Использование проектного обучения в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:26, реферат

Описание работы

Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Сущность понятия проектного обучения..............................................................5
Технология организации проектного обучения в образовательном
пространстве..........................................................................................................18
Заключение.............................................................................................................25
Глоссарий...............................................................................................................27
Список использованных источников...................................................................28

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 83.87 Кб (Скачать файл)

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными студентами.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимыми они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные  наблюдения за тем или иным  природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных  в разных регионах для решения  поставленной проблемы;

- предусматривается сравнительное  изучение, исследование того или  иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;

- предусматривается сравнительное  изучение эффективности использования  одного и того же или разных (альтернативных) способов решения  одной проблемы, одной задачи  для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных  об объективной эффективности  предлагаемого способа решения  проблемы;

- предлагается совместная творческая  разработка какой-то идеи: чисто  практической (например, выведение  нового сорта растения в разных  климатических зонах, наблюдения  за погодными явлениями, пр.), или  творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию  учебного курса, спортивных, культурных  совместных мероприятий, народных  праздников и т.д. и т.п.);

- предполагается провести увлекательные  приключенческие совместные компьютерные  игры, состязания

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

По комплексности проекты могут быть моно-проектами и меж-предметными.

Моно-проекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Меж-предметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутри-классными, внутри группы, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

- мини-проекты — укладываются  в один урок или даже его  часть;

- краткосрочные — на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных  и внеклассных форм работы; глубокое  погружение в проект делает  проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

- долгосрочные (годичные) проекты  как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное  время.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

- проекты-сообщения или  исследовательские проекты

- проекты-интервью

- проект-производство

- проекты - ролевые игры  и драматические представления

Возможна классификация проектов по:

- тематическим областям;

- масштабам деятельности;

- срокам реализации;

- количеству исполнителей;

- важности результатов.

Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно  приобретают недостающие знания  из разных источников;

- учатся пользоваться  приобретенными знаниями для  решения познавательных и практических  задач;

- приобретают коммуникативные  умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские  умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения  эксперимента, анализа, построения  гипотез, обобщения);

- развивают системное  мышление.

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов:

 

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку.

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2.Организационные формы работы.

Индивидуальная.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3.Источники информации.

Как правило, один—два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4. Предметная область.

Один учебный предмет.

Как правило, содержание поли -предметно.

5. Характер работы по содержанию.

Реферирование3.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6. Презентация или зашита работы.

Не обязательна.

Обязательна.


 

Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Имеем дело с проектным обучением, если:

- преподаватель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;

- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;

- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

- преподаватель выводит педагогический процесс в окружающий мир;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;

- преподаватель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;

- преподаватель создает условия для коррекции работы над проектом;

- преподаватель организует экспертизу проектов;

- преподаватель организует публичную защиту проектов, а студенты готовят проект к презентации, представляют и защищают его;

- студенты анализируют свою работу над проектом.

Опираясь на опыт и интересы студента, преподаватель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии преподавателя и студента процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации преподавателя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Эта технология определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого студента, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления учащихся.

Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.

О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими преподавателями, как правило, по предмету «Технология».

Из вышесказанного, очевидно, что практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово «проект» толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология организации проектного обучения в образовательном пространстве

 

С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия4.

Системы действий преподавателя и учащихся:

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Разработка проектного задания

-

-

Выбор темы проекта

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Преподаватель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

-

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

Выделение под-тем в тем проекта

Преподаватель предварительно вычленяет под-темы и предлагает учащимся для выбора

Каждый студент выбирает себе под-тему или предлагает новую.

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися под-тем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты под-тем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные под-темы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 Подготовка материалов  к исследовательской работе: формулировка  вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска  ответа вырабатываться могут  в командах с последующим обсуждением классом.

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы

Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Информация о работе Использование проектного обучения в учебном процессе