Источники дошкольной педагогики и ее связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Основные понятия и источники дошкольной педагогики…………….4-8
Дошкольная педагогика и ее связь с другими науками……………...9-15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Источники дошкольной педагогики и ее связь с другими науками.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Источники дошкольной педагогики и ее связь с другими  науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение………………………………………………………………………..3

  1. Основные понятия и источники дошкольной педагогики…………….4-8
  2. Дошкольная педагогика и ее связь с другими науками……………...9-15

Заключение…………………………………………………………………...16

     Список литературы…………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всестороннее воспитание ребенка  должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в  этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе образования.

Дошкольное детство - особенный  период развития, когда перестраиваются  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки состоит  в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая  жизнь и внутренняя регуляция  поведения. Это время активного  познания окружающего мира. Встав  на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском  саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь  к издаваемым ими звукам, малыш  познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление.

Дошкольная педагогика - отрасль  педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в  том числе и раннего, возраста.

В современной системе образования  педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление  в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального  становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях  его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться  применять эти знания в практической деятельности.

 

 

 

    1. Основные понятия и источники дошкольной педагогики

 

Свое название педагогика получила от греческих слов 
«пайдос» — дитя и «аго»- вести. B дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина  и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. 

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и имена воспитавших их педагогов. Со временем; накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения; вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям  в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались, необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление; систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И.Менделеев  пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение, и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы  достижения поставленных целей. Теорий вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

Педагогика – наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования человека на всех возрастных этапах его развития.

Воспитание – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. В широком смысле – это процесс передачи подрастающему поколению социального опыта.

Развитие – последовательные и закономерные изменения форм и  функций организма, качественные преобразования психических функций человека. Изменения  связаны с возрастными особенностями (изменения, присущие каждому возрасту); индивидуальными особенностями, личностными особенностями (возникновение у ребенка личностных качеств и их особенности).

Формирование – это изменения в развитии отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных.

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучений в  интересах человека, общества, государства.

Педагогический процесс  – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное  взаимодействие педагога и воспитанников  с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического  процесса происходят изменения во всех его участниках.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и  образовании детей первых лет  жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я. А.Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

 Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации  и осуществления воспитательного  процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она  оперирует. Основными категориями  в дошкольной педагогической науке  являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Источники развития педагогики: многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие», педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Дошкольная педагогика и ее связь с другими науками

 

Педагогика имеет очень  обширные и прочные связи с  различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно  связана со многими науками, которые  оказывали влияние на ее становление  и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики в самостоятельную  науку, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились  связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

 Педагогика и философия. Эта связь является наиболее длительной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики. 

Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами  педагогику признавали как «полигон» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в современных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии. 

 Таким образом, на различных этапах развития педагогика то резко обрывала многовековые связи и традиции, то, напротив, настойчиво обращалась  к философии, когда требовалась более или менее глубокая теоретическая поддержка. Периоды объединения педагогики с философией сменялись периодами  жесткой борьбы. Отмечались также этапы длительного безразличия этих двух наук друг к другу.

Несмотря на неоднозначность  отношений педагогики с философией, эта связь все же сохраняется до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых. Современное состояние этих  отношений также двузначно. Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей. 

 Такое сосуществование противоположных  точек зрения сохраняется уже более столетия, с тех пор как позитивисты (конец XIX в.) откровенно заявили, что нет никакой необходимости применять в педагогике философию. Впоследствии эти крайние позиции стали формулироваться в более «сглаженном» виде. 

Однако во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко  обнаружить их философское происхождение. Большинство   исследователей-педагогов  признают направляющую функцию  философии  по отношению к педагогике. Такое  отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью  философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.

 От философской теории (экзистенциальной, прагматической, неопозитивистской, материалистической и др.), которой придерживаются  исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования  и обобщения  опыта  без их философского  обоснования.

Информация о работе Источники дошкольной педагогики и ее связь с другими науками