История профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 18:56, доклад

Описание работы

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.История зарождения………………………………………………………….4
2.Великие педагоги прошлого…………………………………………………5
3.Великие современники……………………………………………………….8
4.Развитие педагогической профессии в современном обществе…………12

Файлы: 1 файл

департамент образования администрации Владимирской области.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

в сфере "Семья" - сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

в коллективе - профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

в сфере "Общества" - патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных компонентов этих культур;

в сфере "Мир" - геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере "Я - Сфера" - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, "саморегуляции".

 

 

 

 

 

 

 

4.Развитие педагогической профессии  в современном обществе.

Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы

 

1.Основные профессиональные качества воспитателя, предъявляемые к личности педагога дошкольного образования

  • четкое видение современных задач дошкольного образования;

  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

  • гуманная педагогическая позиция;

  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

  • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл 
    деятельности педагога.

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.

Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма 
отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной 
квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников [1]:

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка;

  • знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;

  • знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;

  • участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;

  • результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;

  • результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;

  • уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;

  • обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;

  • качество организации развивающей среды группы;

  • результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;

  • рейтинг педагога среди родителей;

  • наличие обобщенного педагогического опыта;

  • наличие научно-методических материалов;

  • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе ГМО, РМО, МО ДОУ, секций, 
    педсоветов;

  • проведение открытых занятий, мастер-классов;

  • профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;

  • участие в профессиональных конкурсах;

  • поощрения педагога в межаттестационный период.

В экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения, форма которого разработана в Санкт-Петербурге [2], аналогичные показатели объединены в четыре группы:

  1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения.

  1. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.

  1. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их 
    достижений.

  1. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.

В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования  и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога.

 

 Компетентность — это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, 
компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное 
образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного 
достижения жизненных целей.

 Компетентность — качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие.

 

 Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В.Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности:

  • постановка целей и задач педагогической деятельности;

  • мотивация учебной деятельности;

  • обеспечение информационной основы педагогической деятельности;

  • разработка программ и принятие педагогических решений;

  • организация учебной деятельности.

Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников» [3]. Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом 
профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории.

Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принцип хотелось бы выделить принцип дифференциации .

 

2.В чём заключается гуманизация педагогической работы с детьми в «Концепции дошкольного воспитания»

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование “психологического благополучия ребенка” звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3—6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти — с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5— 20 лет. Около 50 % нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Информация о работе История профессии