Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:53, реферат
Осуществлять благотворительность значит “творить благо”. Понятие “творить благо” всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка “благотворительности” в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет
педагогики и практической психологии
Реферат
по «Социальной педагогике»
на тему:
«История благотворительности в России»
Выполнила: Лемба А.Ю.
Студентка 2 курса 22 группы
Преподаватель:
Рыжова О.С.
Ростов-на-Дону
2012г.
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Осуществлять
благотворительность значит “творить
благо”. Понятие “творить благо” всегда
будет оставаться непостоянным и неоднозначным.
Даже в одном социуме официальная трактовка
“благотворительности” в представлениях
различных социальных, культурных, духовных,
экономических и политических групп различаются.
Общепринятое
определение
Осуществление
благотворительности – частное
и добровольное дело конкретного
человека, поскольку это связано
с распоряжением частными ресурсами,
материальными, финансовыми или
трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая
в это собственное представление о благе,
о том, в какой форме и для кого его необходимо
сотворить. Благотворительность лежит
вне сферы официального администрирования.
Решения в этой сфере принимаются, а действия
предпринимаются без предписаний закона
или официальной политики.
Альтруизм и
сострадание – необходимые
В общем случае
благотворительность
ИСТОРИЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
На Руси организованная
благотворительность как общественная
система помощи, появляется с принятием
христианства, с основанием первых монастырей.
Именно при монастырях начали строиться
первые богадельни и больницы. Пришедшие
из Греции первые иноки принесли с собой
не только врачебные знания, но и представление
о врачевании как о подвижническом долге
монахов. На протяжении многих веков монастыри
наряду с религиозной деятельностью занимались
врачеванием больных. Они накапливали
медицинские знания и передавали их из
поколения в поколение.
В Москве, в Новоспасском,
Новодевичьем и Донском монастырях,
сохранились здания XVII в., в которых
находились лечебницы, долгое время
бывшие основным местом, где москвичи
получали врачебную помощь.
Первая гражданская
больница в Москве была устроена боярином
Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку
от его двора в конце 70 — начале 80-х гг.
XVII в. в районе старинной улицы Знаменки.
Мне больно было смотреть, когда при строительстве
нового здания Генерального штаба в пер.
Янышева ломали, сносили старинные особняки,
дома с вековой историей, в том числе и
здание ртищевской больницы.
Москва исстари
была не только городом с “сорока
сороками” церквей, старинными усадьбами,
причудливыми неповторимыми улочками
и многоголосым торжищем, но и обителью
милосердия, щедрой благотворительности.
В московских благотворительных учреждениях,
богадельнях, общинах сестер милосердия,
детских приютах, больницах, училищах
находили добро, приют и заботу многие
сотни и тысячи москвичей и россиян. В
Москве, принимавшем тысячи нищих со всей
России, в прошлом веке не было голодных
смертей, что большинство бездомных находило
себе ночлег в приютах, богадельнях, ночлежках.
Имущие и бедные отдавали нуждавшимся
то, что имели: одни — состояния, другие
— силы и время. Они получали удовлетворение
от сознания собственной пользы, от служения
своему отечеству через человеколюбие.
Они оставили нам памятники человеколюбия,
доброты и милосердия.
Сегодня мы даже
часто путаем слова “милосердие”
и “подаяние”. И, ложно поняв, люди
не только отказывались, но, что самое
страшное, старались оскорбить и прямо
оскорбляли тех, кто проявлял к ним милосердие.
Не всегда хватает мудрости понять, что
милосердие — не подаяние, а бескорыстная
помощь более сильного более слабому,
естественное проявление душевной доброты
и заботы о ближнем, что ещё относительно
недавно, в начале ХХ века, было присуще
всему российскому народу — от богатых
купцов до простых крестян и рабочих, отдававших
одни сотни тысяч, другие — свои пятаки
и копейки нищим и скитальцам.
Российское купечество,
в руках которого находилась значительная
часть капитала в стране, с давних времен
занималось благотворительностью и попечительством.
Выходцы из народа, они сохраняли с ним
духовную связь. Погоня за прибылью, связанная
с душевными компромиссами, и сознание
вины и ответственности перед народом,
глубокая религиозность, жившая всегда
в купеческой среде, и дух традиционализма
составляли сущность русского, в частности
московского, купечества.
Московское купечество
еще в XVI в. содержало 12 богаделен, странноприимный
дом для монахинь и одну больницу. Кроме
благотворительных заведений Купеческого
общества многие московские купцы строили
и содержали на свои средства больницы,
богадельни, приюты. Так, например, были
построены Солдатенковская (Боткинская),
Бахрушинская (Остроумовская) и детская
Морозовская больницы. Многие из них со
временем были превращены в административные
конторы.
Недалеко от
Данилова монастыря, старой Павловской
больницы находился целый уголок
милосердия, на месте которого сегодня
располагается Институт хирургии АМН
СССР им. А.В.Вишневского.
в Москве в 1865 г.
была построена богадельня на 150 мест.
В течение первых лет она находилась
на полном обеспечении основателей.
Через десять лет, по высочайше утверждённому
уставу, богадельня перешла в ведение
Купеческой управы. Попечителем Солодовниковской
богадельни много лет состоял отец К.С.Станиславского
— Сергей Владимирович Алексеев. Сегодня
в ней находится стоматологическая поликлиника.
На средства,
собранные по добровольной подписке
среди московского купечества, в 1891 г.
рядом с Солодовниковской богадельней
была построена больница Купеческого
общества, получившая название в честь
императора — Александровская. В ней лечили
бесплатно больных без различия званий,
состояния и пола не моложе 16 лет, христианского
вероисповедания, а также страдавших хроническими
заболеваниями. Фактически это был приют
для хронических и неизлечимых больных,
который должен был разгрузить другие
купеческие богадельни от “тяжёлых”
обитателей, которые по старости или неизлечимости
болезни требовали постоянного ухода
и частой врачебной помощи. Сегодня таких
больных часто помещают в закрытые интернаты
или дома престарелых.
Проектирование
Александровской больницы было поручено
архитектору А.С.Каминскому. Купеческим
обществом он был командирован вместе
с доктором П.И.Покровским за границу для
того, чтобы ознакомиться с опытом строительства
подобных учреждений. Они посетили Берлин,
Лейпциг, Париж и другие европейские города.
Больница была
поставлена на территории, принадлежавшей
Купеческому обществу, лицевым фасадом
в сторону улицы Щипок. В больнице было
150 коек. Сегодня в здании размещаются
административные и хозяйственные службы
Института им. А.В.Вишневского
В 1893 г., согласно
завещанию московской купчихи Татьяны
Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую
сумму на строительство дома призрения
на 100 человек и отдельно завещавшей 200
тысяч рублей в качестве неприкосновенного
фонда для обеспечения содержания богадельни
с процентов от этой суммы, на участке
Солодовниковской богадельни началось
строительство. По условию завещания зданию
присвоили имя пожертвовательницы. Открытие
дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас
в бывшем доме призрения Гурьевой находится
Ожоговый центр Института хирургии им.
Вишневского. И сегодня эти старые стены
служат верой и правдой людям. Но на этом
рост благотворительных учреждений на
Б.Серпуховской не прекратился.
В 1905 г. на территории,
примыкающей к Солодовниковской
и Гурьевской богадельням, была основана
ещё одна, на средства, завещанные известным
меценатом, основателем Третьяковской
галереи, П.М.Третьяковым.
Всю жизнь и
всё свое состояние П.М.Третьяков
отдал на собирание, сохранение произведений
русского изобразительного искусства.
Он не только заботился о творцах
и о картинах, о сохранности, об общедоступности
шедевров для народа, но и опекал семьи
многих художников.
Здание, построенное
по мотивам древнерусского зодчества,
было очень живописным. Это работа
архитектора Соловьева, который
одновременно спроектировал и приют
для вдов и сирот русских художников рядом
с Третьяковской галереей, на устройство
которого П.М. Третьяков завещал 150 тысяч
рублей, и который был открыт в 1912 г.
После революции
в богадельнях Купеческого
На Б.Серпуховской
улице, рядом с купеческими больницами
и богадельнями, находились и другие
благотворительные учреждения. В сегодняшних
домах № 37—39 располагалось Лялинское
общежитие, или “Лялинка”, для бездомных.
Напротив находились дома “Дамского попечительства
о бедных”, в которых снимали квартиры
и комнаты малоимущие, а также вдовы с
детьми (дом № 34). Рядом располагался приют
Московского человеколюбивого общества
(дом № 44) для беспризорных детей.
Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие.
Известный русский
историк М.Н. Погодин в своем
выступлении в Москве в 1856 г. говорил
о московском купечестве: "…оно служит
верно Отечеству своими трудами…
Если бы счесть все их пожертвования за
нынешнее только столетие, то они составили
бы такую цифру, которой должна бы поклониться
Европа".
Обращаясь к
истории благотворительности в
России, мы находим множество
Можно сказать,
что крупное
Не противопоставляя
добро и выгоду, следует все
же подчеркнуть, что благотворительность
часто помогала развитию и укреплению
дела. Построив фабрики и заводы,
их владельцы вынуждены были строить
жилье для рабочих. От работника,
прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку
было меньше; заболел – нужна больница;
женщина, имеющая детей, могла работать
только при наличии яслей.
Крупные предприниматели
вели большую социальную работу. Это
была и выгода и нравственный долг.
На вопрос о том, почему жилые казармы
для рабочих бесплатны, владельцы отвечали,
что в состоянии покрыть расходы из прибыли
от продажи товара, не трогая и без того
маленькую зарплату своего персонала.
Строили дома для рабочих, артельные столовые,
родильные дома, ясли для детей, богадельни
для престарелых и увечных рабочих и т.д.
Так появлялись целые промышленные городки,
где были даже театры и библиотеки, не
говоря о начальных школах и ремесленных
учебных заведений для рабочих и их детей.
Городки были у Коноваловых, Красильщиковых,
Морозовых, Рябушинских и других промышленников.
Капиталистам нужно было создать условия
для своего дела, у которого в то время
не было никакой базы. Для получения прибыли
им нужны были здоровые, грамотные, непьющие
работники. Расчет был точным – улучшая
условия их труда и жизни, капиталисты
способствовали возникновению рабочих
династий, дети работающих шли на ту же
самую фабрику.
К концу XIX века
в России возникли сотни городков
при фабриках, ставших промышленными
центрами с развитой инфраструктурой:
это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск,
Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати,
современная Пресня – бывшее фабричное
поселение известной Прохоровской мануфактуры,
называемой и сейчас Трехгорной. С таких
рабочих городков, ставших образцом благотворительной
деятельности, начиналась индустриализация
России.