Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, статья
Мини-исследование в действии – это пошаговый процесс, который может быть адаптирован учителями или школами к их потребностям изучения практики и успешного соучастия в ней. Автор резюмирует, что разнообразие приёмов и подходов в мини-исследованиях и мировоззрение тех, кто вовлечён в этот процесс, становятся неотъемлемой частью профессионального багажа многих учителей. Атор пришел к выводу о том, что учителя видят ценность своей работы, рост своего профессионального развития, а затем оценивают это, спустя некоторое время, они открывают, что проведенные мини-исследования значат гораздо больше, чем просто достижения учащихся.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ
Караев Ж. А.
доктор педагогических наук, профессор
Первый заместитель председателя правления АО «НЦПК «Өрлеу»
Республика Казахстан
Аңдатпа
Педагогикалық технологияны мұғалімдердің кәсіби дамуының шарты ретінде оқытуда пайдалану.Баяндамада автор қазақстандық білім беру жүйесін жаңғырту жағдайында педагогикалық білім беру технологияларын практикаға әзірлеу мен енгізудің өзектілігін негіздейді.
Мақалада
нәтижеге бағдарланған дамушы педагогикалық
технологияларды құрылымдауға қойылатын
негізгі дидактикалық талаптар айқындалған.
Дамушы педагогикалық оқыту
Аннотация
В статье рассматривается проблематика мини-исследования в действии, являющегося уникальным инструментом в становлении учителя как практика, анализирующего и оценивающего свою деятельность.
Мини-исследование
в действии – это пошаговый
процесс, который может быть адаптирован
учителями или школами к их
потребностям изучения практики и успешного
соучастия в ней. Автор резюмирует,
что разнообразие приёмов и подходов
в мини-исследованиях и
Abstract
In the report the author proves a development and introduction urgency in practice of educational pedagogical technologies in the conditions of modernization of the Kazakhstan education system.
The main didactic requirements to designing of the developing pedagogical technologies focused on result are defined. The conceptual role of a didactic matrix and three-dimensional methodical system in design of developing pedagogical technologies of training is shown.
Didactic possibility of technology of three-dimensional methodical system of training in expansion of a subject role of the pupil in educational process and development of professional competence of the teacher is proved.
Широкомасштабный
процесс модернизации системы образования
нашей страны предполагает введение
в образовательный процесс
Наша многолетняя
исследовательская и
Квинтэссенцией данной технологии является взаимосвязь (см. рис.1) уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности, умений и качества знаний, которую можно представить в виде логико-структурной модели, способной стать действенным ориентиром при проектировании процесса обучения [1, с.31]. Мы определили ее в качестве ведущей идеи проектирования педагогической системы, т.е. разработки педагогической технологии трехмерной методической системы обучения. Таблицу взаимосвязей, компоненты которой между собой связаны и по вертикали, и по горизонтали мы назвали – дидактической матрицей [1, с.41].
Из сущности процесса развития и иерархичной характеристики каждого столбца дидактической матрицы следует, что вектор траектории обучения должен быть устремлен вверх. То есть, процесс обучения должен быть организован так, чтобы ученики постепенно поднимались по «лестнице развития» вверх, последовательно достигая более высших уровней усвоения.
В рассматриваемой
технологии содержание учебного материала
формируется главным образом, в
виде разноуровневых заданий для
осуществления развивающей
Учитель, опираясь
на эти требования, разрабатывает
задания для каждого уровня усвоения.
Сравнительная дидактическая
Система
иерархичных заданий,
Таким образом, дидактическая матрица является действенным инструментарием на руках у педагогов для творческой разработки своего авторского развивающего содержания конкретного предмета.
Переход
учащихся от заданий низшего
уровня к заданиям следующего
уровня позволяет реализовать
подлинно личностно-
Логико-структурная модель ТТМСО:
Таксономия целей |
Мотив |
Активность |
Умения |
Качества знаний |
Уровни усвоения | |||
обобщение и систематизация, оценка (рефрексия) |
потребность в познавательной деятельности |
творческий уровень активности |
Творческие умения |
правильность полнота
|
глубина действенность |
осознанность оперативность гибкость систематичность |
системность, прочность |
Творческий |
применение
|
устойчи вый нтерес |
эвристичес кий уровень активности |
частично-поисковые умения |
Эвристи ческий | ||||
понимание |
ситуативный интерес |
интерпретирующий уровень активности |
репродуктивные умения в измененной ситуации |
|
Алгоритми ческий | |||
знание
|
индифферентность |
воспроизводящий уровень активности |
репродуктивные умения в стандартной ситуации |
Ученичес кий |
Т
Рис 1.Взаимосвязь таксономии целей с уровнями усвоения, мотива, активности, умений
и качества знаний (дидактическая матрица), где – вектор обучения, Т – время.
Иерархично
представленное содержание, определенное
по вышеописанной методике, априори
включает в себя качества знания соответствующего
уровня. Таким образом, «качественный
потенциал» такого содержания становится
максимальным. В несколько раз
возрастает также «содержательно-
В нашей практике, например, все материалы «Занимательной математики» П.Я. Перельмана почти полностью вошли в состав разноуровневых заданий школьной математики. Олимпиадные задачи и задачи с повышенной сложностью тоже нашли свое место в верхних уровнях содержания математики. Такая «содержательная кумуляция» была проведена и по другим предметам.
Более того, в содержание разноуровневых учебных материалов были введены задания, формирующие мотивы и активность учения (особенно на 1,2-уровнях усвоения). Источником таких заданий служат познавательные игры, ребусы, кроссворды, занимательные задачи и.т.д.
Мотивировать
учеников, чтобы они поднимались
вверх по «лестнице развития»
– задача архиважная. Главным
эффективным средством
Сущность этого подхода диаметрально противоположна сути оценки при авторитарном обучении, где оценка является средством наказания за допущенную ошибку. Традиционная оценка является источником отрицательного мотива к учению, страха и стресса в обучении. Оценивание осуществляется «методом вычитания» сверху вниз по мере допущения ошибок.
В условиях применения ПТТМСО оценивание производится «методом сложения» снизу вверх. За выполнение заданий первого уровня ученикам ставится «зачет», которые в случае «незачета» можно пересдавать. Ученики, окрыленные первым успехом, получают возможность подниматься на следующий ступень «лестницы развития».
Мотивационный потенциал стимулирующего метода оценивания усиливается также посредством применения «прозрачного журнала» учебных достижений учащихся. Для всеобщего обозрения в классе на краю доски вывешивается специально приготовленный «прозрачный журнал» в виде большой таблицы.
Левая сторона таблицы содержит фамилию учащихся в алфавитном порядке, правая сторона – название изучаемый темы и нумерацию заданий каждого уровня. Количество заданий первого уровня зависит от количества учебных элементов изучаемого материала.
Ученик, правильно
выполнивший все задания первого
уровня, после проверки учителем выходит
к доске и у всех на глазах наглядно
фиксирует свой успех в журнале.
Затем приступает к выполнению заданий
следующего уровня. Параллельно имеет
право проверить
Опыт показал,
что ученик, сравнивая динамику своего
продвижения с динамикой
Стимулирующий
подход оценки приводит в
Применение такого подхода по каждой теме устраняет еще одну отрицательную черту традиционного обучения, когда отрицательную оценку по одной теме исправляют более высокой отметкой за другую тему.
Определение
содержания в виде системы разноуровневых
заданий позволяет также ввести
критериальную систему
Таким образом,
ПТТМСО, основанная на личностно-деятельностной
парадигме и развивающей
Для максимального расширения субьектных ролей учащихся посредством применения активных методов обучения, ПТТМСО включает в себя синектическую часть. На этот блок технологии отводится 30% учебного времени в начале урока. Раскрытие сущности рассматриваемой темы исследовательским путем начинается с проблемной постановки вопроса и урок продолжается с применением интерактивных методов обучения в малых группах, где учитель становится менеджером обучения, фасилитатором.
После подведения итогов первой синектической части урока, организуется вторая часть технологии, ориентированная на результат. Здесь обучение проводится на основе дидактической матрицы, где результаты обучения каждого ученика оцениваются критериальным способом и фиксируются в мониторинге его развития. Такой мониторинг может быть представлен в виде электронного журнала класса или электронного дневника ученика, отражающего объективные показатели качества его обучения.
Таким образом, резюмируя можно считать, что технология трехмерной методической системы обучения интегрирует дидактическую возможность двух основных трендов образования: 1) обучения, представленного в форме исследования и саморазвития личности в синектической части технологии; 2) обучения, ориентированного на результат во второй ее части.