Исторические этапы взаимодействия общества и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:50, практическая работа

Описание работы

Цели: сформировать (актуализировать) представление о формах отношения людей к природе. Познакомить с эпохами взаимодействия человечества с природой, с революционными скачками и кризисами в этом процессе. Закрепить понятие о современном «кризисе редуцентов», познакомиться с экологическими напряжениями в биосфере в связи с колоссальным увеличением давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. Продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности; умения анализировать и делать выводы; творческие способности учащихся. Воспитывать культуру общения.

Файлы: 1 файл

am4.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

«Исторические этапы  взаимодействия общества и природы»

 

Цели: сформировать (актуализировать) представление о формах отношения людей к природе. Познакомить с эпохами взаимодействия человечества с природой, с революционными скачками и кризисами в этом процессе. Закрепить понятие о современном «кризисе редуцентов», познакомиться с экологическими напряжениями в биосфере в связи с колоссальным увеличением давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. Продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности; умения анализировать и делать выводы; творческие способности учащихся. Воспитывать культуру общения.

 

Тип урока: изучение новых знаний и СД. Комбинированный.

 

Форма урока: традиционная.

 

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, сообщения, задания для практической и самостоятельной работы); проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в группах, оценка результатов анкетирования). Межпредметные связи с историей и географией.

 

Оборудование: учебник по экологии, дополнительная литература (пакет информации), рисунки, картинки, стихи, музыка, проза, иллюстрирующие интимное и эстетическое отношение, анкеты.

                                       

Опорная схема урока.

     Отношение людей к природе. Использование произведений художников, музыкантов, прозаиков, поэтов для иллюстрации интимного и эстетического отношений. Межпредметные связи с географией.

    Анализ ответов на  проблемный вопрос.

    Характеристика доиндустриальной  эпохи, её экологические достижения и кризисы. Межпредметные связи с историей и географией.

    Индустриальная эпоха.  Усиление деградации природной  среды.

   Постиндустриальная эпоха. Причины увеличения давления человека на природу.

    «Кризис редуцентов»  как реакция биосферы на появление новых веществ.

    Экологические напряжения  и их последствия.

                                            

Ход урока.

 

    1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы проведём урок с использованием «французской технологии». Вам предоставляется возможность проработать пакет документов по теме «Исторические этапы взаимодействия общества и природы». Вам необходимо изучить и проанализировать предложенный материал, сделать необходимые записи в тетрадях, отметив новые понятия и термины. По окончании работы в группах сообщить о результатах проделанной работы.
    2. Актуализация опорных знаний и умений. 1) Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне: 1.Что такое «природопользование»? Почему этот термин стал актуальным именно во второй половине xx века? 2.Охарактеризуйте виды природопользования по направлениям человеческой деятельности.

3.Что характерно для рационального  и нерационального природопользования?

Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне. Дайте                                                                                                                            обоснованный ответ.

    1. Изучение нового материала. Озвучивание учителем темы и целей урока.
  1. Вводное слово учителя с демонстрацией произведений, стихов, картинок и т. д.

Отношение людей к природе может  быть практическим – обусловлено  тем, что человек для своей  жизни использует ресурсы природы, всё более её эксплуатируя. Это  с одной стороны, потребление  ресурсов, а с другой стороны - их преобразование; адаптивным – отношение к природе как к среде обитания; использование воздуха, света, воды, и др. как первичных условий. Это отношение часто неосознанно и выражается лишь при проявлении нехватки того или иного природного блага; интимным – основано на любви к природе, своей Родине. Любовь к природе является основой здоровой психики; эстетическим – базируется на восприятии человеком прекрасного в природе. Красота в природе соединяет в себе гармонию прекрасного и дисгармонию, симметрию и асимметрию и т.д. Все эти формы отношений к природе связаны между собой, поэтому природа выступает в роли универсальной ценности.

  Весь период взаимодействия человечества с природой можно разделить на несколько эпох, различных по времени и силе своего воздействия: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

IV.   Самостоятельная работа учащихся с пакетом информации. Класс разделён на 3 группы, каждая из которой получает вопросы и материал по теме, анализирует и делает выводы о взаимодействии человечества с природой.

1 группа рассматривает доиндустриальную  эпоху взаимодействия человека  с природой.

 

Вопросы к  первой группе:

1.Мог ли австролипитек оказывать  вредное воздействие на природу?  Если да, то какое и почему?

2.Почему человек умелый мог  нанести большой урон природе по сравнению с австралопитеком?

3.В чём заключается воздействие  питекантропа на окружающую природную  среду?

4.Существует ли связь между  распространением первобытных людей  и распространением крупных животных, таких, как мамонты, шерстистые  носороги, большерогие олени? Если да, то какая?

5.Произошли ли изменения в  образе жизни человека среднего  палеолита по сравнению с образом  жизни людей древнего палеолита?  Если да, то какие?

6.Уменьшилось или увеличилось воздействие на природную среду и её обитателей при совершенствовании орудий труда в среднем палеолите? Объясните почему?

7.Каковы особенности образа  жизни человека в позднем палеолите?

8.Что учёные обнаружили в  Каповой пещере (на Южном Урале)?

9.Дайте краткую характеристику  культуры тасманцев.

10.Каковы были изменения климата,  происходившие 12-10 тыс. лет назад?

11.Как изменялся образ жизни  людей в мезолите?

12.Какой образ жизни вели австралийцы?

13.В чём заключается сущность  неолитической революции и почему  её называют именно «революцией»?

14.Каковы основные причины наступления эпохи перепромысла?

15.В чём заключалось отрицательное воздействие на природу раннего земледелия и скотоводства?

16.Каковы были основные формы  производящего хозяйства в Древнем  мире?

17.К чему привели сжигание  и вырубка лесов?

18.В чём состоят положительная  и отрицательная стороны орошения?

19.Кчему привели первый и второй  экологические кризисы?

20.Главными причинами гибели  цивилизации являются? (какие природные  причины и какие антропогенные  причины?)

2 группа рассматривает индустриальную эпоху взаимодействия человечества с природой.

Вопросы ко второй группе:

1.Основнык экологические последствия  развития цивилизации в средневековой  Европе?

2.В чём заключались попытки  охраны природы в Средневековье?

3.Чем обусловлено ухудшение природной среды в Средние века?

4.Как именуется эпоха XI-XIII веков?

5.Основные негативные последствия  хозяйственной деятельности в  России в Средние века?

6.Чему было подчинено экологическое  мировоззрение в Средневековье?

7.Содействовала ли религия сохранению природы? Если да, то как?

8.Когда произошла первая научная  революция и что было её  причиной?

9.Как вы понимаете утверждение, что в эпоху Просвещения наступает время материализма?

10.Как развитие промышленности  отразилось на состоянии природной  среды?

11.В каком направлении развивалось  экологическое мировоззрение в  XVII-XVIII веках и почему?

12.Перечислите основные экологические  изменения, происшедшие на территории  России в эпоху Просвещения.

13.Какие природоохранные мероприятия  проводились по указанию Петра  I?

14.С чем была связана аграрная  революция?

15.Что было отрицательной чертой  промышленного развития России  и как это соотносилось с  вопросами охраны природы?

16.Экологические последствия второй промышленной революции: как она повлияла на природную среду?

17.Как изменилось состояние природной  среды в период развития капитализма  и в чём это выразилось?

18.Чем было обусловлено прямое  воздействие человека на природу?  А как проявилось косвенное?

19.Кто из учёных высказывал  предостережения по поводу надвигающейся  экологической катастрофы?

20.Какое общество боролось за  предупреждение жёсткого обращения  с животными?

21.Как правительственные органы  относилось к деятельности обществ  по охране природы?

3 группа рассматривает постиндустриальную  эпоху взаимодействия человечества с природой.

Вопросы к  третьей группе:

1.Каковы причины обострения  экологической обстановки в конце XIX- начале XX века?

2.Как отразилось на состоянии  природы увеличение численности населения Земли?

3.В чём были причины ухудшения  экологической обстановки в США  в первой половине Новейшей  истории?

4.Чем были вызваны основные  проблемы сохранения природной  среды в первые годы существования  СССР?

5.Как рост городов и интенсивное развитие промышленности повлияли на экологическую обстановку в стране?

6.Какие общественные движения  происходили в России в защиту  природы?

7.Какие законы и постановления  по охране природы вышли в  первые годы после Октябрьской  революции?

8.Какие природоохранные законы были приняты после Второй мировой войны?

9.Как шло развитие заповедного  дела в России в первые годы  советской власти?

10.Как повлияла научно-техническая  революция на состояние окружающей  среды?

11.Опишите главные признаки надвигающейся  глобальной экологической катастрофы.

12.К каким последствиям привела  научно-техническая революция в  России?

13.Почему наиболее сильное вредное  воздействие на природу стала  оказывать химия?

14.Назовите причины развития  международных связей и объединений  международных сил в защиту природы?

15.Когда и кем была разработана  Всемирная стратегия охраны природы?

16.Назовите основные условия  устойчивого развития общества?

17.Какие сведения содержатся  в международном документе «Забота  о Земле» Стратегия устойчивого развития?

18.Каковы перспективы дальнейшего развития взаимоотношений общества и природы?

 

V. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:

1). Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле. 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2). И. п. – сидя, руки на поясе. 2- поворот головы направо, 2-и.п. 3.-поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3). И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.. 2-й. п., 3-4-то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

 

    1. Сообщения учащимися результатов проделанной работы.

 

    1. Корректировка учителем выводов и запись в тетрадь общего вывода по изученной теме. Вывод - Колоссальное увеличение давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. К кризису продуцентов добавляется «кризис редуцентов», которые не справляются с количеством и качественным составом образующихся отходов человеческой деятельности. Наступают два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение надёжности экологических систем. Возникает опасность повышения средних температур приземных слоёв атмосферы и перестройки всех экологических систем.

 

 

    1. Практическая работа. Проанализируйте отношение к природе своих сверстников (учащимся на дом было дано дополнительное задание: с помощью анкет «Я и природа» проанализировать отношение к природе своих сверстников.). Учащиеся сообщают результаты проделанной работы и отвечают на вопрос. Какое отношение к природе преобладает среди Ваших сверстников? Как Вы думаете, почему?

 

    1. Подведение итогов урока. Обращение к целям урока по изученной теме (всё ли выполнили на уроке). Учащиеся сообщают о знаниях, которые они получили на уроке. Корректировка учителем: «Исторический анализ эволюции взаимоотношения общества и природы, её законов и закономерностей помогает представить общую картину развития мира и по-новому понять великое значение всего происходящего. В этом суть нового экологического мышления. Героические походы и великие победы над соседями и природой, прославленные в легендах и мифах, в действительности – летопись горя и отчаяния, гибели тысяч людей, городов, цивилизаций и прекрасных ландшафтов природы. Изучение исторической экологии позволяет выявить те законы, которые помогут нам избежать многих, порой роковых, оплошностей и главной из них, неоднократно повторенной на протяжении всей истории человечества, - борьбы с природой, матерью нашей и кормилицей. История нас учит, что любое изъятие из природы, превышающее её возможности, приводит к экологической катастрофе и принуждает людей в большом горе и нужде искать новые пути приспособления и выживания. История показывает, что экологические кризисы заставляли людей совершенствовать орудия труда и создавать новую технику. Однако появление принципиально новых научно-технических завоеваний человека – огня, металлических орудий, плуга, пороха, машин – всегда приводило к расширению материального производства, увеличению продукции, увеличению численности населения, а затем к новому экологическому кризису. Изучение исторической экологии показывает, что наука экология – это прежде всего наука о мудром отношении к природе и к ближнему. А самая большая мудрость на свете – это не думать, что ты мудрее всех и тем более – мудрее природы. Мудрость приходит с накоплением опыта. Историческая экология даёт нам такой опыт. Не надо экспериментировать над природой, придумывая новые хитроумные способы её «безболезненного» уничтожения. Главное, осмыслив весь экологический опыт и приняв его, - не повторять ошибок и, усмирив свой алчный потребительский аппетит, найти необходимый компромисс с природой, чтобы она жила, а вместе с ней жило и процветало человечество. Другого пути у нас нет!

Информация о работе Исторические этапы взаимодействия общества и природы