Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие всех составляющих обобщенности умственных действий (широта, мера самостоятельности и обоснованность, гибкость, вариативность мышления).
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
-развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
- формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развитие социально-психологических качеств личности
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Файлы: 1 файл

Пректно-исследовательская работа в начальных классах.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Набережно-Морквашская средняя общеобразовательная школа

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан»

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская деятельность

в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кириллова Надежда Леонидовна

 

 

 

  Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.

             Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития.    Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты  через проектную исследовательскую деятельность школьников. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически не возможно.

  Однако исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Я задумалась, почему российские школьники знают гораздо больше своих сверстников, живущих за рубежом, но не могут применять эти знания для решения практических проблем?  
Оказывается, причина кроется в том, что главной целью отечественного образования на протяжении десятилетий было формирование у учеников исключительно научного мышления. Научное мышление ищет ответы на вопросы типа: "Почему?". Однако для обеспечения исследовательской  деятельности и решения проектных задач мы должны постоянно отвечать не только на вопросы типа: "Почему?", но и на вопросы типа: "Как сделать?"

 

В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной  школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

         Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие всех составляющих обобщенности умственных действий (широта, мера самостоятельности и обоснованность, гибкость, вариативность мышления).

 Задачи:

- обучение проведению учебных  исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса  к фундаментальным и прикладным  наукам                                                 - ознакомление с научной картиной  мира

-развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе; 
- формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения; 
- развитие социально-психологических качеств личности

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

 

         В своей  работе я приучаю учеников  к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём  себе вопрос и ищем на него  ответ, наметив план действий, описывая  основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

        Специфика  исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

        С первого  класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе «Школа России» предполагает исследовательскую деятельность и решение проектных задач на уроках окружающего мира. Эти работы называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах  многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

      - Что мне интересно больше всего?

      - Чем я хочу  заниматься в первую очередь?

      - Чем я чаще  всего занимаюсь в свободное  время?

      - По каким предметам  у меня самые хорошие отметки?

      - О чём хотелось  бы узнать как можно больше?

      - Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

-- фантастической (ребенок выдвигает  какую-то фантастическую гипотезу)

-- экспериментальной

-- изобретательской

-- теоретической 

        Исследовательская  деятельность заставляет и приучает  детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время  очень важно, потому что по  собственному опыту и, основываясь  на мнении коллег, я знаю, дети  в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи.  «Послушай, Никита, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.» Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем,  попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать перед одноклассниками или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.                                                                                                                                           

         Вообще  для получения положительного  результата  детской исследовательской  работы учителю необходимо дать  позитивный настрой и показать  перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

           Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и  издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

          Применять  метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, тема работы была выбрана в рамках курса окружающий мир и звучала как нельзя лучше « Мое село». Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села , улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стала презентация о родном селе. Эта работа является итогом совместной проектно-исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже для участия в конкурсе потребовалось расширить и включить в него музейные материалы , сделать дополнительные фотографии, оформить в соответствии с положением конкурса. Так как младшим школьникам такая работа была не под силу, то осуществление проекта  было предложено ученице 8-го класса.

        Во втором  классе темой нашей работы  стало исследование зимующих птиц нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира , познакомившись с Атласом-определителем, проведя наблюдения во время экскурсии , каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.  

       1.Выбрать птицу для исследования, просмотреть литературу о ней , спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

       2.Сделать рисунок  или фотографию.

       3.Провести обследование села и составить перечень обнаруженных птиц (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).

       4. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени птиц людям с просьбой о помощи и советами.

         Собранные  работы, защищались каждым учеником  на уроках  окружающего мира, классных часах. На уроке окружающего мира мы проводили наблюдение за птицами, встречающейся  на территории нашего села. Обобщив наблюдения, установили, какие птицы прилетают зимой , подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана на компьютере, так появился коллективный «Экологический исследовательский проект «Зимующие птицы»

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка ребята писали сочинение «Что я люблю», а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: «Знакомьтесь, это - Я»,  «Сам о себе», «Я о себе» и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных  воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге  много нового, стали  дружнее, появились новые интересы. На уроке литературного чтения был создан проект «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.

  1. Год создания. Авторы – создатели журнала.
  2. Как выглядел журнал в разное время.
  3. Сколько лет издается, как часто выходит.
  4. Сколько страниц.
  5. Главный редактор, художник.
  6. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
  7. Какие разделы включает. Дать характеристику.
  8. Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
  9. Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
  10. Любимая рубрика.
  11. Как ты узнал об этом журнале.
  12. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.

Информация о работе Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира