Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 21:24, доклад
В новых социально-экономических условиях производство требует от современного работника высокой квалификации в выполнении сложных производственных задач, умения мыслить, умения анализировать ситуацию, умения творчески применять свои способности. Научить этому наших детей необходимо в стенах профессиональных училищ, колледжей, ВУЗов.
Процессы гуманизации, происходящие в настоящее время во всем мире, определяют новые требования к образовательным институтам общества. Технический прогресс и нарастание объема научной информации, перестройка содержания школьного образования и пересмотр принципов деятельности учебно-воспитательных учреждений – все это неуклонно повышает требования к профессиональной компетентности и личности учителя, к личностной ориентации всего педагогического процесса.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК МЕТОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
Автор: Шиганбаева C.Г. преподаватель специально-технических дисциплин
Западно - Казахстанского инженерно-технологического колледжа
сей пшеницу, если на десятилетия –
сажай сады, если же на века –
Китайская мудрость
В новых социально-экономических условиях производство требует от современного работника высокой квалификации в выполнении сложных производственных задач, умения мыслить, умения анализировать ситуацию, умения творчески применять свои способности. Научить этому наших детей необходимо в стенах профессиональных училищ, колледжей, ВУЗов.
Процессы гуманизации, происходящие в настоящее время во всем мире, определяют новые требования к образовательным институтам общества. Технический прогресс и нарастание объема научной информации, перестройка содержания школьного образования и пересмотр принципов деятельности учебно-воспитательных учреждений – все это неуклонно повышает требования к профессиональной компетентности и личности учителя, к личностной ориентации всего педагогического процесса.
В своей работе я рассказываю о применении инновационных технологий для контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Вот уже несколько лет моя жизнь так или иначе связана с химией, экологией. Химия окружает нас повсюду. Но одно дело – любить и знать химию, и совсем другое дело – научить ребят видеть химические явления, осознать важность данной науки в приобретаемых ими профессиях. Тем более что многие ребята покинули стены школы и пришли к нам именно потому, что не смогли понять и оценить по достоинству знания по предметам общеобразовательного цикла. Я не ставлю перед собой цель оценивать контингент, с которым приходится работать, а хочу поделиться некоторыми приемами реализации принципа контроля знаний на своих уроках.
Для контроля знаний, умений и навыков учащихся я применяю тестовый контроль. По данной технологии могут работать все учителя, а учиться все дети с разным уровнем подготовленности и одаренности.
Тест включает в себя вопрос и эталон ответа. Формирование вопроса может включать в себя знания тех или иных вопросов, понимание их общих закономерностей, умение решать типовые и нетиповые задачи, умение ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях и многое другое.
Тестированный контроль применяется для проверки знаний всего класса, групп учащихся, а также отдельных учеников по большому разделу пройденного материала, одной или нескольким ранее пройденным темам. Он может применяться в начале урока для проверки домашнего задания, в середине – для проверки первичного усвоения материала, в конце – как контрольная работа. Но все же нельзя чрезмерно увлекаться тестами, т.к. учащиеся привыкают к одному виду проверки знаний, а также отвыкают от устных ответов у доски, что отрицательно сказывается на развитии их речевого аппарата и логического мышления.
К тестам предъявляются следующие требования:
1. Должны составляться на основе учебных программ;
2. Объем зависит от цели
3. Вариантов тестов должно быть несколько, не менее пяти;
4. Тест может включать несколько вопросов или заданий, каждый из которых оценивается по системе в 1 балл за правильный ответ и 0 – за неправильный;
5. Тесты должны допускать
6. Из тестов должны быть
а) устаревшие
б) сложные
в) простые или несущественные
7. Вопросы тестов можно
а) абстрактные, выявляющие основные положения курса и межпредметные связи,
б) конкретные,
выявляющие знание
8. Оценка качества успеваемости,
принятая экспертными
а) >75%
правильных ответов, хорошая
б) >50 - 75% - удовлетворительная
в) <50% - низкая
9. Тесты должны быть составлены четко, лаконично и требовать однозначных ответов;
10. При формулировке задания
необходимо использовать
В современной методической литературе предлагаются различные виды тестов.
Чаще всего применяются выборочные тесты (тесты достижения), которые прочно вошли в учебный процесс и стали определителем уровня обученности учащихся. В своей работе я применяю данный вид тестов. При ответе на них перед учащимися стоят разные задачи, в зависимости от содержания вопросов.
Например, Укажите общую формулу алканов:
А) СnН2n С) СnН2n+2
В) СН4
Укажите функциональную группу карбоновых кислот:
А) метил С) карбонил
В) гидроксил
Реакция присоединения воды
А) галогенирование
В) гидрирование
Укажите уравнение реакции
А) СН2=СН2 + Br2 = СН2 Br -СН2 Br
В) СН2=СН2 +Н2 = СН3-СН3
С) СН2=СН2 +НОН = СН3-СН2ОН
D) СН2=СН2 + Н Br = СН3-СН2 Br
Здесь проверяется знание теоретического материала и от учащихся требуется дать единственно верный ответ.
Сколько молекул углекислого газа образуется при полном окислении 2 молекул
бензола?
А) 6 D) 12
В) 7 С) 14
Для ответа на данный вопрос необходимо записать уравнение реакции горения, правильно указать продукты реакции и расставить коэффициенты.
Также применяю тесты развития (по аналогии). Цель таких тестов – научить учиться, т.е. развивать общеучебные мыслительные умения студентов: анализ, выделение главного, конкретизация, обобщение, сравнение, поиск аналогии.
Краткая аннотация к тесту-аналогии
1. Вид = вид |
Учащиеся оперируют умением распознавать, различать |
2. Вид = род |
Выявляют "корень" происхождения |
3. Противоположность |
Концентрирование знаний по отличительным особенностям |
4. Часть = целое |
Поиск от общего к частному |
5. Последовательность |
Построение логико-структурной схемы |
Например, 1.Вид = вид
Алканы = метан, алкены = ?
А) пропан D) ацетилен
В) этилен С) бутадиен
2.Вид = род
Карбонил = -СОН, карбоксил = ?
А) -ОН D) –СН3
В) -СООН С)-NН2
3.Противоположность
Соединение = разложение, полипептизация = ?
А) гидролиз D) дегидратация
В) денатурация С) гидрирование
4.Часть = целое
Мономер = полимер, аминокислоты = ?
А) полиэтилен D) белки
В) полисахариды С) жиры
5.Последовательность спирты = альдегиды, альдегиды = ?
А) карбоновые кислоты D) моносахариды
В) аминокислоты С) полисахариды
Тестирование выполняет также очень важную задачу рационального использования учебного времени как для учащихся, так и для преподавателей, так как при этом значительно экономится количество часов на проведение контроля знаний учащихся, а так же охватывается большой объем теоретического материала. Тестированный контроль применяется для проверки знаний всего класса, групп учащихся, а также отдельных учеников по большому разделу пройденного материала, одной или нескольким ранее пройденным темам. Он может применяться в начале урока для проверки домашнего задания, в середине – для проверки первичного усвоения материала, в конце – как контрольная работа. Но все же нельзя чрезмерно увлекаться тестами, т.к. учащиеся привыкают к одному виду проверки знаний, а также отвыкают от устных ответов у доски, что отрицательно сказывается на развитии их речевого аппарата и логического мышления.
Каждый год выпускники школ подвергаются комплексному тестированию по основным предметам при поступлении в ВУЗы. Студенты колледжей и ВУЗов походят промежуточный государственный контроль, повсеместно вводится практика сдачи текущих экзаменов методом тестирования. Отсюда видно, что применение тестовых заданий на занятиях очень актуально в наше время. Мы должны научить учащихся тем умениям и навыкам, которые необходимы в решении тестовых заданий. Если ученик не знает, как обращаться с тестом, то в этом будем виноваты только мы сами.
Тест отличается от экзаменационных билетов, контрольных заданий, вопросов-анкет, примеров, задач, головоломок тем, что он представляет собой специально подготовленный набор контрольных заданий, позволяющих объективно и надежно оценить знания учащихся. Таким образом, тест представляет собой объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
В своей работе при изучении курса органической химии я использую тестовые задания для контроля знаний, умений и навыков по всем темам. Готовлю 6 вариантов по 10 вопросов в каждом и использую в виде раздаточного материала. Каждый студент получает отдельное задание, на выполнение которого дается 10-15 минут, в зависимости от подготовленности группы. Для того чтобы учащиеся не уставали в ходе решения тестовых задач на уроке, можно придумать и смешные вопросы и задания. Их желательно поместить в середине вопросника, таким образом, происходит разрядка атмосферы.
Данный вид контроля я использую после изучения целой темы, при этом в начале урока удается опросить всех присутствующих на занятии. На последующих уроках эти тесты использую для проведения уплотненного опроса, что позволяет получить высокую накопляемость оценок, а также побуждает учащихся повторять пройденный материал.
По моим наблюдениям данный вид опроса особенно нравится студентам, страдающим коснословием, очень стеснительным или плохо адаптировавшимися в группе. Им легче выражать свои мысли письменно, а устно они соглашаются отвечать только вне занятия. Поэтому тестированный контроль для них – реальный шанс получить заслуженную оценку во время занятия.
Существует мнение, что тест – это своего рода лотерея: повезло - не повезло. Что ничего не знающий ученик может наугад выбрать правильный ответ. Но, как показывают мои наблюдения, это совершенно не так. Слабым ученикам, не имеющим достаточных знаний по теме, не удается получить высокую оценку. Это возможно только в том случае, когда ему удается списать. Но проблему списывания можно решить, увеличив число вариантов заданий.
Другое дело, когда тест составлен некорректно, когда правильный ответ лежит на поверхности и нужно просто немного внимания, чтобы его найти.
Например, Укажите формулу уксусной кислоты:
А) Н2О В) НСl С) Na2SО4 D) СН3СООН
Для ответа на такой вопрос не нужны знания по теме "Карбоновые кислоты", можно простым методом исключения оставить вариант D. Здесь уже встает вопрос компетентности человека, составлявшего данный тест. В своей работе при составлении тестовых вопросов я предлагаю близкие по смыслу варианты ответов. При этом от учащихся требуются хорошие знания по изучаемой теме.
Например, С какими веществами могут взаимодействовать карбоновые кислоты?
А) Mg, Mg SО4 В) Mg, С2Н5ОН С) NaСl, С2Н5ОН D) Сl2, NaСl
Укажите вещество, входящее в состав твердого мыла:
Информация о работе Использование тестирования на уроках химии, как метода педагогического контроля