Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, реферат
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.
Наиболее
полное развитие сущностных связей с
миром происходит у детей, сохранивших
к моменту осознания
В дошкольном возрасте начинают оформляться основные линии онтогенеза, впоследствии приводящие к становлению различных типов жизненного мира: сложного и трудного, сложного и «как бы легкого», «как бы простого» и «как бы легкого» (сущностного), а также атавистических форм, аналогичных простому и легкому и простому и трудному. Последние связаны с развитием гедонистической установки.
При рассмотрении типов жизненного мира мы отмечали, что «как бы легкость» может появиться лишь в результате общей ориентации на духовно-нравственные ценности, а «как бы простота» является следствием определяющей роли сущностных связей в общем содержании жизни, что приводит к непосредственности доминирования духовно-нравственных отношений. В конце дошкольного возраста, когда у некоторых детей происходит естественное замещение первичного согласия с миром когнитивно-сущностным, о ценностно-нравственном сознании еще не может быть и речи. Напомним, что, по данным Л. Колберга, подавляющее большинство дошкольников еще находятся на доморальном уровне развития сознания. Однако незначимость формирующихся трудности и сложности имеет аналогичную основу. Этой основой является сущностная природа связей с миром. Сущностность связей с миром в своей основе равнозначна нравственности ценностного сознания. Это непосредственная естественная нравственность, обусловленная неадекватностью принципа удовольствия и принципа реальности согласия с миром.
Только в сущностных мотивационних отношениях нет привыкания и пресыщения при удовлетворении потребностей, незначимы трудность и сложность мира, человек становится самим собой. И только в этих отношениях имеет место выход мотивации за рамки направленности на самого себя, за рамки эгоистичности. Ребенок живет в них чем-то большим, чем он сам, и получает от этих сторон жизни самую большую радость.
Итак, в конце дошкольного возраста у детей уже намечается протоструктура будущей мотивационной сферы взрослого человека и соответственно складываются основные черты того или иного типа жизненного мира. Это дает возможность судить о дифференциации жизненного мира в данном возрасте по тем соотношениям, которые отмечаются в онтогенезе позднее. Основываясь на данных Л. Колберга, можно полагать, что дети с будущей общей ориентацией на духовно-нравственые ценности (сложным и «как бы легким» жизненным миром) составляют примерно 10% от общего количества. О количестве будущих носителей сущностного жизненного мира можно судить на основании исследований А. Маслоу самоактуализированных личностей. Согласно его мнению, на их долю приходится менее 1%. Следовательно, почти 90% детей к концу дошкольного возраста имеют сложный и трудный жизненный мир (их, по всей вероятности, значительное большинство), либо атавистические аналоги простого жизненного мира (легкого или трудного), подконтрольные гедонистической установке.
Следует иметь в виду, что эти соотношения весьма приблизительны и к тому же зависят от состояния общества в целом. Так, затянувшийся кризисный период в российском обществе наряду с рекламным беспределом создает предпосылки для снижения уровня ориентации на духовно-нравственные ценности и в то же время повышает роль в развитии детей гедонистической установки. Кроме того, приведенные соотношения не учитывают промежуточных типов жизненного мира.
Таким образом, подавляющее большинство детей завершают дошкольный возраст со значительными отклонениями от оптимальной линии онтогенеза жизненного мира. Напомним, что в младенчестве оптимальная линия онтогенеза в основном сохраняется; в раннем детстве уже значительная часть (но, по-видимому, еще не большинство) детей теряет целостность жизненного мира. Дошкольный возраст в связи с резким расширением сферы социальных отношений и соответствующими воздействиями на формирующуюся направленность личности приводит к соотношениям линий онтогенеза жизненного мира, близким для взрослых людей.
Подчеркнем, что эти соотношения являются, прежде всего, результатом воздействий социальной среды, воспитания как в узком смысле (направленное формирование тех или иных черт), так и в широком (влияние на развитие всех и всяческих воздействий). Как и все другие аспекты развития, оптимальное развитие жизненного мира лишь облегчается или затрудняется наследственной предрасположенностью. В принципе сущностный тип жизненного мира с непосредственным удовлетворением потребностей, слитых с самим содержанием главных сторон жизни, может формироваться у каждого ребенка. Реальное же соотношение формирующихся у детей типов жизненного мира в конечном итоге зависит от состояния общества, в котором они растут.
Экзюпери был абсолютно точен, заявляя, что он «родом из своего детства». У каждого человека действительно свое детство. Оно определяется как ближайшим окружением, так и обществом в целом. В большинстве случаев решающая роль принадлежит последнему.
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира — вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Центральными
новообразованиями этого
В
дошкольном возрасте появляется сложность
жизненного мира, определяемая соподчинением
мотивов. Происходит дифференциация линий
онтогенеза, ведущих к тому или иному типу
жизненного мира; формируются устойчивые
(надситуативные) мотивы и начинает складываться
направленность личности. У большинства
детей проявляется значимость сложности
и трудности мира.
Глава II. Эмпирическое исследование.
2.1
Описание методов
В работе были применены такие методы психологического исследования как наблюдение, беседа, а также метод тестирования, включающий в себя такие методики как «Нелепицы», «Времена года», «Кому чего не достает?», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки». Методики рассчитаны на выявление уровня развития образно-логического и наглядно-действенного мышления у детей 3-4 лет.
При
помощи методики «Нелепицы» оценивались
элементарные образные представления
ребенка об окружающем мире и логических
связях и отношениях, существующими
между некоторыми объектами этого
мира: животными, их образом жизни, природой.
С помощью этой же методики определяется
умение ребенка рассуждать логически
и грамматически правильно
Методика «Времена года» призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа у ребенка.
Методика «Кому чего не достает?» так же направлена на выявление уровня развития образно-логического мышления.
Методики
«Обведи контур» и «
2.2
Результаты практического
Цель
исследования заключалась в психодиагностике
уровня мышления у дошкольника. Испытуемый
– Есин Владислав, 4 года.
С целью установления контакта с испытуемым и сбором первичной информации о его развитии, был применен метод беседы. Испытуемому было предложено ответить на ряд вопросов (Как тебя зовут? Как зовут твоих родителей? Сколько тебе лет? Расскажи о своих игрушках, друзьях и т.п.). Испытуемый хорошо справился со всеми вопросами, что свидетельствует о достаточном для данного возраста уровня ориентировки в окружающем мире и запасе бытовых знаний.
Далее испытуемому была предложена методика «Нелепицы», где на картинке ему предлагалось заметить и исправить 7 несоответствий. За это задание он набрал максимальный бал (10), заметив все несоответствия, успев удовлетворительно их объяснить и сказать, как на самом деле должно быть в отведенное время, что свидетельствует об очень высоком уровне развития образно-логического мышления.
Затем была предложена методика «Времена года», где испытуемому требовалось назвать изображенные на картинке времена года и указать признаки, свидетельствующие об этом. Испытуемый получил 6 баллов, определив 3 из 4 времен года и указав 5 признаков в подтверждении своего мнения. Это является показателем среднего уровня развития образно-логического мышления.
В методике «Кому чего не достает?» испытуемому предлагалось найти соответствия между картинками, где он получил 8 баллов, выполнив задание за 45 секунд, что свидетельствует о высоком уровне развития образно-логического мышления.
По
результатам выполнения трех методик,
2.3.
Психолого-педагогические
- во-вторых, диагнотика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
Необходимо
выполнение развивающих упражнений.
Считается,
что интеллектуальные способности
ребенка нуждаются в дальнейшем
развитии, если показатели интеллекта
по указанным выше методикам меньше
7–8 баллов. При оценках 9–10 баллов делается
вывод о том, что ребенок для своего возраста
находится на очень высоком уровне интеллектуального
развития и в специальном внимании в этой
связи со стороны родителей и учителей
не нуждается (речь в данном случае идет
о возможном беспокойстве взрослых людей
по поводу отставания ребенка в интеллектуальном
развитии).
При средних показателях ниже 4–5 баллов с данным ребенком обязательно необходимо дополнительно заниматься, так как в этом случае его интеллектуальное развитие заметно отстает от среднего уровня (6–7 баллов)