Использование информационных технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя математики.
2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе;
2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя математики в школе.

Содержание работы

Введение
1. МЕТОД ПРОЕКТОВ
1.1.Что такое метод проектов
1.1.1.Немного об истории метода проектов
1.2.2.Понятие «Метод проектов»
1.2.Разработка метода проектов
1.2.1.Основные требования к использованию метода проектов
1.2.2.Основные этапы выполнения проекта
1.2.3.Роль учителя при выполнении проекта
1.2.4.Роль учащихся при выполнении проекта
1.2.5.Оценка выполненного проекта
1.3.Телекоммуникационный проект и его использование в учебном
процессе
1.3.1.Общая характеристика телекоммуникационного проекта...
1.3.2.Типология телекоммуникационных проектов

Выводы по главе 1
2.Разработка проекта по математике на тему “Геометрическое место точек”
2.1.Структура проекта
2.2.Этапы создания проекта:
2.2.1.Планирование учебного проекта
2.2.2. Погружение в проект
2.2.3.Планирование деятельности
2.2.3.Исследование
2.2.4. Защита проекта
2.3 Заключение
2.4 Литература

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

•  с государственным устройством стран,

•  с политическими партиями и общественными организациями,

• со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,

• с законодательством страны и т.д.

4. Экономические, посвященные проблемам:

•  финансовой и денежной системы,

•  налогообложения,

•  инфляции и т.д.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном, в большинстве своем, английском языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) проекты.

 

Выводы по главе 1

В данной главе были рассмотрены такие вопросы как, метод проектов, телекоммуникационные проекты и их использование в учебном процессе.

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях либо в экспериментальных классах.

Разновидностью метода проектов является телекоммуникационный проект, который в свою очередь позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и учит ребят общаться с людьми из других регионов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необходимо, чтобы в школе имелся компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами, которые подключены не только в городскую, региональную сеть (если она существует), но и к глобальной сети Internet. Как видно требования к технике, на которой будут реализовываться телекоммуникационные проекты очень высокие и не каждая школа удовлетворяет данным требованиям. Поэтому этот тип проектов в учебном процессе современной школы встречается еще реже.

 

Глава 2. Разработка  проекта по математике на тему

“Геометрическое место точек”

 

                              2.1 Структура проекта

 

Цель проекта: Предоставление учащимся самостоятельности и инициативы при изучении новой темы, применение на практике изученного ранее материала; формирование компетентности учащихся в овладении элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике с применением информационных технологий

Тип проекта: информационный, коллективный.

Методические задачи: 
•    Обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике. 
•    Повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску. 
•    Научить применять информационные технологии для создания творческих проектов. 
•    Способствовать формированию навыков публичных выступлений.

 

В процессе выполнения этого проекта учащиеся должны показать:

  • Умение грамотно формулировать задачи проекта.
  • Умение анализировать информацию и делать выводы.
  • Умение грамотно интерпретировать результаты поставленных задач и применять эти результаты в практической деятельности.

Перед учащимися стоит задача: Построить квадрат, одна вершина которого лежит в данной точке, одна из соседних с ней вершин принадлежит данной прямой, а вторая – данной окружности.

По результатам проекта учащиеся должны усвоить: алгоритм построения ГМТ.

                                2.2 Этапы создания проекта:

                                2.2.1.Планирование учебного проекта

    В начале этого этапа я выбираю учебную тему проекта “Геометрической место точек”. На данном этапе определенную трудность представляет придумывание основополагающих, проблемных вопросов и частных вопросов. Давайте разберемся, что это за вопросы и для чего они нужны.

Основополагающие вопросы – самые абстрактные в цепи вопросов и служат всеобъемлющей структурой для нескольких разделов или всего года обучения.

Проблемные или вопросы учебной темы – задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.

Частные вопросы – вопросы, которые основываются на фактах.

При разработке любого проекта сначала разрабатываются все  перечисленные вопросы, которые в свою очередь должны находиться взаимосвязи и по отдельности не могут существовать. Учащиеся в ходе выполнения проекта могут начинать с вопросов любого уровня, кому как удобнее.

 

                            2.2.1.Погружение в проект

 

Пробуждение интереса у учащихся к теме проекта происходит в процессе беседы.

Итогом беседы является формулировка проблемного вопроса: "Что собой представляет данная фигура?" 

Затем происходит разбиение класса на рабочие группы. Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на 3 группы (по желанию) и выбрать в каждой группе руководителя. Когда группы сформированы, они выбирает одно из направлений работы в проекте.

                                    2.2.2Планирование деятельности

 

Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задачи проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы - компьютерная презентация.

 

                                     2.2.3 Исследование

Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует.

Затем в ходе дискуссии в группах формируется содержание будущего проекта. Создается сценарий презентаций, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяется количество слайдов, назначение каждого из них; основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.

                                     2.2.4 Защита проекта

• Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

На этом этапе производится защита проекта , готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства пользователя.

Предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения, подан, представлен пользователю в соответствии с этой структуризацией. Пользователь должен свободно ориентироваться в программе, для чего его следует ознакомить со стратегией освоения предлагаемой информации. Интерактивность, «дружественный» интерфейс, продуманная система помощи, подсказок, комментариев — неотъемлемые составляющие эргономики разрабатываемого проекта. Сюда же можно отнести требования к дизайну программы: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читабельность» текста, тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Любой, даже самый увлекательный, сценарий потеряет свою притягательную силу, если не соблюдены элементарные эргономические требования к компьютерной программе.

Не менее значимо и техническое исполнение: обеспечение бесперебойного режима работы, надежность программы, грамотная компиляция продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы над данной курсовой работой были выполнены следующие цели:

1. Показать  возможности использования методов  проектов в профессиональной деятельности учителя математики.

2. Разработать метод проектов по физике на тему “Геометрическое место точек”.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности учителя, а также была проанализирована литература в которой раскрывается возможность создания метода проектов в деятельности учителя.

Достигнуты поставленные  задачи:

1. Рассмотреть  метод проектов и его роль  в профессиональной деятельности учителя математики.

      2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя математики в школе.

Поставленные цели и задачи решены в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.
  2. Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
  3. Ботт Э. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание: Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-1024с,
  4. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power point//Информатика и образование. 2002. №9. - С. 27-30.
  5. Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995.№3.-С. 14-19.
  6. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
  7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.
  8. Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс. - СПб: «Питер», 2001. -304с.
  9. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
  10. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.
  11. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатике // Педагогическая информатика. 1999. №2. - С. 21-27.
  12. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.
  13. Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерным технологиям. - М.: АБФ, 1998. -760с.
  14. Шилова О.Н., Лебедева М.Б., Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы intel. –М.:2006 г. – 150с.

15.Учебно-методическое пособие  под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.

 


Информация о работе Использование информационных технологий в учебном процессе