Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:50, контрольная работа
Необходимость преподавания психологии в школах России обсуждается с различной степенью интенсивности в течение XIX–XX веков. Нужно ли введение психологических знаний как отдельная дисциплина в планы общеобразовательных школ? Этот вопрос осознавался и всячески поддерживался педагогами, философами, просвещенной общественностью. Психологию как учебный предмет то включали в учебные планы, то выводили, неизбежно отмечая в этом случае неудовлетворительное качество преподавания, которое всегда объяснялось следующими причинами: отсутствием специальной подготовки преподавателей и сложностью предлагаемого учащимся материала.
Ф.Ф. Ольденбург, педагог, земский деятель, более двух десятков лет преподававший в Тверской женской учительской школе, последователь идей Ушинского, в своей статье о преподавании психологии в средней школе, призывая педагогов не упускать из виду ту связь между школьным обучением и жизнью, к которой оно должно готовить, предлагает ввести содержательным компонентом в учебный предмет психологии психогнозис – «искусство и теорию искусства узнавать (то, что прежде называли „угадывать“) как душевные явления, переживаемые человеком, так и его отличительные свойства», физиономику, мимику, графологию, характерогнозию, т. е. «всю ту массу не сгруппированных систематически и в значительной мере даже бессознательных приемов, которыми люди пользуются в жизни при разрешении вопросов психогнозии, с которыми ежеминутно приходится сталкиваться» , так как «практическое разрешение этих вопросов необходимо каждому в личной жизни, так и в профессиональной, и в общественной деятельности, а такая специальность, как педагогика, имеет здесь одну из главных основ своих… „Познай самого себя“ – и здесь является незаменимым руководящим маяком».
Но в 1912 г. совещание при III Государственной думе предложило проект, где было объявлено, что психология и логика не являются обязательными предметами, их преподавание должно носить факультативный характер и оставляется на усмотрение местных органов школьного управления.
Причины, к которым апеллировали противники психологии в школе и которые видели сами инициаторы введения этой дисциплины, были таковы: слабый, неподготовленный преподавательский состав, без специальных знаний; методическая непроработанность курса, которая выражалась в недостатке учебников, учебных пособий, наглядных пособий, нехватки учебного времени; сам предмет определялся в учебных планах как второстепенный, экспериментальный.
П.П. Блонский, подводя итоги нескольких лет преподавания психологии в школах, с горечью констатировал: «Психология в среднюю школу только „допущена“, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специалистов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приобретение пособий нет. Мерами воздействия на учеников преподаватель психологии не располагает. Его предмет где-то на задворках, какой-то неполноправный, которого „можно не учить“. Да и сам преподаватель психологии в гимназии также пришлый человек „по вольному найму“. Положение науки о душе человека в средней школе слишком ненормально. Но загнанная чуть ли не на самое последнее место официальным планом преподавания, психология, словно по волшебству, овладела вниманием и интересом учащихся. Ее уважают, ею увлекаются, обычное „гимназическое“ отношение к учебным предметам сменяется серьезным и сознательным. У некоторых появляется желание изучать психологию подробнее, пишутся рефераты, делаются попытки к устроению философско-психологических кружков. Психология крайне возбуждает самодеятельность учащихся. Психология в педагогическом отношении предмет незаменимый».
После Октябрьской
революции в связи с
1947–1958 гг.
Психология как
учебный предмет в средних
школах Советского Союза была
вновь введена в 1947 г., чему предшествовало
широкое обсуждение этого
В 1943 г. появилась
статья профессора К.Н. Корнилова,
которая носила методический, программный
характер для вновь вводимой
дисциплины. Он отметил положительное
влияние школьной психологии
на преподавание психологии в
высшей школе: «В настоящее время
студенты университетов и
К.Н. Корнилов видел
в преподавании психологии в
школе еще один аспект –
психология в школе должна
была сблизить психолога со
школой: «Психолог перестанет быть
чуждым и немного
Автор очерчивает
круг тех вопросов, ответы на
которые искали педагоги, методисты,
психологи дореволюционного
• проблемы
учителя: кто будет преподавать
психологию? где взять и как
подготовить этих
• проблемы ученика: в каком классе рационально преподавать психологию? какова должна быть длительность курса?
• методическая проблема: какова должна быть программа курса? каков метод преподавания? что должен представлять собой учебник психологии средней школы?
Подготовка необходимых
педагогических кадров шла
В методическом
письме, подготовленном Научно-
Этот период
школьной психологии, инициированный
«свыше», отмечался, по сравнению
с предыдущим, небольшим количеством
учебников, авторами которых были
К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, Г.А. Фортунатов
и А.В. Петровский, в методической
литературе для уроков
Новый предмет
преподавался в течение 12 лет, с
интересом воспринимался
1983 – конец 1980-х гг.
Отношения в
диаде «общество – школьная
психология» вступили на новую
ступень своего развития лишь
с началом 80-х гг. Это произошло
через введение в школьную
программу учебного предмета
«Этика и психология семейной
жизни». В области методологии
и теории отечественной
Что повлияло на введение нового предмета в школьную программу?
Как отмечалось в социологических справках того времени, в стране в конце 80-х – начале 90-х годов каждый третий брак распадался, увеличивался процент неполных семей, катастрофически упала рождаемость, более 50 % семей – однодетные, каждая вторая беременность завершалась абортом, а среди рожениц и женщин, делавших аборты, немало тех, кому нет еще 16 лет, высокая детская смертность. Как отмечалось, «такое положение создалось в значительной степени из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них – неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни».
Информация о работе Исторический обзор преподавания психологии в России