Источники и методы педагогической антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Источники. Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, философии и наук выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.
Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться, приниматься во внимание педагогической антропологией (т.е. она призвана соотносить с ними свои выводы).

Файлы: 1 файл

Источники и методы педагогической антропологии.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

Источники и методы педагогической антропологии

Б. М. Бим-Бад

Источники. Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, философии и наук выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.  
Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться, приниматься во внимание педагогической антропологией (т.е. она призвана соотносить с ними свои выводы). Учитываться, а не служить непосредственным посылом для собственно педагогической дедукции. В противном случае неизбежен естественнонаучный редукционизм, сводящий, например, психологию к физиологии, пагубность которого широко известна.  
Поскольку воспитуемость, обучаемость суть имманентные человеку свойства, предопределяющие собой его пластичность, изменчивость, в частности и под внешним воздействием, постольку педагогической антропологии приходится изучать эту генеральную способность человека с позиций и естественных, и гуманитарных наук. Физиология и психология как источники педагогической антропологии выступают здесь на первый план. Но человек единственное из известных нам существ, физиология которого опосредствована социальной средой, разумеется, в меньшей степени, чем психология, но все же достаточно ощутимо. Стало быть, педагогической антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук, сопоставив их друг с другом и с практикой воспитания и образования.  
Философия требует от педагогики скрупулезного внимания к познающему субъекту и дает методы его изучения. Вечно субъективное человеческое Я познается историческими, феноменологическими и герменевтическими методами. В отличие от субъективистской психологии философская антропология поставляет педагогический материал и методы, обнимающие собой все существенные для воспитания аспекты личности как микрокосма, изоморфного макрокосму.  
Философия искусства, философия жизни и личности, философия общества и философия истории ценны для педагогики, поскольку изучают развивающуюся личность в социальном и филогенетическом планах, неизбежно отражающихся в плане онтогенетическом.  
Философская антропология ценна для педагогической, когда она снимает односторонность и крайности материализма, преодолевая их в рамках взаимодополняющихся отраслей философии: философии природы и философии духа. Человек как природное и как духовносоциальное существо рационально познаваем в постоянных переходах его сознания от реального мира к феноменальному, и наоборот. Это взаимодействие объективного и субъективного миров отражается практической философией, праксеологией в более современном обозначении, как наукой о целеполагании и целеположенной деятельности. Разумеется, и то, и другое интересует педагогику по преимуществу с точки зрения целей и действий воспитателя, но в них в свернутом виде присутствует и мотивационноволевая сфера воспитуемых и интенциональность воздействий различных социальных кругов в их пересечении.  
Философская антропология выступает как один из главных источников антропологии педагогической, поскольку представляет собой не только системное и целое, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. Философская антропология покоится на обширном фундаменте антропологии как науки о роде homo, в свою очередь опирающейся на естественные и гуманитарные области познания.  
Таким образом, педагогической антропологии приходится интерпретировать данные как базовых, исходных наук о человеке, так и венчающей их философской антропологии.  
Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и их сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания. Педагогическая антропология сама выступает как один из источников целостного человековедения.  
Свое понимание человека как воспитателя и воспитуемого педагогическая антропология черпает из истории человечества.  
Ближайшим и непосредственным образом педагогическая антропология получает свой материал из истории педагогики и истории детства. История педагогики отправляет наряду с образовательными и теоретикоэвристические функции, которые позволяют педагогической антропологии опереться на ее материалы и выводы. История педагогики представляет собой полигон для познания природы человека. Образование сильно влияет на характер народов, который нельзя понять, не изучая историю воспитания. Воспитывающие воздействия на каждого члена общества оказывают все формы жизни религия, политика, искусство, наука, трудовая деятельность, материальные условия, обычаи, нравы, традиции. Поэтому история педагогической практики и теории неотрывна от образа культурной жизни людей.  
В социальных институтах и в материальном производстве воплощены дух, идеи, мышление, все продуктивные психические способности людей. Поэтому история промышленности и общественных установлений есть основание для классификации и типологии личности, для ее феноменологии, для изучения исторически преходящего в личности и вечно сохраняющегося, хотя и видоизменяющегося в ней.  
Как отмечал Г.С. Костюк, попытки вывести педагогическую теорию прямо из психологических оснований оказались не слишком удачными. Но психология необходима при определении целей и при разработке методов воспитания, при оценке результативности педагогической практики.  
Психологическая наука, изучающая факты сознания и допускающая интроспекцию в качестве своего метода, напротив, дает антропологии непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций, впрочем, также нуждающийся в их проверяющем соотнесении с другими науками. Прежде всего с науками о процессе познания, о творчестве и практической деятельности: логикой (методы познания); феноменологией духа (научное, художественное и религиозное творчество); политической экономией; правом; историей.  
Мир идеалов, побуждающих людей к творчеству, в теории разделяется на эстетику и этику, осмысливаемые соответственно философией искусства и философией жизни и личности. Однако обе нуждаются еще и в философии общества, и в философии истории. Последние особенно ценны для педагогики, поскольку изучают развивающуюся личность в социальном и филогенетическом планах, неизбежно отражающихся в плане онтогенетическом.  
Поскольку педагогическая антропология изучает человека как существо, развивающееся в процессе воспитания, постольку ее интересует проблема задатков и эволюции психики. Природные задатки человеческой психики свойства нервной системы, возможности усвоения человеческих достижений и развития психических свойств.  
От природы человек наделен стремлением быть (существовать) и стремлением жить (действовать). "Человек не для того живет, чтобы существовать, а для того существует, чтобы жить" (К.Д. Ушинский). В ходе существования на основе психофизических задатков вырабатывается жизненный опыт. Развиваются способности к действованию и связанные с ними психические свойства. Из врожденного стремления жить развивается стремление к сознательной деятельности, образуется сама деятельность с присущими ей психическими процессами и свойствами. Среди них важнейшие познание, чувствования и воля. Они необходимы для всякой теоретической и практической деятельности.  
Специфически человеческое сознание выражается в его самосознании, в рефлексии, недоступной для других известных нам существ. В ней человек сознает не только окружающую действительность, но и собственные состояния, деятельность. Нам близко и понятно внимание педагогической антропологии к проблемам рефлексии. С помощью рефлексии наблюдения субъекта за собственной психической реальностью человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результаты доказанными данными и множеством фактов.  
Мышление не сводится к актуализации ранее образованных ассоциаций. Напротив, существует и регрессивное уподобление прежнего опыта новому. Результаты мыслительной работы нередко ведут к перестройке структуры и замене содержания предшествующих элементов тезауруса. Рефлексия позволяет преодолевать противоречия между старым и новым в нашем опыте, между чувственным и рациональным, воображаемым и реальным, желаемым и действительным.  
Рефлективная деятельность сознания обслуживается системой чувствований. В ней велик удельный вес бессознательных побуждений и стремлений. Источником развития и воспитания чувств становится реализация стремлений (мотивов, побуждений, желаний и т.п.) в зависимости от условий, успехов и препятствий в их осуществлении.  
Чувствования выступают в роли "посредника" между познанием и волей, заключающейся в образовании желаний, принятии решений и проведении их в жизнь, в поступках и деяниях, во власти человека над собой, в его пользовании свободой.  
Педагогическую антропологию интересует также сложный процесс принятия решений. Он связан, с одной стороны, с жизненными ситуациями, а с другой со складывающимися потребностями, интересами, склонностями. Этот процесс во многом определяется целями и задачами, которые наполняют смыслом жизнь человека.  
Эмоциональные, волевые и умственные качества, приобретая индивидуальное своеобразие у каждого человека, дают в своем единстве характер. Характер человека связан с его взглядами, убеждениями. Нрав складывается постепенно, начиная с детского возраста. Особенно интенсивно развивается он в юношеские годы, когда проясняются перспективные цели, появляются новые виды деятельности, усиливается стремление к самосовершенствованию. "В огне, оживляющем юность, отливается характер человека" (К.Д. Ушинский).  
Искусство привлекается педагогической антропологией в качестве одного из своих важнейших источников: его содержание и методы используются педагогической антропологией для решения ее проблем. Особую ценность при этом имеют так называемые романы воспитания во всех их разновидностях. Из романов воспитания мы черпаем знание о многообразии факторов становления и изменения характеров на протяжении целой жизни человека или ее значительных временных отрезков. Некоторые романы воспитания представляют собой развернутые мысленные эксперименты по проверке целых педагогических концепций, часто совершенно оригинальных. "Лучшие романы воспитания показывают нам и как мир "обламывает" судьбу человека, и как сам человек влияет на судьбу мира, как он участвует в изменениях общества. В них во весь рост встают проблемы действительности и возможности человека, свободы и необходимости и проблема творческой инициативности" (М.М. Бахтин).  
Искусство дает ценный материал для педагогической интерпретации, выводов и гипотез. Изучая человека с помощью обобщенных и одновременно индивидуализированных образов, искусство обладает колоссальной не только непосредственно воспитательной, но и эпистемологической силой, эвристическим потенциалом.  
Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.  
 
Методы исследования. В методологическом арсенале педагогикоантропологической науки мы обнаруживаем, естественно, общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении.  
Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится 1) синтезировать данные каждой их этих областей, 2) параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию, 3) самой изучать многочисленные факторы изменений в личности и в коллективах.  
Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы педагогикой, когда их переработка доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность построить предмет педагогической антропологии как "посредника" между педагогикой и всем многообразием человекознания.  
Педагогическая антропология нуждается в гигиене учении о норме. В нозологии учении о педагогических "болезнях", отклонениях от нормы. В этиологии и патогенезе учении о внешних и внутренних причинах и ходе этих болезней. В семиотике и диагностике учении о признаках и симптомах как нормы, так и отклонений от нее, и о методах обнаружения этих признаков. В терапии учении о путях и способах нормализации болезненных отклонений. В прогностике учении о наиболее вероятном направлении развития тех или иных педагогических явлений и процессов. В деонтологии учении о наиболее типичных ошибках педагогов и об их предупреждении.  
Законы развития личности, устанавливаемые различными науками о человеке и человеческих обществах, служат главными источниками педагогической антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания.  
Интерпретация данных и выводов наук о человеке (как, впрочем, и данных искусств и религии) являет собой главный метод педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Стало быть, практика и здесь выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической антропологией знания.  
Определяющее значение для педагогической антропологии имеет принцип обязательной педагогической интерпретации любой и всякой закономерности в телесной, душевной, духовной эволюции человека и человечества.  
В данном случае в понятие интерпретации включаются:  
идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников интерпретации;  
модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний;  
дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития.  
Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. Из физиологической, нейрологической, социологической или какойлибо иной закономерности принудительно следует вывод, имеющий педагогическое значение.  
Интерпретация служит собственно педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии. Она служит педагогической ассимиляции не только различных областей науки, философии, религии, искусства, но и массового сознания, и народных моделей поведения.  
Интерпретация искусства обладает большим потенциалом в развитии педагогической антропологии. Художественный образ, обобщая поведенческие и психологические наблюдения, одновременно проникает в глубь неповторимо единичной личности. Метафора, по своей природе соединяя в себе общее и отдельное, является одним из самых ценных источников педагогической антропологии. Благодаря педагогической интерпретации художественной литературы мы получаем знания о мире ребенка, человеческих характерах и судьбах. Они обогащают феноменологическую проблематику антропологии типологизацию развивающейся личности.  
Разумеется, результаты интерпретации искусства подлежат проверке другими методами педагогикоантропологического познания. Среди последних особенно важны сравнительные методы. Это сравнительноисторический, сравнительноэволюционный, сравнительноэтнографический, биографический, казусный.  
Сравнительноисторический метод незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. Сравнительноэволюционный необходим для выявления родовой специфики человека. Сравнительноэтнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. Биографический нужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.  
Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.  
В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление характеристик, психограмм и т.п.; изучение дневников и продуктов творчества; интроспекция и анализ воспоминаний.  
Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.  
Статистико-математический аппарат педагогикоантропологических исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию эксперимента, сбору данных и их корректной обработке. Чтобы учесть место индивидуальности в диапазоне действия того или иного закона в каждом отдельном случае, необходимо заложить условия практического применения научного знания в само это знание. Такие условия должны предусматриваться еще при планировании научных исследований и реализовываться в ходе экспериментов и наблюдений.  
Методологическое значение идеи целостности и многоуровневости человеческого развития чрезвычайно велико. Она приводит исследователя к отграничению причинных связей от коррелятивных, диахронических от синхронических. Наконец, она позволяет не упускать из виду системность личности, внутренние взаимозависимости изучаемых явлений и процессов в их статике и динамике.  
Картина динамики саморазвития необходима, чтобы понять степень (от эвентуально нулевой до стопроцентной) влияния его предшествующих этапов на последующие, включая самые отдаленные. Действительно ли "ребенок отец человека" (У. Вордсворт)? В какой степени приобретенное в детстве или юности может сыграть важную роль в зрелости или старости? В ответах на эти и подобные им вопросы лежат источники наших знаний о стратегии воспитания, знаний, с которыми сообразуется и его тактика.  
Существенное требование к педагогической антропологии разработка методологических принципов многоуровнего рассмотрения духовной жизни личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и приобретенного его содержания.  
Источники и методы педагогической антропологии призваны обеспечить "открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты" (К.Д. Ушинский).  
В обозримой перспективе педагогической антропологии понадобится "выращивание" стыковых с другими науками дисциплин, новых областей знания. Для достижения целостности изучения объекта педагогики понадобится интегрированная система пограничных дисциплин.  
Педагогические "главы" различных отраслей человековедения никто вместо педагогической антропологии и кроме нее не напишет. В искомую систему междисциплинарных педагогикоантропологических дисциплин могут войти еще не существующие области знания. Например, педагогическое искусствоведение, педагогическая юриспруденция, педагогическая медицина и т.п. В нее не может не войти также педагогическая философская антропология, в рамках которой предстоит решать кардинальные методологические проблемы.  
Поясним эту мысль аналогией с историей биологии. По отношению к физике и химии биология выступает как "прикладная" наука. Но на самом деле биология самостоятельно изучает физические и химические механизмы жизни, создавая и развивая стыковые области биологического знания: биофизику и биохимию. Задачи этих наук заключаются в изучении механического субстрата живой природы. Разумеется, в соответствии с актуальной для биологии проблематикой.  
Ошибочно рассматривать педагогику как только и просто "прикладную" науку на том основании, что она не может не опираться на целостное человекознание. Ошибочно потому, что педагогика сама осуществляет нужный ей синтез человекознания, вовсе не существующего вне этих интегративных усилий.  
Педагогика не плетется в хвосте полученного другими областями познания данных о человеке, его развитии и поведении, но вопрошает их. Она рассматривает свою объектную сферу с точки зрения своего предмета собственной проблематики и располагает надежными методами самостоятельных научных изысканий.  
С превращением человекознания в одну из генеральных проблем всей современной науки создается новая ситуация развития педагогики, весьма благоприятствующая ее прогрессу и повышению практической эффективности. Антропологизация современных наук облегчает их педагогическую интерпретацию и педагогический синтез долг и призвание педагогической антропологии.  
Однако существует и некоторая опасность, таящаяся в такой ситуации. Поток крайне разнородной информации превышает возможность ее своевременной переработки. Некоторые педагогические приложения гипертрофируются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания. Возрастает дробность подходов к воспитанию и обучению. Преодолеть подобные тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции педагогических приложений различного знания о человеке в системе самой педагогики.

 

Педагогическая антропология - это наука о развитии ребенка, его воспитании.

Объектом педагогической антропологии являются отношения человек - человек, а предметом - ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, какова его природа.

Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Человек  настолько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо  противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них. Если для экономики он - рационально  мыслящее существо, то для психологии во многом - иррациональное. История  рассматривает его как «автора», субъекта определенных исторический событий, а педагогика - как объект заботы, помощи, поддержки. Социологии он интересен  как существо с инвариантным поведением, а для генетики - как запрограммированное  существо. Для кибернетики он - универсальный  робот, для химии - набор определенных химических соединений.

Квантовая физика, если сказать о ней кратко - это  физика возможностей, которая раскрывает человека на тонком квантовом уровне, объясняя, из чего состоят мысли, что  есть реальность, в которой пребывает человек. Квантовые физики, приходят к выводу, что человек сам формирует свою реальность. Все, что происходит внутри человека, потом отображается в его действительности: Фред Алан Вульф - кв. физик «Что есть реальность», Джон Хеглиш - философ, кв. физик «Теория объединенного квантового поля», Эмит Госвами «Смысл квантовой физики для человека».

Эзотерика с греческого звучит, как "внутренний" и используется для обозначения духовных, мистических, скрытых в сердце людей процессах. Наиболее подробно и точно внутренний эзотерический мир человека раскрывают труды Николая Рериха и Елены  Рерих «Живая этика».

Теософия - это «божественное  знание» или «божественная мудрость», новый подход к познанию себя и  окружающего мира, то есть синтез религии (традиционного наследия и разумной веры), философии (размышления, дедукции) и науки (экспериментального метода). Также это проведение в жизнь принципа братства и бескорыстия. Основательница теософского общества Е. Блаватская посвятила познанию человека, как венца творения многочисленные труды «Космогенезис», «Разоблаченное Изидо», «Тайная Доктрина».

Эзотерика и теософия позволяют самому человеку взглянуть  на себя не только как на белковую форму, а также как на духовно развивающуюся  индивидуальность с частицей божественного  начала.

Варианты аспектов изучения человека бесконечны, они  все время множатся. Но при этом сегодня становится все очевидней: человек - сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания.

Как отмечал Л. Фейербах, человек - это «живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально - действенного бытия». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен человек, его физическое и психическое состояние, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам.

Человек - существо природное. Он - общественно - историческое существо. Именно общественно - исторический способ бытия сделал прачеловека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве, способность фиксировать свое осознание мира и себя, стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самосознанию, рефлексии.

Джозеф Мерфи, в своей книге «Сила вашего подсознания» говорит: -

«…человек, может  научиться управлять ресурсами  личной психики - и тогда на всю  оставшуюся жизнь получит отличное здоровье, настоящее процветание, подлинное  счастье. Подсознание, при правильном его применении подскажет человеку, как найти верное решение возникших  проблем, выработать высокие нравственные качества, освободиться от дурных привычек».

Разумность врожденна  у человека. Благодаря ей, он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке). Она во многом обусловливает развитие производительности психических процессов, совершенствование воли человека. Разумность помогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать ночью, жить в невесомости и пр.). Она дает ему силы преодолевать страх смерти. Это способность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма - видовая особенность человека.

Именно общественно-исторический способ бытия, духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и Вселенной. Духовность свойственна всем людям как общечеловеческая потребность в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека следствием его социально - исторического бытия или она свидетельство его божественного происхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако само наличие названной особенности как чисто человеческого феномена неоспоримо. Только человеку свойственны ненасыщаемые потребности в новом знании, в поиске истины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни по совести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом и будущем. Только человек способен трудиться для удовольствия и получать удовольствие от тяжелой работы, если она свободна, имеет личностный или общественно-значимый смысл. Только человеку свойственно испытывать такие трудно определимые на рациональном уровне состояния, как стыд, ответственность, чувство собственного достоинства, раскаяние и т.д. Только человек способен к самопожертвованию, самоограничению, способен верить в идеалы, самого себя, в лучшее будущее, в добро, в Бога. Будучи разумным и духовным, живя в обществе, человек не мог не стать творческим существом. Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему.Все перечисленные видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Каждый ребенок целостен, каждый связан с Космосом. Земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных отношений. Но дети проявляют свою человеческую природу несколько иначе, чем взрослые. Дети более чувствительны к космическим и природным явлениям, а возможности их вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время дети максимально активны в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, т. е. он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, которые связаны не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает значительно большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, к игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Оценки в этой ситуации вообще неуместны, так как психика ребенка просто иная, чем психика взрослого.Духовность ребенка проявляется в способности получать удовольствие от человеческого (нравственного) поведения, любить близких людей, верить в добро и справедливость, ориентироваться на идеал и следовать ему более или менее продуктивно; в сензитивности к искусству; в любознательности и познавательной активности.Креативность ребенка так многообразна, ее проявления у каждого настолько очевидны, сила воображения над рациональностью так велика, что иногда способность к творчеству ошибочно приписывают только детству и поэтому не принимают творческие проявления ребенка всерьез.Ребенок гораздо наглядней демонстрирует и социальность, и органическую взаимосвязь разных ипостасей человека. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются зависимы не только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от востребованности окружающими тех или иных качеств и способностей; от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со значимыми людьми; от насыщенности пространства его жизни общением, впечатлениями, творческой деятельностью.Таким образом, можно сказать, что «ребенок» -- это синоним к слову «человек». Ребенок -- это космобиопсихосоциокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно осваивающее и созидающее общественно-исторический опыт и культуру; самосовершенствующееся в пространстве и времени; имеющее относительно богатую духовную жизнь; проявляющее себя как органическая, хотя и противоречивая целостность.Итак, рассмотрев видовые особенности человека, мы пришли к выводу, что ребенку, как и взрослому, органически присущи и биосоциальность, и разумность, и духовность, и целостность, и противоречивость, и креативность. Таким образом, равнозначность и равноправие ребенка и взрослого объективно обоснованны.Для педагогической антропологии важно не только знание отдельных особенностей детства, но понимание того, что природа ребенка делает его чрезвычайно чувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания, окружающей среды. Такой подход к ребенку позволяет осознанно и системно применять антропологические знания в педагогике, эффективно решать проблемы воспитания и образования ребенка, исходя из его природы. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление.Индивидуальность - (от лат. individuum -- неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Личность - человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова), устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Рассмотрев и изучив понятия «Человек», «Индивидуальность», «Личность», можно сделать вывод, что все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, но понятие «Человек» является доминирующим и основным.

Изучив работу К.Д. Ушинского «Человек как предмет  воспитания. Опыт педагогической антропологии», (физиологическая часть), воспитатель  должен знать, следующие принципы, придерживаясь  которым, организм ребенка будет  здоровым и работоспособным:

1. Переменная деятельность  ребенка, которая поможет заставить  ребенка сделать гораздо больше  и без усталости, нежели давать  его деятельности одно и то  же направление.

2. Чем моложе  организм, тем быстрее укореняются  в нем привычки.

3. В первый год  жизни ребенок живет не одной  физической жизнью, в его душе  и нервной системе подготавливаются  основные элементы всей будущей  психической деятельности: вырабатываются  те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии  будет относиться и к природе,  и к людям.

4. При усвоении  материала, заставить участвовать  зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить  участвовать не только мускулы  глаза бесцветными очертаниями  изображений, но и глазную сетку  действием красок раскрашенной  картины, или писать слово четкими  белыми буквами на черной доске.

5. Призывать к  участию голосовой орган, заставляя  ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по  картинке или по карте.

6. Активизировать  слух ребенка, заставляя внимательно  слушать то, что говорит ясно  и громко учитель или повторяют  другие дети, и замечать ошибки.

7. Призывать к  участию осязание, обоняние и  вкус, если изучаемые предметы  это допускают. 

При таком дружном  содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.

Изучив тему «Человек как предмет педагогической антропологии»  мы пришли к следующим выводам:

1. Предметом педагогической  антропологии является ребенок.  Ребенку и человеку присущи  общие особенности, такие как:  биосоциальность, разумность, духовность, креативность, целостность, противоречивость и др. Следовательно эти понятия «Человек» и «Ребенок» являются синонимами, а значит мы вправе назвать Человека предметом педагогической антропологии.

2. Развитие и  воспитание духовных и физических  ценностей ребенка влияет на  сознание, зарождение принципов,  приоритетов, а также на будущее  подрастающего поколения и всей  страны в целом.

3. Каждый человек,  рождаясь, является индивидуальностью,  в процессе жизнедеятельности  и взаимодействия с окружающим  миром он становится личностью. 

4. Воспитатель должен  «черпать» воспитательные воздействия  из природы человека, т.е. исходить  из объективных законов человеческого  развития, не только сознания, чувств  и воли ребенка, но и из  совершенствования его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.

Исторя развитии пед.антрополгии.

Возникновение педагогической антропологии

 

Педагогическая  антропология — направление в  философии образования и теоретической  педагогике, которое возникло в конце 60 — начале 70-х годов. Это направление  представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции — традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия. Надо сразу же отметить, что формирование педагогической антропологии происходит как раз в те годы, когда целый ряд постмодернистов объявили о «смерти человека» (вспомним известный тезис М. Фуко), когда структурализм и постструктурализм в социально-философской и педагогической мысли ориентировались скорее на безличные институциальные структуры, которые не предполагали ни обращения к человеку как средоточию социального бытия, ни включения в объект своего исследования антропологических характеристик. Субъективность для них тождественна интерсубъективности, характеристики человеческого существования — априорным экзистенциалам «страха», «любви», «бездомности» и т.п. Философская антропология замещалась или фундаментальной онтологией, или структурализмом, открыто выступавшим против антропологического подхода (вспомним Л. Альтюссера с его критикой антропологизма).

Антропологический подход в философии в 70-е годы постепенно смещался на периферию философского знания, хотя он, найдя свое применение и распространение в педагогике, культурологии, психологии, получил новое дыхание. В противовес акценту на безличные институциальные структуры антропологический подход непосредственно связан с номинализмом в социально-философской мысли, поскольку для него вне и независимо от человеческого бытия (человеческих взаимоотношений действий человека) не существует социальной реальности. Структуралистский же подход, делая акцент на независимом и самостоятельном существовании социальных структур, прежде всего социальных институций, структур языка, и представляет собой проявление реализма в социально-философской мысли, поскольку для него социальная реальность существует сама по себе, независимо от индивидуальных человеческих действий. Это различие имело и имеет принципиальное методологическое и мировоззренческое значение, задавая совершенно различные системы отсчета для понимания проблем человеческого бытия и межличностных отношений. Для структурализма человек — лишь марионетка и исполнитель безличных социальных структур; для философской антропологии человек — активный деятель, ответственный и за свою судьбу, и за социальные структуры, возникающие лишь «благодаря» и «в» его собственной деятельности.

Информация о работе Источники и методы педагогической антропологии