Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа
В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.
Введение………………………………………………………………………..3
Основные понятия и источники дошкольной педагогики…………….4-8
Дошкольная педагогика и ее связь с другими науками……………...9-15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………..17
Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной нау кой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.
Первоначально отношение
между педагогикой и
Педагогика в течение длительного времени наряду с философией использовала в качестве теоретического обоснования результатов педагогических исследований еще и психологию. Более того, наиболее выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами. Плодотворным результатом взаимосвязи педагогики и психологии было создание педологии (от греч. paidos - дитя, logos - учение).
Педология - течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже Х1Х-ХХ вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии - С. Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, В.Прейер и др. Ее содержание составили психологические, биологические и социологические подходы к развитию ребенка.
В России педология получила широкое распространение к концу 20-х годов. Педологическими исследованиями занимались многие известные психологи, физиологи, дефектологи - П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др. Учеными, работавшими в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию детей. Наиболее ценными в педологии являются две позиции: стремление к всестороннему изучению ребенка в процессе педагогических исследований и диагностика психического развития. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП (б) педология была объявлена псевдонаукой и прекратила свое существование. Это затормозило развитие как педагогики, так и психологии.
Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии известный психолог В.В.Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор». Он объяснял это тем, что жизнь педагогов и детей обусловлена социальными условиями. А закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и потому при изменении социальных условий также меняются. А следовательно, меняются и закономерности процессов обучения и воспитания.
Говоря о связи педагогики с психологией, следует подчеркнуть их двухсторонность. На протяжении длительного периода эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные изменения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.
Возрастная психология, исследуя
закономерности протекания и развития
психических процессов
Педагогика и биологические науки. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, изучающими человека как личность. Педагогика тесно связана и с биологическими науками, изучающими его как биологический вид. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека) и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.
Целый ряд вопросов, ответы на которые может дать только биология, является актуальным для современной педагогики: что в человеке определено наследственностью, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Ответы на эти вопросы расширяют круг задач, относимых к компетенции педагогики, поскольку позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой и социально-экономическими науками.
Педагогика и экономика. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки как самостоятельной дисциплины.
Следовательно, экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Не маловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению таких отраслей знания, как экономика образования и социология образования.
Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.
Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.
Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.
Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр. А также с отраслями, возникающими на стыке педагогики с точными и техническими науками - кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и др. Например, с точки зрения кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами, - процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, которая управляется на основе обратной связи, идущей от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или воспитателю).
Заключение
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего возраста. Эта наука тесно связана с рядом гуманитарных наук: психологией, анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом других наук. Она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие.
Дошкольная педагогика четко отграничивается от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
В наши дни создаются новые
концепции дошкольной педагогики, основанные
на принципах гуманизма и
Список литературы
Информация о работе Источники дошкольной педагогики и ее связь с другими науками