Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 18:56, доклад
Описание работы
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 1.История зарождения………………………………………………………….4 2.Великие педагоги прошлого…………………………………………………5 3.Великие современники……………………………………………………….8 4.Развитие педагогической профессии в современном обществе…………12
среднего профессионального
образования Владимирской области
«Муромский педагогический
колледж»
Доклад
по дисциплине педагогика
Тема: «История профессии»
Выполнила:
Белова Виолетта Сергеевна
студентка группы ЗД-44
2014 - 2015 учебный
План
Введение………………………………………………………………………….3
1.История зарождения………………………………………………………….4
2.Великие педагоги
прошлого…………………………………………………5
3.Великие современники……………………………………………………….8
4.Развитие педагогической
профессии в современном обществе…………12
Введение
Возникновение педагогической
профессии имеет объективные основания.
Общество не могло бы существовать и развиваться,
если бы молодое поколение, приходящее
на смену старшему поколению, вынуждено
было начинать сначала, без творческого
освоения и использования того опыта,
который оно получило в наследство. С момента
возникновения педагогической профессии
за учителями закрепилась, прежде всего,
воспитательная функция. Учитель - это
воспитатель, наставник. В этом его гражданское,
человеческое предназначение.
По мере усложнения процессов
общественного производства, развития
способов познания и стремительного роста
научных знаний в обществе появилась потребность
в специальной передаче знаний, умений
и навыков. Вот почему из области "чистого"
воспитания в педагогической профессии
выделилась относительно самостоятельная
функция - обучающая. Воспитательная функция
стала поручаться другим лицам. Так, в
семьях привилегированных сословий для
воспитания детей приглашали домашних
воспитателей. В России это были, как правило,
иностранцы - гувернеры и гувернантки.
В государственных и частных образовательных
учреждениях наряду с учителями были классные
надзиратели, классные наставники, классные
дамы и т.п.
1.История зарождения.
Практика воспитания своими
корнями уходит в глубинные пласты человеческой
цивилизации. Появилось оно вместе с первыми
людьми. Детей воспитывали без всякой
педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина
возникновения всех научных отраслей
- потребность жизни. Наступило время,
когда образование стало играть весьма
заметную роль в жизни людей. Обнаружилось,
что общество прогрессирует быстрее или
медленнее в зависимости от того, как в
нем поставлено воспитание подрастающих
поколений. Появилась потребность в обобщении
опыта воспитания, в создании специальных
учебно-воспитательных учреждений для
подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции
- были предприняты серьёзные попытки
обобщения опыта воспитания, вычленение
теоретических начал. Все знания о природе,
человеке, обществе накапливались тогда
в философии; в ней же были сделаны и первые
педагогические обобщения.
Во все времена существовала
народная педагогика, сыгравшая решающую
роль в духовном и физическом развитии
людей. Народ создал оригинальные и удивительно
жизнестойкие системы нравственного,
трудового воспитания.
2.Великие педагоги
прошлого.
Выдающиеся учителя были у всех
народов и во все времена. Так, великим
учителем китайцы называли Конфуция (VI
- V вв. до н. э). В одной из легенд об этом
мыслителе приводится его разговор с учеником:
"эта страна обширна и густо населена.
Что же ей недостает, учитель?" - обращается
к нему ученик. "Обогати её", - отвечает
учитель. "Но она и так богата. Чем же
её обогатить?" - спрашивает ученик.
"Обучи её!" - восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А.
Коменский мечтал дать своему народу собранную
воедино мудрость мира. Он написал десятки
учебников для школы, свыше 260 педагогических
произведений. Он сравнивал учителя с
садовником, любовно выращивающим растение
в саду, с архитектором, который заботливо
застраивает знаниями все уголки человеческого
существа, со скульптором, тщательно обтесывающим
и шлифующим умы и души людей. Предложенные
им методы, принципы, формы обучения, как,
например классно-урочная система, стали
основой педагогической теории. Его главный
труд "Великая дидактика", вышедший
в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических
книг.
В отличие от Я.А. Коменского
английский философ и педагог Джон Локк
сосредоточил главные усилия на теории
воспитания. В своем основном труде "Мысли
о воспитании" он излагает взгляды на
воспитание джентльмена - человека уверенного
в себе, сочетающего широкую образованность
с деловыми качествами, изящество манер
с твердостью нравственных убеждений.
Другим известным учителем
был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци,
потративший все свои сбережения на создание
детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам,
пытаясь сделать детство школой радости
и творческого труда. На его могиле стоит
памятник с надписью, которая заканчивается
словами: "Всё - для других, ничего - для
себя".
И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая
фигура в истории педагогики. Кроме значительных
теоретических обобщений в области психологии
обучения и дидактики известен работами,
ставшими теоретической базой для дискриминационных
ограничений в образовании широких масс
трудящихся.
Стремление служить будущему
характеризовало прогрессивных педагогов
всех времен. Так, известный педагог и
деятель в области образования середины
XIX в. А.В. Дистервег, которого называли
учителем немецких учителей, выдвигал
общечеловеческую цель воспитания: служение
истине, добру, красоте." В каждом индивидууме,
в каждой нации должен быть воспитан образ
мыслей, именуемый гуманностью: это стремление
к благородным общечеловеческим целям".
В реализации этой цели, считал он, особая
роль принадлежит учителю, который является
живым примером для ученика. Он занимался
исследованием важных проблем, но более
всего - изучением противоречий, внутренне
присущих всем педагогическим явлениям.
Его личность завоевывает ему уважение,
духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка
- таков гуманистический смысл педагогической
деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры
в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая
премудрость, все методы и приемы обучения
и воспитания, по его мнению, несостоятельны.
Основой успеха учителя, считал он, являются
духовное богатство и щедрость его души,
воспитанность чувств и высокий уровень
общей эмоциональной культуры, умение
глубоко вникнуть в сущность педагогического
явления. Первоочередная задача учителя,
отмечал он, состоит в том, чтобы открыть
в каждом человеке творца, поставить его
на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного
труда.
Мировую славу русской педагогике
принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено
сделать труд полноценным воспитательным
средством. Созданные им учебники выдержали
небывалый в истории тираж. Например, "родное
слово" издавалось 187 раз. Его наследие
составляет 11 томов, а педагогические
произведения имеют научную ценность
и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского
сформулирована цель его жизни: "сделать
как можно более пользы моему отечеству".
Он достиг цели.
3.Педагоги
современники.
Бондаревска Е.В.предлагает
в концепции для реализации цели определить
содержательные базовые компоненты, которые
включают:
Интернализацию детьми универсальных
общечеловеческих ценностей, сохранение
совокупного духовного опыта человечества:
диалог между различными культурами и
народами; уважение к человеческой жизни,
осознание ее неприкосновенности; свобода
и ответственность;
Овладение детьми основными
сферами жизнедеятельности современного
человека, гуманизирующими личность и
отношения между людьми; художественное
и техническое творчество; забота о здоровье
и жилье; охрана природы и среды обитания;
общение с родителями и друзьями; совместные
экскурсии и путешествия; оказание помощи
младшим и старшим и другое;
Освоение материальных и духовных
ценностей общечеловеческой и национальной
культуры: научных, художественных, технических
нравственных и воспроизводство в творческих
видах деятельности;
Формирование опыта гражданского
поведения: участие в гражданских делах,
проявление гражданских чувств, отстаивание
прав человека, противодействие аморальным
явлениям и другое;
Накопление опыта эмоционально-насыщенных
ситуаций гуманного поведения: организация
детьми актов милосердия, проявление заботы
о близких, уважение прав и достоинства
других людей и другое;
Овладение детьми ситуациями
реальной ответственности, самостоятельности:
принятия решений, свободный выбор поступков
и ответственности за них, выбор способов
саморегуляции поведения во всех сферах
жизнедеятельности, овладение способами
самовоспитания и совершенствования и
другое".
Реализация базового содержания
воспитания опирается на принципы гуманизации
и теснейшим образом связана с гуманитаризацией
образования.
Важнейшими принципами реформирования
педагогического образования должны быть:
обращенность к общечеловеческим ценностям,
обращенность к педагогической культуре,
обращенность к детям, школе, обращенность
к индивидуальности, творческому потенциалу
учащегося.
Обращенность к общечеловеческим
ценностям означает возвращение педагогического
образования в лоно культуры, его гуманизацию,
гуманитаризацию, создание экологически
чистой культурно-образовательной среды,
отношение к учащемуся, как свободному
суверенному субъекту подготовки, ответственность
школы за качество его подготовки. Основное
содержание подготовки должна составлять
отечественная и мировая культура. Вуз
и школа должны иметь единое образовательное
пространство.
Овладение учащимися базовыми
основами культуры - фундаментальная задача
общепедагогической подготовки. Культура
рассматривается как динамическая система
общечеловеческих ценностей, творческих
способов деятельности и личностных достижений
людей. Поэтому основные задачи становления
и развития личности, как человека культуры
состоят в том, чтобы ввести учащегося
в мир культурных и общечеловеческих ценностей,
оказать помощь в овладении базовыми основами
культуры и развитии субъектных свойств
личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих
ориентации выделены:
человеческие: социальная защита
личности, помощь, поддержка его индивидуальности,
творческого потенциала;
духовные: совокупный опыт человечества,
отраженный в философских теориях и способах
мышления;
практические: способы практической
деятельности, проверенные практикой
образовательно-воспитательной системы;
личностные: способности, индивидуальные
особенности личности, собственного жизнетворчества.
Интернализация этих ценностей составляет
мировую культуру.
Базовые компоненты культуры:
гуманистическая позиция и личностные
качества; философские теории и творческое
мышление; опыт творческой деятельности,
обоснование собственной деятельности
как системы (дидактической); культура
поведения, способы саморазвития и саморегуляция
личности.
Система дисциплин и уровни
подготовки. С учетом необходимости усвоения
учащимися обозначенных компонентов культуры
определена адекватная номенклатура дисциплин:
основы культуры; деятельность и общение.
Другой, интересный взгляд,
изложен в концепции руководителя авторского
коллектива Газмана О.С.
"Выдвинутая цель - обеспечить
каждому школьнику базовое образование
и культуру как основу для
жизненного самоопределения. Основные
задачи педагогической работы
направлены на формирование способности
личности к культурной самореализации,
самоорганизации и самореабилитации.
Основные направления воспитательной
деятельности отражены в целевых
программах.
"Здоровье";
"Учение";
"Общение";
"Досуг";
"Семья".
При этом реализация программ
происходит с обеспечением процессов
самоопределения, самореализации, самоорганизации,
самореабилитации, которые выступают
важнейшими компонентами саморазвития
личности и становятся основными направлениями
педагогической работы".
"Много интересных идей
несет в себе оригинальная
системно-социальная концепция школьного
воспитания (автор Таланчук Н. М).
В основу концепции положен
системно-ролевой подход к формированию
личности. Отсюда задачи воспитания
в интегрированном виде сводятся
к подготовке подрастающего поколения
к выполнению семейных, профессионально-трудовых,
гражданских, геосоциальных и интерсоциальных
и само регулятивных ролей.