Использование в педагогике достижений современной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение использования в педагогике достижений современной психологической науки.
Задачи:
- рассмотреть связь психологии и педагогики;
- раскрыть использование достижений психологии в педагогике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………….…….3
1 Связь психологии и педагогики…………………….………………...….5
2 Использование достижений психологии в педагогике…………...…….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………….….……….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Набережночелнинский институт

социально-педагогических технологий и ресурсов»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: «Использование в педагогике достижений современной психологической науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студенты гр. 242

Харрасова А. Р.,

Ахметвалиева Э. Х.

Проверила:  и.о. доцента 

Сафина А.М.

 

 

 

 

 

г.Набережные Челны

2012 год.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………….…….3

    1 Связь психологии  и педагогики…………………….………………...….5

    2 Использование  достижений психологии в педагогике…………...…….9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………14

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………….….……….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Педагогика  – это наука, изучающая закономерности  передачи старшим и активного  усвоения младшими поколениями  социального опыта, необходимого  для жизни и труда.

     Педагогическая  деятельность - это деятельность  по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению  для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого  действия.

     Предмет педагогики  — процесс направленного развития  и формирования человеческой  личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более  кратко, это воспитание человека  как особая функция общества.

     Из вышеизложенных  определений следует, что педагогика-это  только часть целой системы  наук о человеке. Так как такие  процессы, как воспитание, саморазвитие, формирование человеческой личности  и другие, невозможны в рамках  одной педагогики. Следовательно,  только ее взаимодействие с  другими науками способствует  протеканию этих процессов правильно.  Одной из системы наук о  человеке является психология.

     Прекрасное  владение материалом по педагогике, но отсутствие знаний по психологии  может привести к тому, что  педагог совершает непоправимые  ошибки в работе с детьми. Тем  самым он не только производит  неправильное воспитание, но также  может нанести психологическую  травму ребенку.

     Благодаря  знаниям психологии (особенно психологии  личности) учитель может производить  обучение детей рационально, при  этом достигая наилучших результатов

     Цель работы:  изучение использования в педагогике  достижений современной психологической  науки.

     Задачи:

     - рассмотреть  связь психологии и педагогики;

     - раскрыть  использование достижений психологии  в педагогике.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Связь психологии и педагогики

     В связи  с «пограничностью» педагогики  и психологии уточним взаимосвязи  между этими двумя науками.  Психология органично связана  с педагогикой, между ними существует  несколько «узлов» связи.

     Главный узел  связи - предмет этих наук. Психология  изучает законы развития психики  человека. Педагогика разрабатывает  законы управления развитием  личности. Воспитание, образование  детей и взрослых есть не  что иное, как целенаправленное  изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно,  они не могут осуществляться  специалистами, не владеющими  психологическими знаниями [3, с. 34].

     Второй узел  связи двух наук - показатели и  критерии облученности и воспитанности  личности. Степень продвинутости  знаний школьников регистрируется  по изменениям памяти, запасов  знаний, способностям использовать  знания в практических целях,  владению приемами когнитивной  деятельности, скорости воспроизведения  знаний, владению терминологией,  навыками переноса знаний в  нестандартные ситуации и т.п.  Воспитанность же фиксируется  в мотивированных поступках, системе  сознательного и импульсивного  поведения, стереотипах, навыках  деятельности и суждений. Все  это означает, что симптомами  достижений в образовательно-воспитательной  работе взрослых с детьми выступают  сдвиги в психике, в мышлении  и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности  диагностируются по изменениям  психологических характеристик  воспитуемых.

     Третий узел  связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух  отраслей знания имеют место  и в методах исследований педагогики  и психологии. Многие инструменты  психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.) [4, с. 38].

     Психология  тесно связана с обучением  и воспитанием ребенка. Система  педагогических взглядов основана  на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические  знания педагога повышают эффективность  обучения и воспитания ребенка.  В том случае, если педагогика  не опирается на знания о  природе психологических явлений  она превращается в простой  набор психологических советов  и рецептов и перестаёт быть  подлинной наукой, способной помочь  учителю.

     В развитии  всех областей педагогики (дидактики,  частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического  исследования. Знание закономерностей  протекания психических процессов,  динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей  и мотивов, психического развития  ребенка в целом имеют существенное  значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких,  как определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных  методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания  является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося  общества. А достижение этой цели  предполагает изучение закономерностей  формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов  и т.д. [1, с. 42].

     Связь психологии  с педагогикой дала мощный  толчок изучению возрастных особенностей  детей, выявлению условий и  факторов, обусловливающих детское  развитие. Стремление сделать педагогику  психологической, внедрить психологию  в педагогический процесс стало  тем базисом, на котором была  построена система педагогической  психологии (хотя сам термин "педагогическая психология " в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

     Педагогическая  психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях  освоения социокультурного опыта  человеком, закономерностях интеллектуального  и личностного развития ребенка  как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного  процесса. В целом можно сказать,  что педагогическая психология  изучает психологические вопросы  управления педагогическим процессом,  исследует процессы обучения, формирования  познавательных процессов и т.п.

     Психологическая  и педагогическая науки немыслимы  без опоры на знания о психике  и закономерностях психического  развития человека. В то же  время психология в значительной  мере теряет свое прикладное  значение без выхода на практическую  деятельность любого человека, а  не только педагога. Тесная связь  психологии и педагогики естественна  в своей сути. Объединение этих  наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано,  когда речь идет о практическом  использовании психологии в педагогических  целях. Их интеграция в прикладном  плане образует новую науку  - педагогику индивидуальности, являющуюся  производной психологии и педагогики . Педагогика индивидуальности есть  применение теоретических принципов  психологии к практике жизнедеятельности  человека. Ее задача: раскрыть, каким  образом достижения психологии  можно применить по отношению  к своему психическому здоровью  и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем  слияния достижений психологии  и педагогики, общие задачи педагогики  решаются с использованием психологического  инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи [3, с. 35].

     В том случае, если педагогика не опирается  на знания о природе психологических  явлений, она превращается в  простой набор педагогических  советов и рецептов и перестает  быть подлинной наукой, способной  помочь учителю. В развитии  всех областей педагогики (общей  теории, дидактики, частных методик,  теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания  психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и  умений, природы способностей и  мотивов, психического развития  человека в целом имеют существенное  значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких,  как определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных  методов обучения и воспитания  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Использование достижений психологии в педагогике

     В последнее  время психология приобретает  все большее значение как фундамент  для педагогики. Возрастная психология - это теория развития психики  в онтогенезе. Она изучает закономерности  перехода от одного периода  к другому на основе смены  типов ведущей деятельности, изменения  социальной ситуации развития, характера  взаимодействия человека с другими  людьми [4, с. 52].

     Возраст характеризуется  не соотношением отдельных психических  функций, а теми специфическими  задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются  человеком, а также возрастными  новообразованиями. Исходя из  этого, В.В. Давыдовым был сформулирован  ряд принципов возрастной психологии:

     - Каждый возрастной  период должен изучаться не  изолированно, а с точки зрения  общих тенденций развития, с учетом  предыдущего и последующего возраста.

     - Каждый возраст  имеет свои резервы развития, которые могут быть мобилизованы  в ходе развития особым образом  организованной активности ребенка  по отношению к окружающей  действительности и к своей  деятельности.

     - Особенности  возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими  факторами, так называемым социальным  заказом общества и др.

     - Все эти  и другие принципы возрастной  психологии имеют огромное значение  при создании психологической  теории усвоения социокультурного  опыта в рамках педагогической  психологии. Например, на их основе  можно выделить следующие принципы педагогической психологии (на примере ее раздела - психологии обучения):

     - Обучение  строится на основе данных  возрастной психологии о резервах  возраста, ориентируясь на "завтрашний  день" развития.

     - Обучение  организуется с учетом наличных  индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления  к ним, а как проектирование  новых видов деятельности, новых  уровней развития учащихся.

     - Обучение  не может быть сведено только  к передаче знаний, к отработке  определенных действий и операций, а есть главным образом формирование  личности учащегося, развитие  сферы детерминации его поведения  (ценности, мотивы, цели) и др.  [5, с. 82].

     Рассматривая  взаимопроникновение психологии  и педагогики необходимо особо  выделить психолого-педагогическое  направление - педологию (Дж.М.  Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и  др.), в котором комплексно на  основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических  и социологических измерений  определялись особенности поведения  ребенка в целях диагностики  его развития [1, с. 49].

     Ряд работ  П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского  и его сотрудников по детской  психологии заложили фундамент  современных научных знаний о  психическом развитии ребенка.  Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой,  Н.Л. Фигурина, создававшиеся в  педологических по названию учреждениях,  содержали ценный фактический  материал, вошедший в фонд современных  знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в  основу и ныне действующей  системы воспитания в младенческом  возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране [5, с. 78].

     Успехи психолого-педагогической  науки вызывали интерес, с одной  стороны, у педагогов-практиков,  и с другой стороны, у философов  и психологов, ранее не занимавшихся  вопросами школьного образования.  Педагоги почувствовали явную  необходимость в прочных психологических  знаниях, а психологи поняли, как  много интересного и поучительного  содержится в школьной жизни.  Состояние науки и практики  ясно показало, что школа и  наука должны пойти навстречу  друг другу [4, с. 63].

     Так, в 70-е-80-е  гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили  целостную систему проблемного  обучения, что, с одной стороны,  продолжило разработку системы  Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение  должно идти через решение  проблем, а с другой - соотносилось  с положениями О. Зельца, К.  Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М.  Матюшкина и других о проблемном  характере мышления, его фазности, начале возникновения мысли в  проблемной ситуации (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн).

Информация о работе Использование в педагогике достижений современной психологической науки