Исторический обзор преподавания психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Необходимость преподавания психологии в школах России обсуждается с различной степенью интенсивности в течение XIX–XX веков. Нужно ли введение психологических знаний как отдельная дисциплина в планы общеобразовательных школ? Этот вопрос осознавался и всячески поддерживался педагогами, философами, просвещенной общественностью. Психологию как учебный предмет то включали в учебные планы, то выводили, неизбежно отмечая в этом случае неудовлетворительное качество преподавания, которое всегда объяснялось следующими причинами: отсутствием специальной подготовки преподавателей и сложностью предлагаемого учащимся материала.

Файлы: 1 файл

Необходимость преподавания психологии в школах России обсуждается с различной степенью интенсивности в течение XIX.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

    Ф.Ф. Ольденбург, педагог, земский деятель, более двух десятков  лет преподававший в Тверской женской учительской школе, последователь идей Ушинского, в своей статье о преподавании психологии в средней школе, призывая педагогов не упускать из виду ту связь между школьным обучением и жизнью, к которой оно должно готовить, предлагает ввести содержательным компонентом в учебный предмет психологии психогнозис – «искусство и теорию искусства узнавать (то, что прежде называли „угадывать“) как душевные явления, переживаемые человеком, так и его отличительные свойства», физиономику, мимику, графологию, характерогнозию, т. е. «всю ту массу не сгруппированных систематически и в значительной мере даже бессознательных приемов, которыми люди пользуются в жизни при разрешении вопросов психогнозии, с которыми ежеминутно приходится сталкиваться» , так как «практическое разрешение этих вопросов необходимо каждому в личной жизни, так и в профессиональной, и в общественной деятельности, а такая специальность, как педагогика, имеет здесь одну из главных основ своих… „Познай самого себя“ – и здесь является незаменимым руководящим маяком».

 Но в 1912 г. совещание  при III Государственной думе предложило проект, где было объявлено, что психология и логика не являются обязательными предметами, их преподавание должно носить факультативный характер и оставляется на усмотрение местных органов школьного управления.

    Причины, к которым апеллировали противники психологии в школе и которые видели сами инициаторы введения этой дисциплины, были таковы: слабый, неподготовленный преподавательский состав, без специальных знаний; методическая непроработанность курса, которая выражалась в недостатке учебников, учебных пособий, наглядных пособий, нехватки учебного времени; сам предмет определялся в учебных планах как второстепенный, экспериментальный.

    П.П. Блонский, подводя итоги нескольких лет преподавания психологии в школах, с горечью констатировал: «Психология в среднюю школу только „допущена“, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специалистов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приобретение пособий нет. Мерами воздействия на учеников преподаватель психологии не располагает. Его предмет где-то на задворках, какой-то неполноправный, которого „можно не учить“. Да и сам преподаватель психологии в гимназии также пришлый человек „по вольному найму“. Положение науки о душе человека в средней школе слишком ненормально. Но загнанная чуть ли не на самое последнее место официальным планом преподавания, психология, словно по волшебству, овладела вниманием и интересом учащихся. Ее уважают, ею увлекаются, обычное „гимназическое“ отношение к учебным предметам сменяется серьезным и сознательным. У некоторых появляется желание изучать психологию подробнее, пишутся рефераты, делаются попытки к устроению философско-психологических кружков. Психология крайне возбуждает самодеятельность учащихся. Психология в педагогическом отношении предмет незаменимый».

    После Октябрьской  революции в связи с реорганизацией  средней школы, упразднением гимназий  психология совсем исчезла из  школьных программ. Преподавание  психологии не входило в цели  новой советской школы.

    1947–1958 гг.

    Психология как  учебный предмет в средних  школах Советского Союза была  вновь введена в 1947 г., чему предшествовало  широкое обсуждение этого вопроса  в психолого-педагогической научной  среде, анализ опыта преподавания  психологии в дореволюционной  школе.

    В 1943 г. появилась  статья профессора К.Н. Корнилова, которая носила методический, программный  характер для вновь вводимой  дисциплины. Он отметил положительное  влияние школьной психологии  на преподавание психологии в  высшей школе: «В настоящее время  студенты университетов и педвузов  приходят в вуз без каких бы то ни было знаний по психологии; поэтому в силу необходимости курс психологии приходится давать в самом элементарном виде. Теперь, когда студенты будут приходить в вуз после прослушивания и сдачи экзамена по психологии, курсу психологии можно будет придать более фундаментальный характер и предъявить к студентам более повышенные требования».

    К.Н. Корнилов видел  в преподавании психологии в  школе еще один аспект –  психология в школе должна  была сблизить психолога со  школой: «Психолог перестанет быть  чуждым и немного подозрительным  человеком для школы. До сих  пор психолога пускали в школу  с опасением: не педолог ли  он? что и как он будет исследовать? – тем более, если он собирался  экспериментировать. Вот почему  в значительной мере тормозилось  создание марксистской науки  о детях. Можно думать, что с  введением психологии в среднюю  школу будут созданы более  здоровые и правильные предпосылки  для изучения детской психологии».

    Автор очерчивает  круг тех вопросов, ответы на  которые искали педагоги, методисты, психологи дореволюционного этапа  введения психологии в школы, и эти вопросы вновь возникли, но уже в идеологической окраске:

    • проблемы  учителя: кто будет преподавать  психологию? где взять и как  подготовить этих преподавателей?

    • проблемы  ученика: в каком классе рационально  преподавать психологию? какова должна быть длительность курса?

    • методическая  проблема: какова должна быть  программа курса? каков метод преподавания? что должен представлять собой учебник психологии средней школы?

    Подготовка необходимых  педагогических кадров шла путем  привлечения на краткосрочные  курсы более опытных учителей, в основном преподавателей литературы, истории и биологии, также использовалась  система семинаров для учителей  психологии, где подробно разбиралась  каждая тема курса.

    В методическом  письме, подготовленном Научно-исследовательским  институтом психологии Академии  педагогических наук РСФСР, декларировались  следующие задачи курса психологии: дать понимание психики как  свойства особым образом организованной  материи, как отражения объективной  реальности; дать картину развития  психики и сознания на основе  марксистско-ленинского учения; раскрыть  общественно-историческую обусловленность  сознания; показать значение научного  объяснения психики в борьбе  с религиозными представлениями, суевериями, различного рода предрассудками  и другими пережитками капитализма  в сознании людей; развивать у  старшеклассников чувство национальной  гордости за великие достижения  русской науки в области познания  сущности психических процессов  и свойств личности; показать учащимся высокий духовный облик советского человека, его цельность и внутреннее превосходство над людьми, проникнутыми буржуазной идеологией, обрисовать важнейшие качества советского человека; показать формирование этих качеств в условиях социалистического строя, подчеркнуть бурный рост талантов и способностей в стране победившего социализма; помочь учащимся в познании психической жизни людей, в оценке поступков и мотивов поведения человека с позиций коммунистической морали; побудить учащихся к познанию самих себя, указать пути сознательного формирования своих интересов, способностей, воли, характера, сознательного самовоспитания, воспитать в себе лучшие качества советского человека.

    Этот период  школьной психологии, инициированный  «свыше», отмечался, по сравнению  с предыдущим, небольшим количеством  учебников, авторами которых были  К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, Г.А. Фортунатов  и А.В. Петровский, в методической  литературе для уроков психологии  особый акцент делался на постановке  классных опытов. Учебник Б.М. Теплова (признанный лучшим, он выдержал восемь изданий за период 1946–1954 гг.) был написан в соответствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе, в нем ясно и доступно излагались основные разделы психологии.

    Новый предмет  преподавался в течение 12 лет, с  интересом воспринимался учениками  и оказывал положительное влияние  на формирование личности школьников. В 1958 г. вышел Закон «Об укреплении  связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы  народного образования в СССР», в котором период обязательного  образования был расширен с 7 до 8 лет, а 9-й класс был добавлен  к старшим классам. Школам было  дано распоряжение установить  тесные связи с предприятиями  и готовить выпускников к практической  деятельности. Ввиду экстенсивно  развивающейся экономики стране  нужны были рабочие специальности. Школьные учебные планы были  пересмотрены, для того чтобы  соответствовать требованиям современной  науки и технологии. Психология  как обязательный предмет была  вновь исключена из учебных  планов школ.

    1983 – конец 1980-х  гг.

    Отношения в  диаде «общество – школьная  психология» вступили на новую  ступень своего развития лишь  с началом 80-х гг. Это произошло  через введение в школьную  программу учебного предмета  «Этика и психология семейной  жизни». В области методологии  и теории отечественной психологии  на протяжении 20–25 лет, предшествующих  перестройке, сохранялась стабильная  ситуация. Исходной методологической  основной для психологических  исследований оставалась та «модель»  психики, где исследовался целостный  человек как сознательный субъект  практической и теоретической  деятельности. Это позволило создать  систему теоретико-методологических  оснований, продуктивность которых  подтверждалась полученными советскими  психологами в 1960 —1990-е гг. теоретическими, эмпирическими и научно-практическими  результатами. Многие из них вошли  в золотой фонд не только  отечественной, но и мировой психологической  мысли.

    Что повлияло  на введение нового предмета  в школьную программу?

    Как отмечалось в социологических справках того времени, в стране в конце 80-х – начале 90-х годов каждый третий брак распадался, увеличивался процент неполных семей, катастрофически упала рождаемость, более 50 % семей – однодетные, каждая вторая беременность завершалась абортом, а среди рожениц и женщин, делавших аборты, немало тех, кому нет еще 16 лет, высокая детская смертность. Как отмечалось, «такое положение создалось в значительной степени из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них – неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни».


Информация о работе Исторический обзор преподавания психологии в России