История благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:53, реферат

Описание работы

Осуществлять благотворительность значит “творить благо”. Понятие “творить благо” всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка “благотворительности” в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ OpenDocument (4).doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Многие промышленники  посредством благотворительности  приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность  и хорошую репутацию. Десятки, сотни  тысяч и даже миллионы рублей, истраченные  на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом. 

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались. 

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей  благотворительности. Строя новое  заведение, они считали его как  бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища. 

Крупные российские предприниматели из купечества, активно  занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество. 

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который  приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью. 

Каждое поколение  также старалось воспитать в  детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение  к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного  они должны будут заработать сами. 

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы. 

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела. 

Воспитанные в  христианстве, предприниматели считали  для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто  играл решающую роль в решении проблем государства. 

Широкая благотворительная  деятельность принесла государству  галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях". 

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует  нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке. 

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды  и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные  чаевые. Зато на благотворительность  Солодовников денег не жалел. Немеркнущая  слава пришла к нему уже после  смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб. 

Благотворительность в своих проявлениях и по своей  природе чрезвычайно многолика. 

Мотивами благотворительности  могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения. 

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление. 

В 1862 году дом  городского головы, купца-обувщика Михаила  Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь  сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб. 

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или  событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб. 

Сильнейшим мотивом  пожертвований была забота о счастье  детей. Ярчайший пример родительской благотворительности  оставил в истории Василий  Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве. 

Стимулом к  благотворительности были даже наука  и технический прогресс. Д.П. Рябушинский  в 1904 году в возрасте 20 – лет в  родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию  для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания. 

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году. 

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. –  значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним  желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции. 

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков  развивалось по двум направлениям –  поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству. 

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что  имели: одни – состояние, другие –  силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру. 

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных  заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Благотворительность развивалась в нашей стране, переживая  взлеты и падения, удачи и разочарования. С 1995 года третий сектор России увеличился по оценкам различных экспертов  в 6-8 раз. Сегодня в России по данным Госкомстата на 01.01.2001 действует около 480 тысяч некоммерческих организаций, около 22% из них занимаются социально ориентированной деятельностью, 5 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около 2% трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов. Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений около 15 млрд. рублей из внебюджетных источников. Для огромного числа граждан нашей страны благотворительные организации являются местом, где они находят безвозмездную помощь, поддержку и финансово доступные услуги. С началом перестройки благотворительность была признана как важная, необходимая и неотъемлемая часть общественного участия.  

Обобщенно ее можно  оценить следующими характеристиками:  

- благотворительность  в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе не осознана,  

- благотворительные  ресурсы во многом используются  не по назначению,  

- благотворительное  движение неустойчиво и плохо  справляется со своей миссией.  

 В результате общество воспринимает благотворительные действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Благотворительность в России : социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2003. – 640 с. 

Кузьмин К. В. История  социальной работы за рубежом и в  России с древности и до начала ХХ века) : учеб. пособие. – М.: Академический  Проект; Трикста, 2005. – 3-е изд., доп. и испр. – 624 с. 

Прохоров В. Л. Этапы развития благотворительности  в России // Вопросы истории. – 2005. - № 3. – С.158-163. 

Помоги ближнему. Благотворительность вчера и  сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. –  М.: ИПО «Полиграп». 1994. – 200 с.


Информация о работе История благотворительности в России