Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:50, практическая работа
Цели: сформировать (актуализировать) представление о формах отношения людей к природе. Познакомить с эпохами взаимодействия человечества с природой, с революционными скачками и кризисами в этом процессе. Закрепить понятие о современном «кризисе редуцентов», познакомиться с экологическими напряжениями в биосфере в связи с колоссальным увеличением давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. Продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности; умения анализировать и делать выводы; творческие способности учащихся. Воспитывать культуру общения.
«Исторические этапы взаимодействия общества и природы»
Цели: сформировать (актуализировать) представление о формах отношения людей к природе. Познакомить с эпохами взаимодействия человечества с природой, с революционными скачками и кризисами в этом процессе. Закрепить понятие о современном «кризисе редуцентов», познакомиться с экологическими напряжениями в биосфере в связи с колоссальным увеличением давления человеческой цивилизации на природные системы Земли. Продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности; умения анализировать и делать выводы; творческие способности учащихся. Воспитывать культуру общения.
Тип урока: изучение новых знаний и СД. Комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, сообщения, задания для практической и самостоятельной работы); проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в группах, оценка результатов анкетирования). Межпредметные связи с историей и географией.
Оборудование: учебник по экологии, дополнительная литература (пакет информации), рисунки, картинки, стихи, музыка, проза, иллюстрирующие интимное и эстетическое отношение, анкеты.
Опорная схема урока.
Отношение людей к природе. Использование произведений художников, музыкантов, прозаиков, поэтов для иллюстрации интимного и эстетического отношений. Межпредметные связи с географией.
Анализ ответов на проблемный вопрос.
Характеристика
Индустриальная эпоха. Усиление деградации природной среды.
Постиндустриальная эпоха. Причины увеличения давления человека на природу.
«Кризис редуцентов» как реакция биосферы на появление новых веществ.
Экологические напряжения и их последствия.
Ход урока.
3.Что характерно для
Вопросы и задания для проверки
знаний на повышенном уровне. Дайте
Отношение людей к природе может быть практическим – обусловлено тем, что человек для своей жизни использует ресурсы природы, всё более её эксплуатируя. Это с одной стороны, потребление ресурсов, а с другой стороны - их преобразование; адаптивным – отношение к природе как к среде обитания; использование воздуха, света, воды, и др. как первичных условий. Это отношение часто неосознанно и выражается лишь при проявлении нехватки того или иного природного блага; интимным – основано на любви к природе, своей Родине. Любовь к природе является основой здоровой психики; эстетическим – базируется на восприятии человеком прекрасного в природе. Красота в природе соединяет в себе гармонию прекрасного и дисгармонию, симметрию и асимметрию и т.д. Все эти формы отношений к природе связаны между собой, поэтому природа выступает в роли универсальной ценности.
Весь период взаимодействия человечества с природой можно разделить на несколько эпох, различных по времени и силе своего воздействия: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
IV. Самостоятельная работа учащихся с пакетом информации. Класс разделён на 3 группы, каждая из которой получает вопросы и материал по теме, анализирует и делает выводы о взаимодействии человечества с природой.
1 группа рассматривает
Вопросы к первой группе:
1.Мог ли австролипитек
2.Почему человек умелый мог нанести большой урон природе по сравнению с австралопитеком?
3.В чём заключается
4.Существует ли связь между
распространением первобытных
5.Произошли ли изменения в
образе жизни человека
6.Уменьшилось или увеличилось воздействие на природную среду и её обитателей при совершенствовании орудий труда в среднем палеолите? Объясните почему?
7.Каковы особенности образа
жизни человека в позднем
8.Что учёные обнаружили в Каповой пещере (на Южном Урале)?
9.Дайте краткую
10.Каковы были изменения
11.Как изменялся образ жизни людей в мезолите?
12.Какой образ жизни вели
13.В чём заключается сущность
неолитической революции и
14.Каковы основные причины наступления эпохи перепромысла?
15.В чём заключалось отрицательное воздействие на природу раннего земледелия и скотоводства?
16.Каковы были основные формы
производящего хозяйства в
17.К чему привели сжигание и вырубка лесов?
18.В чём состоят
19.Кчему привели первый и
20.Главными причинами гибели цивилизации являются? (какие природные причины и какие антропогенные причины?)
2 группа рассматривает индустриальную эпоху взаимодействия человечества с природой.
Вопросы ко второй группе:
1.Основнык экологические
2.В чём заключались попытки
охраны природы в
3.Чем обусловлено ухудшение природной среды в Средние века?
4.Как именуется эпоха XI-XIII веков?
5.Основные негативные
6.Чему было подчинено
7.Содействовала ли религия
8.Когда произошла первая
9.Как вы понимаете утверждение, что в эпоху Просвещения наступает время материализма?
10.Как развитие
11.В каком направлении
12.Перечислите основные
13.Какие природоохранные
14.С чем была связана
15.Что было отрицательной
16.Экологические последствия в
17.Как изменилось состояние
18.Чем было обусловлено
19.Кто из учёных высказывал
предостережения по поводу
20.Какое общество боролось за
предупреждение жёсткого
21.Как правительственные
3 группа рассматривает
Вопросы к третьей группе:
1.Каковы причины обострения
экологической обстановки в
2.Как отразилось на состоянии природы увеличение численности населения Земли?
3.В чём были причины
4.Чем были вызваны основные
проблемы сохранения природной
среды в первые годы
5.Как рост городов и интенсивн
6.Какие общественные движения происходили в России в защиту природы?
7.Какие законы и
8.Какие природоохранные законы были приняты после Второй мировой войны?
9.Как шло развитие
10.Как повлияла научно-
11.Опишите главные признаки
12.К каким последствиям
13.Почему наиболее сильное
14.Назовите причины развития
международных связей и
15.Когда и кем была
16.Назовите основные условия устойчивого развития общества?
17.Какие сведения содержатся
в международном документе «
18.Каковы перспективы дальнейшего развития взаимоотношений общества и природы?
V. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:
1). Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле. 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2). И. п. – сидя, руки на поясе. 2- поворот головы направо, 2-и.п. 3.-поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3). И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.. 2-й. п., 3-4-то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Информация о работе Исторические этапы взаимодействия общества и природы