Использование в педагогике достижений современной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение использования в педагогике достижений современной психологической науки.
Задачи:
- рассмотреть связь психологии и педагогики;
- раскрыть использование достижений психологии в педагогике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………….…….3
1 Связь психологии и педагогики…………………….………………...….5
2 Использование достижений психологии в педагогике…………...…….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………….….……….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

     В 1957-1958 гг. появились первые публикации  П.Я. Гальперина и затем в  начале 70-х годов - Н.Ф. Талызиной,  в которых излагались основные  позиции теории поэтапного формирования  умственных действий, впитавшей  в себя основные достижения  и перспективы педагогической  психологии. В то же время в  работах Д.Б. Эльконина, В.В.  Давыдова разрабатывалась теория  развивающего обучения, возникшая  в 70-х гг. на основе общей  теории учебной деятельности (сформулированной  этими же учеными и развиваемой  А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И.  Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной  системе Л.В. Занкова [5, с. 102].

     В 50-70-х гг. на стыке социальной и педагогической  психологии проводилось множество  исследований структуры детского  коллектива, статуса ребенка в  среде сверстников (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). Особая  сфера исследования относится  к вопросам обучения и воспитания  трудных детей, формирования автономной  морали у подростков в некоторых  неформальных объединениях (Д.И.  Фельдштейн) [1, с. 87].

     В этот же  период наметились тенденции  к постановке комплексных проблем  - воспитывающего обучения и обучающего  воспитания. Активно изучаются:

     - психолого-педагогические  факторы готовности детей к  школьному обучению;

     - содержание  и организация начального образования  (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В.  Давыдов и др.);

     - психологические  причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);

     - психолого-педагогические  критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская) [2, с. 104].

     С конца  70-х гг. ХХ в. активизировалась  работа в научно-практическом  направлении - создании психологической  службы в школе (И.В. Дубровина,  Ю.М. Забродин и др.). В этом  аспекте выявились новые задачи  педагогической психологии:

     - разработка  концептуальных подходов к деятельности  психологической службы,

     - оснащение  ее диагностическими средствами,

     - подготовка  практических психологов.

     Все многообразие  этих теорий, однако, имело один  общий момент - теоретическое обоснование  наиболее адекватной, с точки  зрения авторов, требованиям общества  системы обучения - учения (учебной  деятельности). Соответственно формировались  определенные направления обучения. В рамках этих направлений  обучения выявились и общие  его проблемы: активизация форм  обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением  знаний, развитие обучающихся как  цель обучения и др. [5, с. 115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, психология  изучает законы развития психики  человека. Педагогика разрабатывает  законы управления развитием  личности. Воспитание, образование  детей и взрослых есть не  что иное, как целенаправленное  изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно,  они не могут осуществляться  специалистами, не владеющими  психологическими знаниями. Степень  продвинутости знаний школьников  регистрируется по изменениям  памяти, запасов знаний, способностям  использовать знания в практических  целях, владению приемами когнитивной  деятельности, скорости воспроизведения  знаний, владению терминологией,  навыками переноса знаний в  нестандартные ситуации и т.п.  Воспитанность же фиксируется  в мотивированных поступках, системе  сознательного и импульсивного  поведения, стереотипах, навыках  деятельности и суждений. Все  это означает, что симптомами  достижений в образовательно-воспитательной  работе взрослых с детьми выступают  сдвиги в психике, в мышлении  и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности  диагностируются по изменениям  психологических характеристик  воспитуемых.

     Межнаучные  коммуникации двух отраслей знания  имеют место и в методах  исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического  научного поиска с успехом  служат решению педагогических  исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение,  рейтинг, психологические тесты  и др.).

     Психология  тесно связана с обучением  и воспитанием ребенка. Система  педагогических взглядов основана  на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические  знания педагога повышают эффективность  обучения и воспитания ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Басова, Н.  В. Педагогика и практическая  психология./ Н.В.Басова. -Ростов –  на- Дону.: Феникс, 2009. - 396 с.

     2. Педагогика / под ред. А. П. Кондратюка. - М.: Академия, 2007. - 156 c.

     3. Педагогическая  психология / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос, 2009. - 393 с.

     4. Психология  и педагогика / под ред. К.А.  Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г.  Лаптева, В. А. Сластенина.- М.: Совершенство, 2008.- 300 с.

     5. Психологическая  наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. -  М.: Владос, 2007. – 287 с.

     6. Педагогическая  библиотека.- режим доступа:  www.pedlib.ru, свободный.

     7. Открытый  класс;- режим доступа: www.openclass.ru, свободный.


Информация о работе Использование в педагогике достижений современной психологической науки