2. Содержание и методика опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. для ЛАРИСЫ.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Результаты опытно-экспериментальной  работы (Прилох<:ение № 7 ) позволяет нам рекомендовать педагогам, работающими с детьми третьего года жизни использовать выше указанные методы и приемы, так как это позволяет осуществлять речевое развитие ребенка на более высоком уровне и качественно готовить его к дальнейшему лингвистическому образованию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М, 1998.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1999.
  3. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Г.М. Ляминой. - М., 1974.
  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред. Л.Н. Павловой. -М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.
  6. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М., 1986.
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /Под ред. СЛ. Новоселовой. - М., 1985.
  8. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И.Логиновой и П.Г. Саморуковой. -М., 1988.

9.Кольцова М.М, ребенок  учится говорить. - М., 1973. Ю.Леонтьев  А.Н. Проблема развития психики.-М., 1973.

. Лоза Г.Ф. Альбом для  развития детской речи детей  раннего возраста. - К., 1976.

. Львов М.Р. Основы теории  речи. - М., 2000.

З.Максаков А.И. Правильно  ли говорит ваш ребенок, -М,, 1988.

. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. - М., 1997. 15.Мухина В.С. Психология дошкольников. - М., 1975.

.Новоселова С.Л. Развитие  мышления в раннем возрасте. - М., 1978.

.Ожегов СИ. Словарь русского  языка. - М., 1988.

.Павлова Л.Н. Знакомим  малыша с окружающим миром. - М., 1987.

.Павлова Л.Н. Раннее  детство. Развитие речи и мышления. - М., 2000.

.Педагогика раннего возраста. /Под ред. Г.Г. Григорьевой, И.П.Котовой,

Д.В. Сергеевой.-М., 1998

21.Попова М.И. Речь детей  дошкольного возраста.// Развитие  речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

.Радина Е.И., Езикеева В.А. Методические указания к игрушкам по развитию речи детей второго и третьего года жизни. - М., 1968.

.Резенгарт - Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста.//

Хрестоматия по теории и  методике развития детей дошкольного  возраста.

М., 1999.

.Рубинштейн С Л. Основы  общей психологии. -М, 1989.

.Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. - М.т 1981.

.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.-М., 1996.

.Ушинский К.Д. Родное  слово. - М., 1948.

.Флерина Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении.// Флерина Е.А.

Эстетическое воспитание дошкольников./Под ред. В.Н. Шацкой. - М,

.

 

Приложение № 1

 

Таблица Экспериментальная  группа

Имя ребенкаИгорь Б.Вера Р.Диана В.Паша Ю.Данил И.Владик Я.Арина Н.Лена 3.ИгрушкиОпределение изображения по названиюкошка++++-+собака++-++-хлеб------петух--++--платье-++--+ложка------яблоко+-+-++Называют изображениякошка++++-+собака--+---хлеб------петух------платье-+----ложка------яблоко------машина------чашка-----о-остол-----т-ткорабль-----к-кпоезд-----а-аавтобус-----3-3грузовик-----а-атроллейбус-----л-лсамолет-----и-истул-----с-сокно-----ь-ьдверь------шкаф-----О-0рубашка-----т-тшляпа-----в-вшорты-----е-еноски-----ч-чботинки-----а-аслива-----т-тлимон-----ь-ьгруша+-----арбуз------сыр------мальчик------Приложение № 2

 

Сначала детям показывали игрушки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко и задавили вопросы: «Где кошка?», «Покажи мне платье, собаку...». Затем, показывая ребенку разные игрушки в количестве 52 штук спрашивали, показывая на каждую отдельно: «Что это?», «Что тут нарисовано?».

Определение изображения  по названию

Покажите ребенку игрушки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажите мне кошку, платье...»

Нормативы:

В 18 месяцев - ребенок указывает  одну - две игрушки правильно. В 2 года - указывает на 5 игрушек.

Называют изображения

Покажите ребенку игрушки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, малину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковороду, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая на каждую игрушку отдельно: «Что это?» или  «Что тут нарисовано?».

Нормативы:

В 2 года - ребенок называет 3 -4 игрушки.

В 2,5 года показывает многие игрушки из групп животных, людей, посуды, одежды, мебели.

В 3 года - называет все, за исключением  одной - двух игрушек из групп животных, людей, посуды, одежды, транспорта, мебели.

 

девочка--+---тетя------ДЯДЯ---+-+бабушка------младенец------гусь------утка------корова------лошадь------плита------чайник------кастрюля------сковородка------кровать------нож------вилка------карандаш------тетрадь------газета------книга------УРОВЕНЬСсссннсн

Контрольная группа

Имя ребенкаИгорь Б.Вера Р.Диана В.Паша Ю.Данил И.Владик Я.Арина И.Лена 3.ИгрушкиОпределение изображения по названиюкошка++++-+собака+-++-+хлеб------петух+---+-платье------ложка------яблоко---+-+]1азывают изображениякошка-+++--собака+-++--хлеб------петух------платье------ложка------яблоко-----+машина+-----чашка---о---остол---т---ткорабль---к---кпоезд---а---аавтобус---3---3грузовик---а---атроллейбус---л---лсамолет---и---истул---с---сокно---ь---ьдверь------шкаф---О---орубашка---т---тшляпа---в---вшорты---е---еноски---ч---чботинки---а---аслива---т---тлимон---ь---ьгруша------арбуз------сыр------мальчик------девочка------тетя------ДЯДЯ------бабушка------младенец------гусь------утка------корова------лошадь------плита------чайник------кастрюля------сковородка------кровать------нож------вилка------карандаш------тетрадь------газета------книга------УРОВЕНЬСнсНСннНУРОВЕНЬ: В - высокий, С - средний, Н - низкий

 

Приложение № 4 Дидактическая  игра «Для чего нам это нужно?»

 

Детям предлагаются игрушки  с изображением предметов: утюг, щетка, часы, телефон.

Каждый ребенок должен назвать словом знакомые предметы на игрушке, показывать, а затем и  называть их функциональное назначение.

 

 

 

Приложение № 5 Дидактическая  игра «Лото»

 

Детям предлагаются парные предметные игрушки, отличающиеся величиной  и цветом.

Каждый ребенок должен узнать на игрушках и назвать знакомые предметы и игрушки независимо от цвета и величины.

Обобщать предметы, изображенные на игрушке, по существенному признаку - по назначению и использованию.

 

Приложение № 7 Таблица

Экспериментальная группа

Имя ребенкаИгорь Б.Вера Р.Диана В.Паша Ю.Данил И.Владик Я.Арина Н.Лена 3.ИгрушкиОпределение изображения по названиюкошка++++++++собака++++++++хлеб++++--+-петух+++++++-платье++++--++ложка++++--+-яблоко+++++-++Называют изображениякошка++++++++собака++++++++хлеб--+-----петух+-++-+++платье+++---++ложка++++----яблоко+++++++-машина++++++++чашка-+------стол++++----корабль--------поезд--------автобус--++----грузовик+-------троллейбус--------самолет++++++++стул+--++---окно--------дверь--------шкаф+++++---рубашка-+-+----шляпа++------шорты+--+----носки-+++ '++++ботинки++-+----слива++------лимон+-------груша-+++++++арбуз+++++-+-сыр+-------мальчик++++++++девочка++++++++тетя++++++++ДЯДЯ++++-+++бабушка+++++++-младенец+-------гусь+++++++-утка+++++-++корова++++++++лошадь++++++++плита--------чайник++++--+-кастрюля+-++----сковородка------_-кровать+++-+-+-нож---+----вилка--+-----карандаш++++--+-тетрадь--------газета--------книга++++++++УРОВЕНЬВвввсссс

Контрольная группа

Имя ребенкаИгорь Б.Вера Р.Диана В.Паша Ю.Данил И.Владик Я.Арина Н.Лена 3.ИгрушкиОпределение изображения ш> названиюкошка+++-++++собака+++++-++хлеб--------петух+--+++--платье--+-----ложка--------яблоко+-+-+-+-Зазывают изображениякошка++++++++собака++++++++хлеб------+-петух+++++-+-платье--+---+-ложка--------яблоко+-+-+-++машина+-+++++-чашка--------стол+---+---корабль--------поезд----+---автобус+---+---грузовик--------троллейбус--------самолет+-+-+-+-стул--------окно--------дверь--------шкаф--------рубашка----+-+-шляпа--------шорты--------носки+-+---+-ботинки--------слива--------лимон--------груша+++-+-+-арбуз--------сыр--------мальчик+-+-+-+-девочка+++-++++тетя++++++++ДЯДЯ+-+++-++бабушка------++младенец--------гусь-+++--+-утка+---+--+корова++++++++лошадь+---+-+-плита--------чайник--------кастрюля--------сковородка--------кровать------+-нож--------вилка--------карандаш--------тетрадь--------газета--------книга+++-+-+-УРОВЕНЬСнснснсн

УРОВЕНЬ: В - высокий, С - средний, Н - низкий


Информация о работе Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста