Использование компьютерных технологий в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Компьютеры и новые информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность изменить качество образования. Многие годы разрабатывались теории, посвященные разным индивидуальным стилям обучения. Некоторые лучше воспринимают материал на слух, другие – зрительно, а некоторые тактильно. Компьютер позволяет представлять информацию в разных формах. Поскольку человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Информационные технологии в образовании 5
1.1. Новые информационные технологии в обучении английскому языку 8
1.2. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка 13
1.3. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка 18
Глава 2. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Использование компьютерных технологий в изучении иностранного языка.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся преподаватель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, преподаватель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения преподавателя и студента, живого слова учителя.

Хотя передача всех функций преподавателя  машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам создания и использования компьютера Б. Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

 

 

1.2. Использование интернет-ресурсов  на уроках английского языка

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет. Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

    • электронную почту;
    • телеконференции;
    • видеоконференции;
    • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на веб-сервере;
    • доступ к информационным ресурсам:
    • справочные каталоги;
    • поисковые системы;
    • разговор в сети.

Эти ресурсы могут быть активно  использованы на уроке английского  языка. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование интернет-ресурсов на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Содержание учебной информации в Интернете реализуется с помощью гипертекстового подхода, что дает возможность изучать материал в любом порядке, на разных уровнях владения иностранным языком, а интерактивный режим, являющийся неотъемлемой чертой Интернета, превращает процесс обучения в совместную деятельность студента и преподавателя. Кроме того, процесс обучения с использованием Интернета представляется творческим и индивидуализированным в той мере, в какой это предусмотрено используемой методикой преподавания. Интернет может рассматриваться одновременно как среда обучения (интерактивные задания на учебных сайтах, просмотр новостей в режиме реального времени и др., дистанционное обучение) и как источник самых разных по качеству, типу и форме учебных материалов.

Материалы англоязычного Интернета, которые могут быть использованы в преподавании и при изучении английского языка. Охватывают практически всю сеть. Большинство материалов могут быть использованы только после соответствующей адаптации преподавателем. Поиск материалов может осуществляться, во-первых, под руководством преподавателя, во-вторых, самостоятельно студентами по разработанному преподавателем заданию. Студенты могут получить конкретный адрес сайта, или ключевые слова задания, по которым, используя инструменты поиска в сети, могут найти требуемую информацию. Кроме того, методически студенты должны иметь представление, каким образом осуществляется поиск, как более эффективно использовать поисковые системы поиска и директории.

Поисковые системы представляют собой инструментальные средства в сети Интернет, предназначенные для отсеивания информации, не относящейся к теме запроса. Они охватывают миллионы страниц печатной информации, а также информации в других мультимедийных форматах. Среди наиболее популярных и полезных систем как для преподавателей, так и для студентов можно выделить следующие:

    • AltaVista (http://www.altavista.digital.com);
    • DejaNews (http://www.dejanews.com);
    • Education World Search Engine (www.education-world.com);
    • WebCrawler (http://webcraler.com).

Директории также как и поисковые  системы удобны для осуществления  отбора информации по ключевому слову (ключевым словам), но в отличие от них, директории создаются специалистами и включают в себя тематические разделы (категории), в рамках которых производится ограниченный и при этом направленный поиск.

Примером директории может служить Yahoo! (http://www.yahoo.com), созданная в 1994 году. Следует отметить, что сотни категорий в каждой из директорий обновляются ежедневно.

Поскольку указанные системы могут  решить любые учебные задачи, то возможно ограничиться только ими. Но есть и другие способы поиска, менее обширные по охвату, но не менее полезные, особенно, если предметом поиска являются газетные или журнальные статьи, справочные издания, словари, энциклопедии, а также тексты книг. Речь идет об электронных библиотеках. Например, Electric Library (http://www.elibrary.com) включает тексты (в полном объеме) 150 газет и информационных бюллетеней, 800 журналов, 3000 справочников, а также художественно-литературных изданий. Стоит отметить, что большинство библиотек предоставляют платные услуги, а периоды льготного или бесплатного использования ограничены несколькими днями или неделями.

Материалы в сети Интернет, специально разработанные для преподавания и изучения иностранного (английского) языка. Сотни сайтов в разных странах мира посвящены английскому языку. На них можно найти практически все: от планов уроков и разработанных тем, программ, учебно-методических материалов до тестов и упражнений по отдельным грамматическим темам. Большой банк материалов и упражнений позволяет преподавателю делать занятия и самостоятельную внеаудиторную работу студентов более интересной и насыщенной.

Информационные страницы (home-page) преподавателей в Интернете могут содержать информацию, специально разработанные для конкретных студентов материалы, проверочные работы и задания, а также многочисленные гипертекстовые ссылки, связывающие данную страницу с любыми сайтами, директориями, поисковыми системами и пр. Последнее позволяет методически организовывать работу студентов (особенно внеаудиторную) и сделать ее более продуктивной.

При очном обучении электронная  почта играет не такую роль, как, например, в дистанционном обучении. Но можно выделить несколько направлений, где использование электронной почты позволяет повысить эффективность учебного процесса. Прежде всего, это обучение письму, приобретение навыков письменной речи. Возможно организовать специальные студенческие проекты.

Можно использовать электронные письма для контроля за усвоением студентами отдельных тем. Тем более, что, получая в электронной форме работы студентов, преподаватель имеет возможность анализировать результаты, объединяя работы по своему усмотрению, а также при отдельных видах заданий, использовать работы студентов как банк дидактических материалов. Например, при переводе с английского языка на русский для последующего анализа перевода или переводческих ошибок, при составлении примеров на активную лексику и пр.

Интернете преподаватели могут  найти разнообразные возможности для совершенствования учебного процесса. Речь идет, прежде всего, о программном обеспечении для преподавания иностранных языков, а также о множестве материалов по методике и практике преподавания иностранных языков, научных статей и пр. В изобилии имеется информация о издаваемых учебниках, учебных пособиях по английскому языку. Кроме того, преподаватели могут обмениваться с коллегами в различных форматах опытом и новейшими достижениями в обучении студентов (ссылки, видеоконференции, чаты и пр.). Интернет позволяет преподавателям публиковать в электронных изданиях свои научные и методические статьи.

 

 

1.3. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка

Существует множество компьютерных программ, помогающих преподавателю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы «Triple play plus in English», «English on holidays», «English Gold» и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление и контроль.

На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

На первом этапе - введение лексики, например, по теме «Weather». Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

    • What a beautiful day! - Какой прекрасный день!;
    • What awful weather! - Какая ужасная погода!;
    • Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?;
    • What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?;
    • It's windy! - Дует сильный ветер!;
    • It's raining - Идёт дождь.

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На втором этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Преподаватель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5-10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На третьем этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально, используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы.

Компьютерная программа «English on holidays» охватывает лексический материал по теме «Город» и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.

Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.

Все обучающие компьютерные программы  так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе «Bridge to English» 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.

В разделе «Грамматика» программы «Профессор Хиггинс» имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

Программа «English Gold» содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.

Составление тестов по грамматике, используя  компьютер, помогает учащимся лучше  освоить грамматический материал.

 

 

Глава 2. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка

Управление мотивацией изучение иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение языком путём обучения умению общения на нем. К сожалению, на данный момент, обучение в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке.

В системе обучения иностранному языку, как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает коммуникативную мотивацию.

В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.

Познавательные мотивы в овладении  языком дифференцируются следующим образом: к развитию лингвистического мышления; возможность использования английского, как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к языку, как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Информация о работе Использование компьютерных технологий в изучении иностранного языка