Использование здоровьесберегающих технологий в в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:45, аттестационная работа

Описание работы

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Файлы: 1 файл

Отчёт по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих.docx

— 3.44 Мб (Скачать файл)

Отчёт  по теме самообразования  «Использование здоровьесберегающих технологий в  начальной школе» Сидоренко Л.Ф. МОУ «СОШ №13», 2009 год

 

 

ОТЧЕТ

по теме самообразования

«Использование  здоровьесберегающих технологий в

 в начальной  школе»

 

учителя 1 категории

МОУ «СОШ №13»

Сидоренко Людмилы  Фёдоровны

 

октябрь, 2009 год


 

За последние десятилетия  сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния  здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.

На сегодняшний день в  школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя  образовательная  функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени  и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Проблема здоровья детей  стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее  - физическое состояние или  обучение?». На этот вопрос  я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

  В сентябре 2004 года я начала работать над темой   «Использование  здоровьесберегающих технологий  в начальной школе»

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

2004 – 2005 учебный год

  • Анализ своего уже имеющегося опыта в данном направлении;
  • Выбор класса для работы по данной теме;
  • Подбор литературы по теме самообразования;
  • Прохождение курсов повышения квалификации;
   

2005 – 2006 учебный год

  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение опыта работы по здоровьесбережению школы № 34 города Златоуста;
  • Открытый урок по математике во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Знакомство с оформлением паспортов здоровья;
   

2006 – 2007 учебный год

  • Оформление паспортов здоровья;
  • Открытый классный час для учащихся начальной школы «Формула здоровья»;
  • Выступление на МО. Учителей начальных классов МОУ «СОШ № 13» с докладом «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке»;
  • Оформление в классе уголка Здоровья;
  • Изучение опыта работы школы №35 и создание Программы «Полезные привычки»;
  • Открытый классный час для начальных классов «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
   

2007 -2008 учебный год

  • Теоретическое обоснование избранной темы;
  • Анализ обнаруженных фактов, выводы и рекомендации

 по данной теме через  тесты по физкультуре 

и результатам медосмотра учащихся;

  • Открытый урок по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Выступление на педсовете МОУ «СОШ №13» с вопросом «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»;
  • Подбор литературы для создания картотеки физкультминуток;
  • Прохождение аттестации учителем;
  • Выступление на М./О. начальных классов в городе Златоусте с докладом «Использование здоровьеберегающих технологий в начальных классах»;

2008 – 2009 учебный год

  • Открытый урок по окружающему миру с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Выступление с докладом по своей теме самообразования в МДОУ №52 «Берёзка» в рамках преемственности между детским садом и школой;
  • Выступление на родительском собрании по пропаганде здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;

Участие в городском конкурсе «Разговор о правильном питании» (заняли 2 место по городу);

   

 

Здоровьесберегающие технологии – это:

  • Технология сохранения здоровья, которая предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностных отношений к своему здоровью;
  • Технология обучения здоровью включает в себя приёмы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организация методического инструментария педагогического процесса;

Задачи работы над темой:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.
  4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.

 

 

Основные этапы работы над темой самообразования:

    • Изучение состояния здоровья учеников; (Школьный врач, классный руководитель).
    • Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).
    • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).
    • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Учитель, родители).
    • Проведение факультатива «Разговор о правильном питании». (Учитель).
    • Оформление  паспортов здоровья. (Учитель, учащиеся, родители).
    • Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).
    • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).

 

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

  1. Беседы учителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог  здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».
  2. Праздники Здоровья.
  3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Малая Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Велокросс», лыжная эстафета.
  4. Устные журналы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
  5. Сочинение «Я здоровье берегу».
  6. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
  7. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».
  8. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
  9. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.

10.Коллективная работа  над проектом «Разговор о правильном  питании».

11.Обсуждение ситуаций: «А  если руки не мыть?», «Одеваюсь  по погоде».

12.Организация в классе  уголка Здоровья.

 

 

Воспитание  привычки  к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека.  Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме  учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).

Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного  процесса. Только тогда можно ожидать  какой-то положительный результат.

Здоровьесбережение


 

Соблюдение СанПиНа       Урок      Внеклас. работа   Работа с родителями

1.СаНПиН предусматривает:

-Каждый обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха.

-Расстояние между рядами двухместных столов должно быть  60 см.

-Расстояние от первой парты до доски составляет 240 см.

-До уроков перед началом рабочего дня в спортзале проводила зарядку, которая приучает к здоровому образу жизни, мобилизует внутренние силы ребенка на учебный день. Но очень плохо, в последнее время она не проводится.

-Проветривание классного помещения.

 


 

На уроке тоже продумываю использование здоровьесберегающих  технологий.

    1. Физкультпауза -1-2 за урок, учитывая особенности здоровья своего класса. В моем классе по результатам медосмотра западает зрение и осанка, поэтому чаще провожу физкультпаузы по коррекции зрения и осанки.
    2. В нашей школе не ведется отдельный предмет  валеология, т.к. нет преподавателя, поэтому ЗСТ я включаю в уроки окружающего мира, физкультуры, ориентируясь на  план валеологического воспитания МОУ СОШ №13».
    3. Очень помогают в укреплении здоровья уроки физкультуры в спортзале, а особенно на свежем воздухе – всю 3 четверть идет лыжная подготовка, все ребята с удовольствием катаются на лыжах.

С 1 класса учащиеся ведут  паспорта здоровья.

Цель ведения  паспортов здоровья:

    • Контроль за своим здоровьем;
    • Подбор форм и путей работы по сохранению и укреплению своего  здоровья каждым учеником;
    • К работе с паспортами здоровья привлекаются: школьный врач, классный руководитель, учитель физкультуры, родители и, конечно, основная работа ведётся самим учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий

во  внеклассной работе

**Один раз в месяц провожу  спортивный классный час в форме  спортивных соревнований: ( «Веселые старты», игра «Перестрелка»)  эстафет, шоу «Танцы на льду»


*** Вовлекаю ребят в спортивные секции: лыжная секция,  бокс. В моем классе 40% ребят посещают лыжную секцию, в 2006 году выиграли переходящий кубок по лыжным соревнованиям, приняли участие в городских соревнованиях.

 


 

 

 

 


 

 

Большинство мальчиков моего  класса (25%) посещают секцию бокса.  В 2006 году Олег Жилин занял 2 призовое место в городских соревнованиях  по боксу.

В 2008 учебном году мною была создана система  воспитательной работы в классе «Я здоровье берегу» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ДИСКЕ)

В учебном процессе создаю положительный эмоциональный настрой через:

  • Создание обстановки доверия;
  • Обеспечение  уверенности в успехе;
  • Формирование оценочных суждений;
  • Наличие одобрения, похвалы, шутки, улыбки;
  • Критериально – ориентированный подход (идти от успеха);
  • Изменение в организации учебного процесса (расстановка парт, посадка детей); Коллективно – групповые формы обучения;

РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ

Для изучения  и укрепления здоровья своих воспитанников  привлекаю и родителей.

Традиционными в  классе стали мероприятия:

    1. Спортивные соревнования:  «Папа, мама, я – спортивная семья»; осенний велокросс;
    2. Выход совместно с родителями в лес на «День здоровья»;

 

  1. Проведение Дня здоровья  совместно с родителями детей моего класса (помощь в организации праздника);
  2. Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»
  3. Участие  в  военизированной  игре «Зарничка», ставшей в школе традиционной.

                          

Предлагаю вашему вниманию  разработку  родительского  собрания

«В первый класс – сколиоз в первый раз!»

Ваш ребенок, наконец, пошёл  в школу? Тогда будьте готовы к  тому, что ему угрожает серьёзная  опасность – сколиоз. Сколиоз  – это серьёзное заболевание  спины, которое чаще всего встречается  у детей дошкольного и школьного  возраста. Это искривление позвоночника, при котором изменения касаются не только костей, но и связок. Сколиоз  такой же бич нашего времени, как  близорукость и гастрит. Более 5% детей  и взрослых в мире страдают искривлением позвоночника. Если его не начать вовремя  лечить, то у ребёнка может вырасти  горб.

Обратите внимание, если у вашего ребёнка:

  • одно плечо выше другого;
  • одна лопатка выпирает больше другой;
  • просвет между опущенными вдоль боков руками и самими боками неодинаков;

Для лечения  сколиоза необходимо:

  • обратиться к врачу;
  • следить за равномерным распределением нагрузки на спину (купите ранец с двумя шлейками);
  • убрать с кровати ребёнка мягкий матрас;
  • записать ученика на лечебную гимнастику или плавание;

Упражнение  для первоклассника:

1.Купите гимнастическую  палку. 3 раза в день по 15 минут  ребёнок должен ходить, заведя  её за спину.

2.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях горизонтально  груди. На счёт 1 – 2 расходящиеся  движения руками перед собой.  На счёт 3 – 4 расходящиеся движения  руками, но уже выпрямленными  в локтях.

3.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти  рук лежат на плечах. На счёт  «раз» - пять вращательных движений  вперёд, на счёт «два» - пять  вращательных движений назад.(5 упражнений 3 раза в день).

4. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и  сцеплены в «замок» на уровне  груди. На счёт «раз» -3 поворота  туловищем влево на упругих  руках, на счёт «два» -3 поворота  вправо (5 упражнений 3 раза в день).

5. Попеременные наклоны  головы вправо – влево и  вперёд – назад, стоя на  месте (5 упражнений 3 раза в день).

6. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. По 3 наклона  вперёд – назад и вправо  – влево, не сгибая ноги  в коленях (5 упражнений 3 раза  в день).

2007 год был признан  годом Семьи. Очень удачно прошёл  в этот год классный час  «Папа, мама, я – спортивная  семья!»

 

Разработка  классного  часа

Тема: Папа, мама, я – спортивная семья!

Форма проведения: соревнование.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в в начальной школе