Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 23:09, реферат
Одним из многих позитивных моментов происходящих в нашем государстве, является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с особенностями развития. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не должен быть социальным инвалидом, он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду
Использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности во внеклассной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Одним из многих позитивных моментов происходящих в нашем государстве, является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с особенностями развития. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не должен быть социальным инвалидом, он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. Целенаправленная деятельность, осуществляемая при организации воспитательной работы в коррекционных учреждениях, ориентирована на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Это творческий процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, который стимулирует деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализациии социальной реабилитации личности.
Воспитатель в условиях школы-интерната VIII вида является организатором деятельности, в которой раскрываются положительные черты воспитанников. Наиболее эффективной является деятельность, в которую включена работа различных анализаторов, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые опирается педагог в своей работе. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребенка в активную деятельность, в процессе которой воспитатель постепенно превращает индивида из субъекта, потребляющего в субъект производящий.
Среди различных видов деятельности
наши дети выделяют изобразительную деятельность
и отдают ей предпочтение как наиболее
интересной и занимательной. Изобразительная
деятельность включает в себя многие компоненты
психических процессов и в связи с этим
ее следует считать важным фактором формирования
личности.
Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире изобразительной деятельности, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с творчеством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с творчеством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности изобразительной деятельности связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, и т. д.) повышает самооценку, самопринятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде. Изобразительная деятельность учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты.
В процессе творческой деятель
Я работаю воспитателем в коррекционной школе VIII вида 4 года. Здесь учатся дети с интеллектуальной недостаточностью. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. При всем этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух.
В ряду разнообразных форм внеклассных мероприятий, которые я провожу со своими детьми, я отдаю особое предпочтение творческим занятиям. Эти занятия проводятся с детьми два раза в неделю. Рисование, аппликация и лепка из различных материалов, вот неполный список видов творческих работ, которыми я занимаюсь с детьми.
На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии.
В процессе творческих занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы дети, которые пришли ко мне развивались не зависимо от степени тяжести дефекта. Последние три года мы с детьми широко применяем на творческих занятиях нетрадиционные изобразительные технологии.
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности на творческих занятиях – это универсальное образовательное средство.
Этот вариант особенно интересен детям, вызывает восторг и удивление, помогая ребенку создавать необычные картины, поделки, постройки, коллажи.
Нетрадиционные изобразительные технологии - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Нашим детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует множество нетрадиционного изобразительных технологий, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные способы способствуют этому.
Рисование методом тычка
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них ни каких сложностей.
Для тычка достаточно взять какой-либо предмет, например, ватную палочку, опустим его в краску и ударим им по листу сверху вниз. Если тычок делаем целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получим интересным, неоднородным. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Рисование по сырому
При рисовании акварелью по сырому листу использую эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивание, в результате чего образуем плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Следует учитывать скорость высыхания смоченного водой листа и его объема, сложность рисунка.
Рисование нитками
Первоначально на листе белой или тонированной бумаги простым карандашом рисуем контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносим клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладываем изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились.
Вместо клея можно использовать двусторонний скотч,
который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваем на липкую основу.
Кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложим лист пополам, на одну сторону накапаем несколько капель жидкой краски и плотно прижмем другую сторону, то получиться необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Набрызги
Краски нужного цвета разводим в блюдечке с водой, обмакиваем в краску старую зубную щетку. Направим щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом или палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Расчесывание краски
Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводим по мокрой краске и процарапываем на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпаем солью, соль пропитывается краской, и после высыхания
получаем необычную структуру, эффект зернистости придает объемность изображению.
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади – пруда, озера, реки. Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складываем пополам вертикально, на одной половинке рисуем подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складываем по линии сгиба и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляем красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на « водной глади» водоема.
Раздувание краски
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складываем, а берем трубочку – для коктейля или полую часть от шариковой ручки. Нижний конец направляем в центр кляксы, затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны. На пятно воздействуем и управляем им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываем обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Фотокопия – рисование свечой:
Рисунок наносим при помощи водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Граттаж
Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натираем свечой, по восковому слою наносим тушь, в которую добавляем несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение может цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапываем до слоя краски.
Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному
способу изображению.
Рисование пальчиками
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик
набирается краска разного цвета. После
работы пальчики вытираются салфеткой,
затем гуашь легко смывается
Рисование ладошкой
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает её с помощью кисточки
(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой,
затем гуашь легко смывается.