Использование информационных технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя математики.
2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе;
2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя математики в школе.

Содержание работы

Введение
1. МЕТОД ПРОЕКТОВ
1.1.Что такое метод проектов
1.1.1.Немного об истории метода проектов
1.2.2.Понятие «Метод проектов»
1.2.Разработка метода проектов
1.2.1.Основные требования к использованию метода проектов
1.2.2.Основные этапы выполнения проекта
1.2.3.Роль учителя при выполнении проекта
1.2.4.Роль учащихся при выполнении проекта
1.2.5.Оценка выполненного проекта
1.3.Телекоммуникационный проект и его использование в учебном
процессе
1.3.1.Общая характеристика телекоммуникационного проекта...
1.3.2.Типология телекоммуникационных проектов

Выводы по главе 1
2.Разработка проекта по математике на тему “Геометрическое место точек”
2.1.Структура проекта
2.2.Этапы создания проекта:
2.2.1.Планирование учебного проекта
2.2.2. Погружение в проект
2.2.3.Планирование деятельности
2.2.3.Исследование
2.2.4. Защита проекта
2.3 Заключение
2.4 Литература

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. МЕТОД  ПРОЕКТОВ

1.1.Что такое метод проектов

       1.1.1.Немного об истории метода проектов

               1.2.2.Понятие «Метод проектов»  

       1.2.Разработка метода проектов 

              1.2.1.Основные требования к использованию метода проектов

               1.2.2.Основные этапы выполнения  проекта  

               1.2.3.Роль учителя при выполнении  проекта

               1.2.4.Роль учащихся при выполнении  проекта

               1.2.5.Оценка выполненного проекта  

1.3.Телекоммуникационный проект  и его использование в учебном 
процессе  

               1.3.1.Общая характеристика телекоммуникационного  проекта...    

  1.3.2.Типология телекоммуникационных  проектов

 

Выводы по главе 1

 

 2.Разработка  проекта по математике на тему “Геометрическое место точек”

      2.1.Структура проекта

2.2.Этапы создания проекта:

      2.2.1.Планирование учебного проекта

      2.2.2. Погружение в проект

      2.2.3.Планирование деятельности

      2.2.3.Исследование

      2.2.4. Защита проекта

2.3Заключение

2.4Литература      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы мы постараемся показать возможности использования компьютерной техники в обучении.

В данной курсовой работе  преследуются следующие цели:

1. Рассмотреть  метод проектов и его роль  в профессиональной деятельности учителя математики.

2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе;

2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя математики в школе.

Объектом исследования данной курсовой работы является  использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:

- анализ  литературы,

- педагогическая  апробация.

В первой главе даны понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, их использование в учебном процессе.

 

Во второй главе дается подробная поэтапная разработка проекта по математике на тему «Геометрическое место точек». 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ

 

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

    1. Немного об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и  русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

1.1.1. Понятие «Метод проектов»

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [12].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению .

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

• монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [15].

 

1.2.Разработка метода проектов

1.2.1. Основные требования к использованию  метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение  базовых знаний из различных  областей, необходимых для работы  над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов :

•  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

•  выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

•  оформление конечных результатов;

•  анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Информация о работе Использование информационных технологий в учебном процессе