Использование проектного обучения в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:26, реферат

Описание работы

Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Сущность понятия проектного обучения..............................................................5
Технология организации проектного обучения в образовательном
пространстве..........................................................................................................18
Заключение.............................................................................................................25
Глоссарий...............................................................................................................27
Список использованных источников...................................................................28

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 83.87 Кб (Скачать файл)

 

Особенности организации проектного обучения на практике:

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но, тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется преподавателями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Захлестнувшая многие институты волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов студентов довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и студенты, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя и определяется принципом педагогической поддержки развития студента в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских  методов, предусматривающих определенную  последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих  из нее задач исследования (использование  в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки", "круглого  стола");

- выдвижение гипотез их решения; возможность существования разных  мнений и точек зрения.

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление  конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ  полученных данных;

- подведение итогов, оформление  результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем  исследования.

6. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с  выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать  возможные варианты проблем, которые  важно исследовать в рамках  намеченной тематики. Сами же  проблемы выдвигаются учащимися  с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов  исследования, поиска информации, творческих  решений.

4. Самостоятельная работа участников  проекта по своим индивидуальным  или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных  данных в группах (на уроках  или на занятиях в научном  обществе, в групповой работе  в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Концептуальные позиции

Принцип гуманизма: в центре внимания студент, развитие его творческих способностей.

Принцип личной заинтересованности студента в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для студента — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития.

Принцип сотрудничества студентов и преподавателя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента.

Принцип четкого осознания учителем и студентом, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Принцип уважения к иной точке зрения.

Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Особенности организации и методики. Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Концептуальные положения теории Джона Дьюи о данном вопросе выглядели следующим образом:

1. Ребенок в онтогенезе повторяет  путь человечества в познании

2. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

3. ребенок усваивает материал, не  просто слушая или воспринимая  органами чувств, а благодаря  возникшей у него потребности  в знаниях, являясь активным субъектом  своего обучения.

 

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

1. Проблематизация учебного материала;

2. Активность ребенка;

3. Связь обучения с жизнью  ребенка, игрой, трудом;

 

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

1. Преподаватель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

2. Сталкивает противоречия в  практической деятельности;

3. Излагает различные точки зрения  на один и тот же вопрос;

4. Предлагает рассмотреть явление  с различных позиций;

5. Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

6. Ставит конкретные вопросы;

7. Ставит проблемные задачи.

 

Целевые ориентации

Создание условий, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают  недостающие знания из разных  источников;

- учатся пользоваться приобретенными  знаниями для решения познавательных  и практических задач;

- приобретают коммуникативные  умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские  умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения  эксперимента, анализа, построения  гипотез, обобщения).

 

Заключение

 

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться со множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?

Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Человек, принимающий решение, осмысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость собственной инициативы. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при данном решении. Работа с проблемой всегда связана с процессом анализа продуманности и совершении действий. Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

 

Глоссарий

 

1 - ПРОЕКТ (от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”) - Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

 

2 - ДИДАКТИКА (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

 

3 – РЕФЕРИРОВАНИЕ (от лат. referre — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающийпромежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. 

 

4 – РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

 

Список использованных источников

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. / Г.С. Абрамова . М.1997.

2. Полат Е.С. «Метод проектов»

3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. 1997

4.http://dl.allbest.ru/o/3c0a65625a3bc68a4c43a88521216d37?ccode=77199c47bcf48cf0b0fb9d0009533a12&cvalue=90011&ok=%D1%EA%E0%F7%E0%F2%FC+%E0%F0%F5%E8%E2&ok=%D1%EA%E0%F7%E0%F2%FC+%E0%F0%F5%E8%E2

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование проектного обучения в учебном процессе