Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 23:09, реферат
Одним из многих позитивных моментов происходящих в нашем государстве, является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с особенностями развития. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не должен быть социальным инвалидом, он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Проступающий рисунок
Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется
Каракулеграфия
Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
Паспарту
Начинать работать с детьми в технике паспарту можно с раннего возраста. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские "каляки-маляки" в настоящий рисунок, в буквальном смысле придав им форму. Паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.
Триптих
Произведение искусства из трех картин, барельефов и др., объединенных одной общей идеей или темой. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа, как правило, наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие, относящиеся к ней работы. Икона, состоящая из трех частей: средней доски, занятой главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых створок с побочными изображениями (напр., на средней доске – Богоматерь с Младенцем, на створках - предстоящие ей святые). Створки, вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и полностью заслонять собою находящееся на ней изображение, причем и то, что написано на них самих, делается невидимым
Квиллинг
.quilling — от словаquill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций, из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий
Рваная аппликация
изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных технологий:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься изобразительной деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца.
В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию изобразительной деятельности.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
использование наглядного материала: иллюстраций, работы других детей, видио-слайдов, презентаций содержанием которых являются изображения с нетрадиционными техниками рисования;
музыкальное сопровождение;
рассказ воспитателя об истории возникновения той или иной изобразительной технологии;
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Особое место на творческих занятиях занимают коррекционные упражнения способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук, которые проводятся с целью подготовки двигательно-моторной сферы ребенка к основной деятельности. Это упражнения с сыпучими предметами, крупа, песок, плетение жгутом, тесьмой, игры с теннисным шариком и т.д.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Большое значение при проведении творческого занятия имеет беседа, которую воспитатель проводит с детьми непосредственно перед началом деятельности. В процессе беседы он знакомит детей с особенностями той или иной техники, сообщает тему занятия, рассказывает о содержании предстоящей работы. Готовясь к беседе, воспитатель продумывает содержание основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сформулированы и понятны детям. Особенно большое место на занятии занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть кратким и выражать суть предлагаемого задания. Результативным методом пояснения того как нужно действовать, осваивая тот или иной способ, на занятии является наглядный показ. Наиболее эффективным средством является демонстрация постепенно выполняемого рисунка, элемента, воспитателем. Исключительно важное значение, имеет использование приготовленных к занятию образцов. Они отображают разнообразие вариантов рисунка. Образец является эталоном, к которому стремятся дети, Красочный рисунок вдохновляет, увлекает, побуждает к активной деятельности ребенка.
При проведении творческого занятия необходимо, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для этого воспитателю необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка и характера его изобразительной деятельности. Учет того и другого поможет ему правильно организовать занятия и определить оптимальные способы коррекции поведения детей.
Изобразительная деятельность тесно взаимосвязана с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать различные операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева, красок, гуаши ,туши, клея и т.д..
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, воспитатель должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься изобразительной деятельностью. При организации творческих занятий велико значение личностных качеств воспитателя. Сочетание настойчивости и требовательности с любовно-доброжелательным, чутким и заботливым отношением к детям обеспечит ему авторитет в детском коллективе.
На творческих занятиях в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Творческие занятия занимают большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Дети добиваются больших успехов в изготовлении картин, открыток, аппликаций, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм само регуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.
Содержание, методика проведения и организация творческих занятий с использованием нетрадиционных технологий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности, самореализации.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Каждый ребенок любит творить и не важно, как у него это получается. Педагоги и психологи отмечают важность занятий творчеством во всестороннем развитии личности.
Известный учёный Л.С.Выготский утверждал, что творчество – не удел избранных, более того, творчество – необходимое условие существования людей. «Если понимать творчество в его истинном, психологическом смысле как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени»,- писал он.
Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество взрослого и ребёнка. А сам воспитатель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться ещё раз.