Использование здоровьесберегающих технологий в в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:45, аттестационная работа

Описание работы

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Файлы: 1 файл

Отчёт по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих.docx

— 3.44 Мб (Скачать файл)

Место проведение: спортивный зал.

Оборудование: название и  девиз классного часа, спортивный инвентарь, свисток, шары, награды.

Содержание классного  часа:

(Выступление ребят –  Добрый день, дорогие гости! Давно  мы вас ждём. Гость есть гость  – хозяину в радость! Тем  более сегодня, когда к нам  пришли большие дружные семьи  нашего класса.

 Чем живёт семья  сегодня?

Всех проблем не одолеть.

Мы порою забываем,

Что в заботах и тревогах –

Главное – семью сберечь!

Все вы знаете, что полезно  заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на воздухе. Но как трудно бывает порой пересилить себя: встать пораньше, сделать зарядку, облиться холодной водой. Мы порой откладываем  это на потом. А что если попробовать  начать заниматься вместе, всей семьёй, может тогда получится?

    • Выбор названия семейной команды.
    • Представление жюри.
    • Приветствие.
    • Этапы соревнования. (эстафета с обручем, бег в мешках, прыжки по «кочкам», бег с припятствиями, прыжки со скакалкой).
    • Награждение победителей.

Подведение итога классного  часа:

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо – семья!

Храните её, берегите её!

Нет в жизни важнее цели!

(Желаем вам здоровья. До новых встреч!).


 

            

 

Фрагмент  урока математики  «Здоровьесберегающая математика»

Первым уроком у нас, друзья,

Здоровьесберегающая математика.

Мы будем с вами задачи решать,

И о здоровье новое узнавать.

Задача 1. Первую зубную щётку изготовили в 1780 году в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача 2. Когда ты улыбаешься, работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?

Задача 3. Сегодня учёные утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Можно ли оградить себя от этой беды?

Домашнее задание: попробуйте вместе с родителями составить такие задачи по теме здоровья, и мы их решим на уроках математики. А потом определим, чья задача самая интересная.

Мне бы хотелось услышать мнение об уроке. За что бы вы ему сказали  «спасибо»? На этом наш урок закончен. Благодарю вас за интересные мысли.

 

У ребят моего класса по результатам углубленного медосмотра отмечено появление сколиоза. Я  с привлечением школьного врача  провела  серию классных часов  по формированию правильной осанки. Вот  пример одного из классных часов:

Устный  журнал: «Я здоровье берегу».

1 страница

Осанка – это привычное  положение тела, когда человек  сидит, стоит или передвигается.

2 страница:

Что нужно делать для улучшения  осанки:

  • начнём с самого простого – с устройства постели (приучай себя всегда спать на плоской подушке и ровном средней жёсткости матраце);
  • не имей привычки носить портфель или другие тяжести в одной и той же руке;
  • приучай себя сидеть за партой прямо; слегка склонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упирайся грудью в его край;
  • укрепляй мышцы физическими упражнениями;

3 страница:

Комплекс упражнений для  формирования правильной осанки при  сутулой спине:

  1. Стоя, руки согнуты на уровне груди, с силой отвести руки в стороны до сведения лопаток (повторить 5-6 раз);
  2. Стоя, руки за спину, постараться соединить кисти, перекладывать карандаш или мячик из одной руки в другую;
  3. Стоя на коленях, наклониться назад и коснуться обеими руками пяток;
  4. Сидя, руки за спиной на пояснице, прогнуться назад;
  5. Лёжа на животе, захватить руками стопы ног и подтягивать их к голове;
  6. Можно попытаться сделать «мостик» из положения лёжа;

При поступлении в 1 класс  у некоторых учеников было понижено зрение. Учитывая эту ситуацию, я  посадила этих ребят на первую парту. Совместно с учениками класса составили памятку «Берегите зрение», поместив её в паспорте здоровья.

 

 

 

 

Памятка:

«Берегите зрение»

  • не читай лёжа;
  • располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола;
  • не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью;
  • не смотри без защитных очков на яркое солнце, включённую лампочку, пламя электросварки;

На уроках регулярно провожу  упражнения для глаз.

Рекомендую выполнить  такие задания:

1.Поморгать глазами 1 –  2 минуты.

2.Закрыть глаза и круговыми  движениями сделать массаж век  кончиками указательных пальцев;

3. Крепко зажмурить глаза,  затем их открыть (повторить  3-4 раза);

4. Если глаза утомлены  долгим чтением, то надо подойти  к окну и 2-3 минуты посмотреть  на небо;

5. Смотреть на палец  вытянутой перед собой руки. Не  сводя с пальца глаз, медленно  приближать его к носу (повторить  3-4 раза);

6. Смотреть вверх и  вниз (3-4 раза);

7. смотреть влево и  вправо (3-4 раза);

На классных часах  провожу  исследования  в форме тестирования. Тесты позволяют выявить  вредные  привычки учащихся и проводить коррекционную  работу..

Тест

«Полезные и вредные  привычки»

  1. Я часто ем сладкое.
  2. Я чищу зубы 2 раза в день.
  3. Я использую пасту с фтором.
  4. Я перекусываю фруктами и овощами.
  5. Я люблю сосать палец.
  6. Я  грызу ручки и карандаши.
  7. Я дышу через нос.
  8. Два раза в год хожу к стоматологу.
  9. Я люблю перекусывать конфетами.
  10. Я не завтракаю по утрам.
  11. Я сплю на низкой подушке.
  12. За партой я стараюсь сидеть прямо.

(Ученик должен при  положительном ответе ставить  «+». Если, соединив все «+»,  он получил цифру «6», то  сам для себя делает вывод,  что у него больше здоровых, полезных привычек, чем вредных).

 

Выводы: результаты теста  показали, что у большинства учащихся класса сформированы полезные привычки. Этот тест помог мне выделить темы для индивидуальной работы с отдельными учащимися и их родителями (некоторые ребята отметили, что не завтракают по утрам, часто перекусывают конфетами, мало употребляют овощей и фруктов).

Результаты  работы над темой самообразования

Работа в экспериментальном  классе по активному внедрению здоровьесберегающих  технологий привела к снижению заболеваемости учащихся.

Мониторинг групп  здоровья учащихся за период

 с сентября 2007 года по сентябрь 2008года.

           

Вывод: анализ показал, что  ребят с 1 группой здоровья осталось то же самое количество, но зато увеличилось  количество учащихся со 2 группой здоровья на 3 человека (на 17%). Это уже радует родителей, детей и, конечно, учителя.

 

 

 

Мониторинг  результативности работы за период с  сентября 2007 года по сентябрь 2008 года по коррекции нарушения осанки и  снижения зрения.

Выводы: результаты сравнительного анализа за 2 года показали, что коррекционная  работа по формированию правильной осанки имеет положительный результат, даже снижение зрения не произошло.

Уровень заболеваемости учащихся

Выводы: уровень заболеваемости по ОРЗ снизился на 18%, уменьшилась  продолжительность времени болезни, улучшился иммунитет учащихся.

Большую пользу для формирования у ребёнка здорового образа жизни  имеет факультатив «Разговор  о правильном питании».

В классе ведется факультатив  «Разговор о правильном питании».  Основная его цель: сформировать у детей представление об основах рационального питания как составной части здорового образа жизни.

Ученики не только теоретически повышают свои знания по этому вопросу, но и выполняют  практические  работы. В конце учебного года после изучения курса о питании я провожу олимпиаду «Здоровье».

Раздел 1. Правила питания:

  • «Обжора роет себе могилу зубами», говорит пословица. Как объяснить её?
  • Почему белковая пища особенно необходима детям? Перечислите её виды.
  • Почему пища должна быть не только питательной, но и вкусно приготовленной и красиво поданной?
  • Какой болезнью страдали участники экспедиции Амудсена и Седова? Как можно предупредить её?
  • Как нужно варить овощи, чтобы сохранить в них витамины?
  • Каким должен быть питьевой режим в жаркий день во время туристического похода?

Раздел 2. «Наша пища»:

    • Почему и как нужно мыть овощи и фрукты перед употреблением?
    • Какими болезнями можно заболеть, если не оберегать посуду и пищу от мух и загрязнения?
    • Почему завтракать, обедать и ужинать надо всегда в одно и то же время? Почему на ночь не рекомендуется плотный ужин?
    • Почему после обеда трудней учить уроки? Как это объяснить?
    • Какая польза от лука и чеснока?
    • Чем полезны молочные продукты?

 

Совместно с учениками 2 класса мы составили   игру для  программы  «Разговор о правильном питании» и приняли участие  в  городском  конкурсе детского творчества «Игротека  программы «Разговор о правильном питании». Результаты конкурса – 2 место  в городе Златоусте.

                                       

Игра «Поле  чудес»

Тема: «Полезные продукты»

Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня мы проводим игру «Поле чудес» по теме «Полезные продукты».

Победителя ждёт приз – ваза с  полезными для вашего здоровья продуктами.

Внимание! Правила  игры:

  1. В каждом туре участвует 3 ученика.
  2. Будьте внимательны при получении задания.
  3. Вращаем барабан и набираем нужное количество баллов.
  4. Отгадываем слово сразу, а если не знаем, то предлагаем букву.
  5. После каждого тура – пауза и задание для зрителей.

Первый тур

Представление участников первого тура

Задание первого  тура: Этот овощ, являясь полезным продуктом, растёт в нашей местности и про него есть много загадок. Вот послушайте:

Лето целое старалась-

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

             

 

Минутка для  игры со зрителями (исполнить песню об острове, где растёт много полезных продуктов).

Второй тур

Представление участников второго тура;

Задание второго  тура: Этот полезный продукт должен быть обязательным компонентом ежедневного питания человека, в нём много белков, жиров, углеводов, целый набор витаминов и минеральных солей.

           

 

 

Минутка для  игры со зрителями (исполнить песню об этом полезном продукте).

Третий тур

Представление участников третьего тура

Задание третьего тура: Полезный продукт, из которого можно приготовить много разных блюд. Этот овощ мы выращиваем на наших огородах, а завезён он был к нам из Америки.

                 

 

Минутка для  игры со зрителями (исполнить песню о том, как ребята все вместе копали этот овощ).

Финал

Представление участников финала

Задание для  финальной игры: Как звучит традиционное название всех нерыбных продуктов моря (крабов, креветок, кальмаров, морской капусты)?

                       

 

Минутка для  игры со зрителями (продолжи пословицу или поговорку о правильном питании):

    1. «Когда я ем, я………»
    2. «Много есть – не велика честь, обжорой……..»
    3. «Когда я кушаю, я ………»
    4. «Поешь рыбки, будут ноги……»
    5. «Плох обед, если ……»
    6. «Дольше жуёшь, больше ……»

Подведение итогов. Награждение  победителя – ваза с полезными  продуктами.

Спасибо всем за участие в игре!

Будьте здоровы! До следующей встречи!

          

 

 

 

 

Выводы: тема «Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе» мною изучена,  осуществлена подборка физкультминуток, разработаны беседы, классные часы  по вопросам здоровья. Мониторинг здоровья учащихся  за 3 года показывает положительные результаты работы над темой. Считаю, что добиться положительных результатов удалось лишь потому, что все запланированные мероприятия проводились в системе, было организовано сотрудничество со школьным врачом. Не удалось   провести качественную работу по оформлению паспорта здоровья учащимися, не хватает опыта. 

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в в начальной школе