Исторические предпосылки зарождения начального профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Центральным понятием нашего исследования является понятие профессионального образования. В современной педагогической литературе под профессиональным образованием в широком смысле понимается «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации и инкультурации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение образцами и нормами профессиональной культуры и специализированного знания, получение конкретной специальности и определенного уровня квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства, развитие способностей в определенных областях человеческой деятельности, создающий условия для становления профессионального «Я», развития, совершенствования и самореализации личности в сфере общей и профессиональной культуры, отвечающий интересам и потребностям самой личности и содействующий достижению гуманистических и демократических целей общества».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………………2
Исторические предпосылки зарождения начального профессионального образования в России ………………………………………………………………………………..3
Становление отечественного начального профессионального образования (вторая половина XIX в. - 1917 г.)…………………………………………..4
Педагогические идеи как фактор развития начального профессионального образования ……………………………………………………………….7
Организация методической работы в учреждениях начального профессионального образования ……………………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

методика проф. обучения.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

Идеи и взгляды М.В. Ломоносова развил в своих работах его последователь И.И. Бецкой. И.И. Бецкой - основатель ряда закрытых учебно-воспитательных учреждений для детей дворян, в том числе и первого в России женского учебно-воспитательного учреждения -Института благородных девиц в Петербурге. По его плану и при его участии были открыты училища для мальчиков при Академии художеств и коммерческое училище. Бецким составлено "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества". И.И. Бецкой высказал ряд прогрессивных идей о задачах и методах воспитания, "...возбуждать в них (детях) охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности, как источника всякого зла и заблуждения....Просвящая притом их разум науками и художествами, по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что прежде, нежели отрока обучать каждому художеству, ремеслу или науке, подлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому ". Несмотря на принадлежность к идеологам сословного воспитания, Бецкой не мог не видеть необходимости готовить из простых людей умелых коммерсантов, мастеровых людей. Эти задачи, по его мысли, должны быть решены в специальных учебных заведениях. "Генеральный план Московского воспитательного дома", написанный И.И. Бецким совместно с учеником и последователем М.В. Ломоносова А.А. Барсовым, предусматривал готовить из простолюдинов необходимых для государства искусных мастеровых. Программа их подготовки

Организация методической работы в учреждениях начального профессионального образования

Анализ развития профессионального образования, представленный в предыдущих параграфах, позволил установить, что в период с 1917 по 1980 гг. в отечественном начальном профессиональном образовании формируется и утверждается инновационный компонент в виде мощного теоретико-методического обеспечения специальных учебных заведений, ядром которого стала методическая работа на местах. Наиболее совершенные формы организации методической работы в учреждениях начального (базового) профессионального образования советского периода складываются к 1970 - 1980 гг. Анализ опыта работы учреждений базового начального профессионального образования, проведенный нами, а также изучение документальных источников, относящихся к данному времени, позволили определить главные особенности, достоинства и недостатки организации методической работы, которые представлены ниже на примере профессионального училища.

В системе организационно-методического обеспечения рассматриваемого периода прослеживается четкая иерархическая структура. Главным коллективным органом управления профессиональным училищем, в компетенцию которого входили вопросы организационно-управленческой работы и методического обеспечения процесса образования, являлся педагогический совет училища. На педагогическом совете рассматривались и обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с организацией работы учебного заведения, совершенствованием учебно-воспитательного процесса, внедрением в педагогическую практику достижений науки и передового педагогического опыта, повышением ответственности педагогического коллектива за уровень учебной и воспитательной работы, формированием единства взглядов и требований педагогического коллектива. Педагогический совет представлял также высший уровень рассмотрения вопросов теоретико-методического обеспечения.

Состав педагогического совета утверждался приказом директора учебного заведения в начале учебного года. В него входили: директор училища, его заместители, заведующий учебной частью, старший мастер, все мастера производственного обучения и преподаватели, заведующий учебным хозяйством, воспитатели, библиотекарь, инструкторы физического воспитания и военрук, врач (фельдшер), представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций училища, председатель родительского совета, представители предприятий, организаций и строек, для которых училище готовит рабочие кадры. В состав педагогического совета также включали наставников молодежи, новаторов производства, работников институтов и научно-исследовательских учреждений, представителей общественных организаций.

Согласно положению о работе педагогических советов училищ совет заслушивал и обсуждал разнообразные вопросы и намечал меры по выполнению училищем решений партии и правительства о подготовке и воспитании будущих квалифицированных рабочих; по выполнению приказов, положений и указаний вышестоящих органов профтехобразования. В его компетенцию также входили вопросы профессиональной ориентации молодежи и комплектования училища; утверждение планов работы училища; мероприятия, направленные на улучшение производственного и теоретического обучения; выполнение учебных планов и программ; вопросы коммунистического воспитания учащихся; состояние политико-воспитательной и культурно-массовой работы в училище; вопросы физического воспитания учащихся, охрана их здоровья, создания благоприятных санитарно-гигиенических условий для учебы и труда учащихся; состояние техники безопасности спортивной работы в училище.

Особую роль в работе педагогического совета занимали проблемы совершенствования теоретико-методического обеспечения учебного процесса. На заседаниях педагогического совета постоянно заслушивались вопросы организации и состояние методической работы в училище, докладывали о результатах деятельности методических комиссий, методических совещаний, семинаров и педагогических конференций. Совет разрабатывал мероприятия по повышению квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей; самообразования педагогических работников; по внедрению в училище научной организации труда, новых эффективных методов обучения и воспитания учащихся, передового опыта работы мастеров и преподавателей. Помимо этого обсуждались перспективные планы развития училища; оснащение и работа учебных мастерских, лабораторий, кабинетов, учебных хозяйств, библиотеки; вопросы планирования и учета учебной работы; отчеты преподавателей и мастеров производственного обучения о состоянии учебной работы в группах; сообщения работников училища и базовых предприятий об организации производственного обучения и производственной практики учащихся; вопросы организации учебной работы на вечернем (сменном) отделении училища и мероприятия по ее улучшению; состояние и меры укрепления дисциплины учащихся; состояние текущей успеваемости учащихся; успеваемости за полугодие и учебный год; и многие другие организационно-управленческие аспекты деятельности учебного заведения.

План работы педагогического совета включался в общий план методической работы училища и учитывал деятельность нижестоящих органов (методических комиссий и др.) Ведущее место в планах педагогических советов рассматриваемого периода занимала разработка мероприятий, направленных на выполнение решений Коммунистической партии СССР, правительства, указаний руководящих органов профессионально-технического образования, а также задач, связанных с организацией подготовки будущих квалифицированных рабочих.

Планы работы педагогического совета включали также изучение практики применения новых учебных планов и программ для разработки рекомендаций мастерами и преподавателями и внесения предложений в соответствующие органы профессионально-технического образования по дальнейшему совершенствованию учебно-методической документации.

Уделялось особое внимание изучению новых предметов, введенных в учебный план в связи с перестройкой обучения, а также установлению межпредметных связей. Основным направлением деятельности педагогического совета было оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в организации обучения учащихся.

Педагогический совет - был и остается органом коллективного руководства учебно-воспитательным процессом в училище. Он представляет первый уровень рассмотрения вопросов, связанных с внедрением новых технологий и педагогических идей в обучение.

Второй уровень методического обеспечения в учреждениях начального профессионального образования советского периода представлен методическими комиссиями. Методическая комиссия - это коллективный орган, состав которого определялся приказом директора учебного заведения перед началом учебного года.

Этим же приказом по рекомендации педагогического совета назначались председатели каждой комиссии из числа более опытных преподавателей или мастеров производственного обучения, имеющих, как правило, высшее специальное образование и опыт педагогической работы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев особенности возникновения и развития начального профессионального образования, мы показали основные качественные состояния этого явления во взаимосвязи с социокультурными детерминантами, прежде всего, потребностями промышленности, экономики, политики, состояния науки и техники, и др. Развитие и укрепление системы профобразования шло не только в виде увеличения количества и разнообразия типов учебных заведений, но и через накопление, систематизацию и обобщение теоретических представлений о профессиональной школе. В ходе генезиса начального профессионального образования постепенно формируется то, что сегодня принято называть профессиональной педагогикой. Анализ истории профессионального образования показывает, что наиболее выраженным этот процесс обнаруживается, начиная с XYIII в. Он идет фактически в двух направлениях: фундаментальном - накоплении теоретико-педагогических основ профессионального обучения, и прикладном - методическом обеспечении учебного процесса в учреждениях профессионального образования. И научно-теоретические основы, и их приложение к процессу профессиональной подготовки формировались в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом. На более поздних исторических этапах, как будет показано ниже, эти компоненты приобретают все большую значимость для обеспечения функционирования, жизнеспособности, прогресса в развитии системы профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. -M.-ACADEMIA. 2002.
  2. Анисимов В.В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России. Дисс .докт. пед.наук. М.: 2000.
  3. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования.-СПб.: Высшая школа, 1995.

 

 

 

 


Информация о работе Исторические предпосылки зарождения начального профессионального образования в России